Как потомственного казака, меня, естественно, с раннего детства глубоко интересовали этнические корни моих пращуров, полная драматизма и неразгаданных загадок история казачества, обжившего дикие степи Дона и Кубани по велению императрицы Екатерины Великой.
В детстве, хорошо помню, мне много и захватывающе повествовал о предках-казаках и своих боевых походах мой покойный ныне дед — Аким Иванович Юдин, получивший из рук самого Брусилова Георгиевский крест за пленение в Первую мировую войну австрийского офицера. Но о кровавой гражданской бойне и революции Аким Иванович говорил скупо, сдержанно и сильно волнуясь. Повзрослев, я узнал причину: от первого брака у деда были два сына: один погиб, будучи командиром красной сотни, при ликвидации остатков белогвардейских «банд» (за него дед получал небольшую пенсию до тех пор, пока в станицу не пришли гитлеровцы, уничтожив все документы и архивы. После войны Аким Иванович претендовать на восстановление пенсии за погибшего сына не стал, считая это делом не христианским...), а второй сын служил у белых, имел казачье звание есаул.
— Митро сгинул в неизвестности. Поплыл, наверно, с казаками Врангеля в Турцию, могет быть, аж в Америку. Хто теперича знаить?..» — скорбно говаривал дед, смахивая слезу...
Будучи студентом-филологом института, вчитываясь в бессмертные строки шолоховского «Тихого Дона», в образе Григория Мелехова я представлял себе младшего сына моего деда — лихого чубатого белогвардейца Дмитрия, смуглого, усатого, крутоплечего, навеки пропавшего на далекой чужбине.
Но почему бесследно пропавшего? Может быть, эмигрировав, стал он русским американцем, таковых было тысячи и тысячи после революции в России, благополучно прожил остаток жизни, сколько ему отпустил Господь, оставил потомков... Как знать, может, и у меня имеются родственники в сытой, богатой Америке. Да поди теперь, разыщи их...
Так кровавая мясорубка гражданской войны резала по живому, губила жизни, ломала судьбы миллионов людей, стравливая их в нещадной ненависти друг к другу. Особенно трагичной, как известно, сложилась судьба казачества в годы революции и первых лет советской власти. В отместку за верную службу царю и Отечеству последовали жуткие репрессии: злодеяние кровавых рук Свердлова и Троцкого — так называемое расказачивание, аресты, массовые расстрелы без суда и следствия, ссылки на вечное поселение...
На трагической судьбе шолоховского героя Григория Мелехова, имевшего реального прототипа — Георгиевского кавалера Харлампия Ермакова, мы познаем подлинную правду той страшной эпохи.
Однако о своем, личном я расскажу как-нибудь в другой раз. Сейчас же затрону вопросы научно-исторические и главный из них, который давно меня интересует: откуда есть пошла казачья земля?
Официальная историческая трактовка возникновения казачества порой так озадачивает, что волосы встают дыбом. Попробую и я, ничего не утверждая и не претендуя на сенсационность, озвучить эти вопросы.
Итак, кто же такие казаки? «...Вольные люди из бежавших от феодального гнета крепостных крестьян, холопов, горожан, селившихся на окраинах Русского государства... За оборону границ государства казачество получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление из выборных атаманов...» (Большая Советская энциклопедия).
«Казак» — ...представитель военного сословия, которое складывалось из вольных людей (Военный Энциклопедический Словарь).
По мнению историков, наиболее крупные казачьи области XV — XVI в.в. — это Днепр, Волга, Урал и Терек. И вот тут-то возникает сомнение: более неудачного места для того, чтобы спрятаться беглым холопам, сложно придумать, ведь именно вдоль этих рек направлены практически все крупные военные походы того времени, начиная с Ивана Грозного. Поиск беглецов в этих местах максимально упрощен: голые степи — это вам не дремучая сибирская тайга.
Однако историки уверяют, что все эти области были незаселенной, никому не нужной окраиной. Так сказать, захолустье. И действительно, что же еще могло достаться сбежавшим крестьянам?
Но здесь удивительно ровный теплый климат, обильные черноземные почвы, дающие два урожая в год, здесь произрастают овощи, фрукты, бахчевые культуры. Земля здесь такая плодоносная, что, по выражению писателя Шолохова, воткни в нее оглоблю — вмиг телега вырастет. Здесь обилие пресной воды. До сих пор эти области называются житницами и здравницами. Такие территории доставались только сильным и организованным людям, а не беспомощной, жалкой беглой голытьбе. И за более скромные места велись кровопролитные войны. А тут холопы получают себе просто рай земной. Все говорит о том, что казачество изначально развивалось при помощи и взаимодействии с царской властью, под неусыпным государевым оком. Правда, отношения вольнолюбивых казаков с царскими чиновниками нередко омрачались бунтами, кровавыми восстаниями.
Возьмем восстания XVII — XVIII веков — Болотникова, Разина, Пугачева. Кто воевал? Казаки. А как названы войны в учебниках по истории? Крестьянские бунты. Набеги на Москву, Серпухов, Калугу и другие среднерусские города второй половины XV — первой половины XVI веков. Кто набегал? Преимущественно казаки. Как названы набеги? Татарские. Пока низовье Волги воюет с Москвой, там располагается Астраханское Ханство, но как только в 1556 году заключается мир и это ханство присоединяется к России, здесь уже расположено Астраханское казачье войско. На месте Едисанской Орды — Запорожская Сечь, на месте Ногайской Орды — ногайские и яицкие казаки. Кстати, «казак» или «козак» - это тюркское слово, означающее «удалец». То есть православные русские крестьяне бегут от помещиков и называют себя почему-то чужим тюркским словом. Почему не китайским или шведским? Вообще, эти беглые холопы XV — XVI веков предстают перед нами настоящими полиглотами. Себя назвали по-тюркски, а военачальников своих обозначили гордым англосаксонским словом headman (гетман, атаман), что по-нашему означает предводитель, вождь (ВЭС, с. 53).
Стало быть, между казаками и татарами сразу установилась какая-то таинственная духовная, связь. Да и внешние связи очевидны: общие территории обитания, идентичное оружие, одежда, способ ведения боевых действий, названия орд-казачеств дополняются постоянными совместными действиями против внешних врагов. Например, против польской шляхты в 1648 — 1654 годах. Ощущение, что если между татарами и казаками и было какое-то отличие, то оно носило чисто внутренний этнопсихологический характер, т.е. этнически это были, конечно, разные народы.
Далее. Беглые освобождаются от налогов! Как это понимать? Историков это не смущает. Они говорят, что от налогов казаков освободили за то, что они защищали границы России от многочисленных набегов кочевых и горских народов Северного Кавказа. Но с чего это кто-либо будет защищать границы государства, из-под гнета которого он только что убежал?..
Есть страницы в истории казачества, которыми вряд ли можно гордиться. Например, имевшие место измены казаков и переходы на сторону противника. То целыми полками уходят к полякам, то к туркам, а то и вообще идут походом... на Москву, т.е. на своих благодетелей. Вопрос: зачем содержать царю-батюшке такое ненадежное войско? Зачем платить ему деньги? Такое войско надо расформировать и как можно скорее. Но московские цари этого почему-то не делают и прибегают к насилию только в случаях крайнего неповиновения буйных Разиных и Пугачевых...
Еще один вопрос. Воссоединение Украины с Россией произошло в 1654 году на Переяславской раде. Значит, области по Днепру, включая Смоленск, Чернигов, Киев и Запорожье, России до этого не принадлежали. А Крым и Кубань в то время находятся в руках татар, черкесов, больших и малых ногаев... Как же так? Ведь получается, что казачество зародилось за границей России и в состав империи попало уже в сформировавшемся виде?..
«Вообще, поражает то, что с первых дней своего существования казачество проявляет просто фантастическую активность, — размышляет Роман Ершов. — Бежавшие с разных мест России, разрозненные группы землепашцев и голытьбы, не имея никаких средств связи и оружия, моментально организовываются. И организовываются не в трудовую крестьянскую общину, а... в мощнейшее войско. Начинают военные походы во все стороны — Турцию, Речь Посполитую, Персию. Направляют экспедиции в Сибирь и Забайкалье. Их флот свободно плавает вверх-вниз по Дону, Волге, Днепру и Каспию. Всякий раз, когда жители обозначенных выше территорий воюют на стороне России, они именуются казаками. Как только они громят царские войска или берут русские города, они называются либо татарами, либо басурманами, либо восставшими крестьянами».
Возможно, что в какой-то момент нашей истории правда о казаках стала не выгодна правящей династии и государству, целые исторические страницы были вымараны из учебников, образовав «белые пятна». Вот и получается, что некий вор Емелька Пугачев, «...уклоняясь от воинской повинности, организовал серию длительных и кровопролитных войн, которые смог закончить только непобедимый А.В.Суворов» (ВЭС, статья «Пугачев»).
Я не историк и не критикую знаменитых исследователей, не пытаюсь переломить академическую точку зрения на историю казачества. Я всего лишь задаю вопросы, на которые, увы, пока ответов убедительных не найдено, и это, поверьте, еще не все вопросы. Есть гипотезы и предположения. Есть учебники истории, которые, к сожалению, год от года становятся не лучше. Есть энциклопедии и словари. Открывайте, читайте, думайте, пишите!
И последнее. Возрождение казачества сегодня, думаю, дело полезное, оно воскрешает память прошлого, старые добрые традиции, учит потомков правильно жить. Не лишне это делать и в «неказачьих» регионах, в той же Тверской области где проживают урбанизированные, «оцивилизованные», но все ж потомки казаков. Не надо только вносить в отношения нынешних казаков дух нездорового соперничества, агрессии, взаимной неприязни и раскола. Российское казачество по духу было единым, крепким, патриотичным, главным делом для него была защита Отечества. Вот на этой патриотической основе и давайте чтить память своих славных предтечей, возрождать традиции казаков.
...Отчетливо помню, как мой дед, наблюдая за ряжеными, погрязшими во взаимных склоках, вдрызг упившимися «казаками», которые, нещадно бия себя кулаками в грудь, истошно впаривали друг дружке, что они самые-самые что ни на есть «истинные» потомки казаков, а другие — «нечисть паршивая», адресовал им иронично-грубоватую, но точную рифму (ее я здесь подаю в смягченном варианте): «Мой дед — казак, отец — сын казачий, а он пес бродячий!..»
Да простится герою Первой мировой, покойному деду моему Акиму Ивановичу Юдину эта грубость. Царствие ему, православному, Небесное! Честь и вечная слава казакам, честно служившим Русскому Отечеству!