Тверская земля все еще остается сокровищницей с «дремлющим» потенциалом (природным и человеческим) и вымирающим населением. Колоссальный арсенал природных возможностей и социальной энергии региона используется пока не полностью и недостаточно эффективно. В прошлом году в области ушли из жизни 28 тысяч человек, а родились только 14 тысяч. Увеличивается, особенно среди молодежи — будущих пап и мам, — число нарко-, алко- и никотинозависимых, возрастает количество правонарушений и больных людей. Происходит и социальное старение населения: при сохранении сложившихся условий из сегодняшних 18-летних до физиологической старости доживут только 40—50%. Население нашей области нуждается в помощи на основе фундаментальных социально-политических изменений. Именно на необходимость срочной и радикальной модернизации всех сторон жизни страны обратил внимание президент России Д.А. Медведев в своем недавнем Послании Федеральному Собранию. При этом он подчеркнул: «Больше медлить нельзя! Вопрос стоит о выживании страны».
Выразив общее удовлетворение состоянием федеральной компоненты политической системы, Д.А. Медведев обратил специальное внимание на нерешенность многих политических вопросов на уровне регионов. Именно об этом нам и предстоит поразмышлять.
Модернизация регионального управления должна опираться на непререкаемое научное положение о том, что любое общество (в том числе поселение, город, район, область) является системой социального управления, ибо люди объединяются только в интересах самоорганизации и ее высшей формы — самоуправления.
Одним из важнейших объективных законов управления является закон обратной связи. В социально-политических системах управления это означает, что не только орган управления должен осуществлять контроль за объектом управления, но и объект управления должен иметь реальную возможность контроля органа управления и, при необходимости, властного воздействия на него в своих интересах. К сожалению, сегодня в нашей области необходимой, закономерной обратной связи населения с избранными им органами управления и их назначенцами фактически нет. Она воссоздается, да и то в ограниченной форме, только во время выборов, а затем на несколько лет разрывается, оставляя населению возможность лишь просить и жаловаться. А без обратной связи нет и не может быть управления, нет и не может быть демократии.
Раковой болезнью любой системы социального управления, от которой не освобожден и наш регион, является бюрократизм, непременно и непрерывно дающий широкие и глубокие метастазы по всему социально-политическому организму. Его причины и последствия хорошо известны — это преимущественно нравственные, экономические и организационные патологии руководства. Особую отрицательную роль в формировании и разрастании бюрократизма играет предоставление чрезмерных и непосильных прав аппарату управления. Вследствие этого технические работники, призванные лишь готовить проекты управленческих решений, а затем обеспечивать их управление; не обладающие компетентностью, информированностью, ответственностью, опытом, присущими руководителям; имеющие собственные интересы и следующие им, получают полномочия думать вместо руководителей и принимать управленческие решения вместо руководителей. В такой ситуации руководители не только лишаются первичного и животворного источника многих необходимых сведений, но и фактически жуют подсунутую им аппаратом информационную «жвачку». Последствия этого нетрудно предвидеть: погрешности в обратной связи и неизбежные издержки в руководстве, отягощенные еще и тем, что бюрократизм управления неизбежно порождает бюрократизм исполнения. Поэтому радикальная дебюрократизация является одной из фундаментальных и первейших основ его модернизации руководства.
Успешная и надежная модернизация регионального управления может быть осуществлена, прежде всего, на основе его просвещенной демократизации. Именно поэтому Д.А. Медведев и поставил задачу «…уделить особое внимание укреплению демократических институтов на региональном уровне». Для выполнения этой задачи необходимо, чтобы население не только квалифицировано избирало органы власти, но и имело реальную возможность всестороннего контроля работы всех органов управления, а также реальную возможность без сложных процедур и волокиты властного воздействия на них, обеспечивающего при необходимости и в оперативном порядке их частичную или полную замену. Поэтому каждому органу управления каждого уровня должен соответствовать избираемый населением полномочный общественный орган, например, народный комитет как еще один субъект концентрированного народовластия. Такие народные комитеты могут быть созданы на основе органов территориального общественного самоуправления (с непременным сохранением их функций) или наряду с ними. Они всегда, по Мандельштаму, будут чуять под собою страну, одними из первых ощущать изменение температуры общества, находиться на острие событий. Народные комитеты не будут мириться с негативными сторонами жизни и заниматься только видимой частью проблем.
Отсутствие в современной системе регионального управления форм общественного контроля означает полную недиалектичность, ненаучность управления: избранные органы власти и их назначенцы населению не подконтрольны и, по существу, перед своими избирателями никакой ответственности не несут.
Наконец, новое управление должно быть темпоральным, т.е. умеющим квалифицированно действовать во времени, относиться к времени как к важнейшему и единственному невосполнимому ресурсу, всегда быть современным и своевременным.
Всю эту работу призваны осуществить в самые короткие сроки органы власти, для которыз послание президента — поручение, обязательное к исполнению. Консультативную помощь органам власти могут оказать ученые (в частности, Тверского Государственного университета) и общественные организации. Только при этом условии будет обеспечен не опасный разгул незрелой, а плодотворный расцвет просвещенной демократии.
Георгий Комарницкий
<br>Руководитель Тверского отделения
<br>Ноосферной Акажемии наук,
<br>Доктор философских и кандидат педагогический наук, профессор.
<br>