То, о чем так долго говорили господа из Серого дома, свершилось. В ходе состоявшегося на минувшей неделе рабочего визита в Хакасию президент России Дмитрий Медведев подписал-таки указ о передаче в собственность республики ранее принадлежащих Госкомитету по управлению государственным имуществом РФ 75% акций ОАО "Аэропорт Абакан".
Напомним, что о жгучем желании получить под полный контроль воздушные ворота Хакасии правительство под руководством Виктора Зимина стало говорить буквально с первых дней своей работы. В августе 2009 года произошла трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, самолеты в единственном аэропорту республики садились непрерывно, и в этой нервной обстановке российский премьер Владимир Путин направил в "Росавиацию" поручение рассмотреть возможность передачи находящихся в федеральной собственности акций воздушной гавани терпящего бедствие региона в собственность Хакасии. К началу минувшего лета Серый дом дал понять, что на высшем уровне этот вопрос фактически решен, необходимо лишь пройти согласования в министерствах и ведомствах. С той поры региональное руководство говорило об аэропорте как о подведомственном объекте.
– Мы не можем любоваться на эти развалины!
– гневно вещал в июне 2010 года на заседании правительства глава Хакасии Виктор Зимин, имея в виду печальное место, куда прибывают VIP-товарищи из Москвы.
– Наверное, более десяти лет никаких реконструкций, даже обыкновенного ремонта нет. Нет техники, которая нужна для обслуживания.
Чтобы решить хотя бы часть имеющихся проблем, была принята долгосрочная республиканская целевая программа "Обеспечение развития воздушного сообщения в Республике Хакасия в 2010-2012 годах" с объемом финансирования более 13 млн. рублей. На эти, скажем прямо, хилые деньги (учитывая грандиозность подлежащего реконструкции предприятия) республиканские власти мечтали достичь космических результатов. По задумке, только в текущем году взлетная масса прибывающих и отбывающих бортов должна увеличиться на 14%; прирост обслуживаемого пассажиропотока – на 16%; якобы на 14% возрастет объем обработки грузов. В следующем 2012 году стахановские позывы должны иметь великолепное продолжение: рост взлетной массы – + 17%; прирост пассажиров – + 12%; грузов – + 15%.
Еще раз акцентируем ваше внимание – это планировали сделать всего на чертову дюжину миллионов. А какая благодать вырисовывается в свете последних решений! Согласно нынешнему президентскому указу, на условиях государственно-частного партнерства хакасское правительство должно в период до 2015 года привлечь в комплексную реконструкцию и модернизацию аэропорта астрономическую по нашим провинциальным меркам сумму – почти 938 млн. рублей. Республика безвозмездно получила в пользование здание аэровокзала, топливно-заправочный комплекс и вспомогательные помещения. Как радостно сообщает пресс-служба администрации Виктора Зимина, (цитата)
"теперь мы можем в качестве полноправного собственника управлять этим предприятием, вкладывать в него определенные инвестиции и получать прибыль".
Будем надеяться, что все именно так и будет, но, честно говоря, в этом вопросе еще много тумана.
Во-первых, сможет ли Серый дом найти необходимую для реконструкции сумму? По логике, инвесторы должны быть железно уверены, что контора, в которую они вложат свои кровные, действительно принесет немалую прибыль. После развала СССР абаканский аэропорт поводов для веры в его грядущее процветание не давал. Год от года пассажиропоток снижался, транзитных рейсов "грузовиков" становилось все меньше.
Предположим, что деньги на модернизацию аэропорта найдут. Станет ли из-за этого точка на маршрутных картах – Абакан – более привлекательной для авиаперевозчиков? Простых смертных интересуют цены на билеты, перевозчиков – количество пассажиров, благодаря которым рейс будет рентабельным. Пока что и с тем, и с другим в Абакане туго. И едва ли положение изменит капитальный ремонт зала ожидания, VIP-зала, сооружение у аэровокзала современной автостоянки и т.д.
К тому же заметим, что стратегическое для любого аэродрома подразделение – авиационно-техническая база (АТБ), без которой вообще осуществление рейсов невозможно, в правительственном перечне переданных республике объектов не значится. Исходя из этого можно предположить, что АТБ будет находиться под контролем одной конкретной авиакомпании. Заинтересована ли она в том, чтобы здесь у нее прибавилось конкурентов?
Ну и, конечно, не обойтись без упоминания взлетно-посадочной полосы (ВПП) местного аэропорта. Речь о ее ремонте шла еще с конца нулевых годов. Воз и ныне там. К этому моменту примерная стоимость таких работ – около 1,5 млрд. рублей. По идее, новому фактически собственнику аэропорта – Республике Хакасия – не стоит заморачиваться о том, где такие деньжища взять. ВПП, как и аэронавигационное и светосигнальное оборудование, по-прежнему будет находиться в федеральной собственности. То есть у Москвы должна по этому поводу болеть голова. Но вопрос:
"Когда федеральные власти действительно озаботятся имеющей отношение к обеспечению авиационной безопасности проблемой?"
– остается открытым.
Хотелось бы ошибиться, но обозримая перспектива видится так: блистает на солнце шикарный, но пустой аэровокзал, поскольку пассажиров пугают высокие цены на билеты, а авиаперевозчики Абакан стороной обходят – приземляться и взлетать с раздолбанной взлетно-посадочной полосы смертельно опасно.