В последнее время много говорят о необходимости повышения интереса к выборам у российской молодежи. И в ряде регионов не только говорят, но и проводят соответствующую работу. Одним из таких регионов, несомненно, является Тверская область, где и облизбирком, и другие избиркомы вносят ощутимый вклад в это самое повышение интереса, стараясь при этом обходиться без разного рода бюрократических штучек. Особо примечательно, что работа ведется не только с молодыми избирателями, но и с ребятами, не достигшими избирательского возраста.
Здесь нет смысла описывать деяния тверских избиркомов в сфере молодежной политики. Желающие разобраться в данном вопросе могут заглянуть в Интернете на сайт облизбиркома www.tver.izbirkom.ru и узнать об этих деяниях много интересного и поучительного. Мы же попробуем разобраться еще кое в чем.
На юбилейном сотом заседании облизбиркома с гордостью было отмечено, что «в Тверской области прошли уже две избирательные кампании, в которых 18-летние могли реализовать свое пассивное избирательное право». То есть имелось в виду, что в нашей области и осенью прошлого года, и весной нынешнего баллотироваться в представительные органы местного самоуправления могли граждане начиная с 18-летнего возраста. В деле снижения возрастной планки для кандидатов в депутаты Тверская область в России в числе передовых. Но полезно ли само это дело? Тут однозначного ответа не существует…
Такой ответ мог быть, если бы все выборы в представительные органы местного самоуправления проводились по мажоритарной системе. Тогда все решали бы избиратели, и посчитай они, что стать депутатом достоин тот или иной юный гражданин, то какие тут могут быть претензии? Ведь граждане у нас разные: некоторые и к 18 годам успевают немало полезного для земляков сделать, так почему бы им депутатским мандатом не обзавестись.
Однако не будем забывать о том, что теперь часть депутатов на муниципальных выборах избирается по партспискам. И вполне возможно, что некоторые партии ради галочки будут включать в свои списки юных партийцев, ничего полезного в общественном плане еще не совершивших. Тогда в итоге получим мы так называемых профессиональных политиков, которые с младых лет варятся в политическом котле, прекрасно знают, как делать политическую карьеру, но мало что смыслят в реальной жизни и весьма мало озабочены проблемами обычных избирателей. Так что со снижением кандидатско-депутатской возрастной планки не все так просто.
Теперь о другом. Анализ возрастной структуры участников тверских выборов свидетельствует о росте активности молодых избирателей. Особенно это характерно для Твери. Взять хотя бы для сравнения выборы в областное Законодательное Собрание 2005 года и не столь давние первомартовские гордумовские выборы. В 2005 году избиратели в возрасте от 18 до 30 лет составляли 22,7 процента избирателей областного центра, в этом году — 21,51%. Но если четыре года назад избирателей указанной категории оказалось среди участников выборов всего 14 процентов, то нынче — 21,24%. Фактически в этом году 1 марта явка на выборы молодых избирателей почти не отличалась от среднегородской (36,62% против 37,08%), в то время как в 2005 году была более чем в полтора раза ниже (18,54% против 30,09%).
Прогресс вроде бы налицо. Но отнюдь не исключено, что обусловлен он не только (и даже не столько) благородной деятельностью избиркомов, но и чем-то совершенно неблагородным. Можно, например, предположить, что именно молодые избиратели оказались в этом году наиболее подвержены административному давлению, кое-где применявшемуся в целях повышения явки. В 2005 же году никто за высокую явку и не боролся.
Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного? На мой взгляд, следующие. Очень хорошо, что тверской облизбирком, другие наши избиркомы проявляют заботу о повышении активности молодых избирателей, о большей включенности тверской молодежи в выборный процесс. Очень хорошо было бы, если бы избиркомам побольше помогали в этом отношении и разного рода общественные организации. При этом всем им необходимо оценивать результаты своей работы без самообмана, чтобы понимать, когда имеет место рост неподдельного интереса молодежи к выборам, а когда возрастание интереса лишь имитируется, причем такими способами, которые вызывают у молодых избирателей явно негативную реакцию. Молодежная политика — дело тонкое, и тут от обманов-самообманов, шумих-показух особо много вреда бывает.