Последнее время в средствах массовой информации много говорится об изменениях к "закону ОСАГО". Что изменилось и изменилось ли?
Для начала уточним, что изменился не сам Федеральный Закон, а пока всего лишь "Правила обязательного страхования владельцев транспортных средств". Изменения к ним утверждены Постановлением правительства РФ 28 августа 2006 г. № 525.
Само по себе введение обязательного страхования вызвало протест в умах и сердцах автовладельцев. Это понятно по той простой причине, что любая "обязаловка" чужда нашей природе. Тем не менее, с необходимостью ежегодно отдавать страховой компании энную сумму денег постепенно смирились. Задевать стало другое - почему нужно отдавать столько? Почему не меньше? Особенно это задевает тех, кто проездил безаварийно и не ощутил на себе прелести государственной заботы ни в качестве пострадавшего, ни в качестве причинителя вреда.
И вот Чудо свершилось! "Чудо" ли? Честно говоря, я несколько раз перечитав поправки не нашла для себя каких-то теоретических оснований для снижения страховой премии. Пролонгировав полис ОСАГО, убедилась в этом на практике. Возможно кому-то повезет больше и он сумеет сэкономить рубль-другой.
Однако, как юрист-практик не понимаю тишины по поводу кардинальных изменений, которые непосредственно затрагивают интересы, как потерпевшего, так и причинителя вреда. А для чего изначально задуман ФЗ "Об ОСАГО"?!
Реализация на практике данного закона предполагает, что в результате наступления страхового случая потерпевшему гарантировано возмещение ущерба, а у виновного водителя в определенной степени уменьшается головная боль в связи с этим.
Тем, кто за время действия закона уже прошел весь путь получения страхового возмещения в качестве потерпевшего, тот более или менее представляет себе, что это такое. Так, что же? Законодатель наконец-то решил упростить задачу потерпевшей стороне?
Как это было:
1. Заявление в страховую компанию должно было быть подано в 5-дневный срок (в исключительных случаях срок подачи заявления продлевался до 15 дней).
2. К заявлению должна была быть приложена "справка о дорожно-транспортном происшествии, выданная органом милиции, отвечающим за безопасность движения". Какая справка не уточнялось. При регистрации ДТП орган милиции выдавал и выдает справку формы №12, которая, как правило, дает информацию лишь о дате, времени, месте происшествия, а также о том, кто ее получил и какие повреждения причинены его автомобилю. Тем не менее, для принятия решения страховой компанией о выплате страхового возмещения реально необходима была справка формы №31. Ее получал в ГАИ сам потерпевший по запросу СК. Вставал вопрос: С какого момента нужно считать срок 15 дней, в течение которого СК принимает решение о выплате?
3. С момента подачи заявления в течение 5 дней СК получала право осмотреть, а потерпевший был обязан показать поврежденный автомобиль. После этого срока потерпевший мог ставить автомобиль в ремонт.
Не касаясь остальных подробностей, поясню, что при желании было легко уложиться с подачей заявления в СК в 5-дневный срок, приложив 12 форму справки и через 5 дней делать с машиной, что заблагорассудится.
Как будет теперь?
1. Якобы, сделав благо, законодатель уточнил, что теперь заявление должно быть подано "в кратчайший срок", (т. е. 5 дней отменили), но в срок не долее 15 РАБОЧИХ дней.
2. Уточнили также с форму справки - "справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утверждаемой Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации".
Данная форма утверждена 26 сентября 2006г. и включает в себя очень нужную информацию: и про всех участников ДТП, и про привлечение их к административной ответственности в связи с данным событием, и про СК, где застрахована их ответственность и еще массу интересного.
НО! Когда реально потерпевший сможет получить ЭТУ справку? Ведь ДО ее составления должно быть принято решение ГАИ (проведено дознание и др.). А эта справка является обязательным приложением к заявлению в СК. И только после этого начинает течь срок - 5 дней, которые даются СК для осмотра автомобиля. То есть, пока не будет добыта эта злополучная справка, заявление не подать и автомобиль не отремонтировать?
Остается только надеяться, что у сотрудников ГАИ и сотрудников страховых компаний здравый смысл возобладает и все каким-то образом на практике примет благопристойный вид. Как будет на самом деле - время покажет. Нам же остается быть готовыми к отражению нового витка бесчинств чиновников.