Евгений Шаповалов не хочет отвечать за свои слова?
Евгений Шаповалов не хочет отвечать за свои слова?
Исполком собирается утверждать тарифы предприятия, с которым совет решил разрывать договор?
После вручения городскому голове Евгению Шаповалову партийного билета руководитель городской организации Партии регионов Александр Булатников сказал мэру, что спрашивать с него теперь за работу будут по-партийному. Что ж, стаж пребывания в партии у Евгения Ивановича еще практически никакой, а вот спрашивать с него за работу уже надо.
В своей предвыборной программе Евгений Иванович обещал бердянцам сдерживать рост коммунальных тарифов. В прошлом году, передавая горводоканал в концессию, он торжественно объявил о том, что по договору концессионер целый год не будет повышать стоимость подачи воды и стоков. Концессионер приступил к работе в апреле. А уже в августе городским властям были даны на утверждение новые тарифы, чуть ли не вдвое большие действующих. Запущена процедура их обсуждения, в рамках которой в прошлую пятницу в ДК «Софит» прошли муниципальные слушания. Впервые за всю историю слушаний на них не присутствовали ни городской голова, ни его первый зам. Мастак давать обещания, Евгений Шаповалов, как видно, не хочет держать за них ответ перед народом. Именно потому слушания проводил заместитель мэра Валерий Харченко.
Стабилизец. Вот и верь обещаниям во время выборов
Сами за свои тарифы и проголосвали
Однако особенностью прошедших слушаний было не только отсутствие мэра. Так же впервые за всю историю этих мероприятий была предпринята попытка провести голосование по рассматриваемым вопросам. Такой вариант был предложен представителем общественной организации «Народный контроль» Романом Молодецким. Он обратил внимание собравшихся на тот факт, что положение о проведении муниципальных слушаний предусматривает возможность варианта голосования. И хотя у заместителя городского головы Валерия Харченко данная перспектива не вызвала оптимизма, идея проведения голосований по тарифным вопросам прошла.
Мы не будем углубляться в озвученные в ходе докладов цифры. О них уже много раз говорилось. Не будем передавать всех эмоций. Ведь ничего нет удивительного в том, что горожане с негодованием встречают очередной рост коммунальных тарифов. Отметим только то, что в условиях, когда местная власть самоустранилась от столь актуального вопроса, отношения между собой начали выяснять горожане, не работающие в теплосети и горводоканле, с горожанами, которые трудятся на этих предприятиях. Изначально спор возник из-за того, имеют ли право работники коммунальных предприятий принимать участие в слушаниях. Из 425 человек зарегистрировавшихся более 80 человек были работниками горводоканала и свыше 90 – теплосети. Если отбросить сотрудников исполкома, представителей ряда других коммунальных предприятий, сторонних, так сказать, горожан было чуть более 100. В итоге получилось так, что собравшиеся на муниципальных слушаниях проголосовали за повышение тарифов на воду до 11,94 грн. за куб для на селения (17,36 грн. – для предприятий, организаций, предпринимателей – словом, всех остальных) и на тепло – на 15%. Со стороны некоммунальщиков было, правда, высказано сомнение в правомерности участия в голосовании работников теплосети и горводоканлла. Однако в ответ на это заявление был выдвинут контраргумент: «А что, работники коммунальных предприятий не являются членами городской громады?» В общем, руками коммунальщиков вопрос повышения тарифов был протянут через муниципальные слушания.
Но дело, по большому счету, даже не в этом. Как бы ни закончилось голосование, вопросы экономики не решаются путем голосования. Проблема на данный момент в другом.
Если с концессионером расторгают договор, то как могут утверждать его тарифы?
Что касается водоканала, на сегодня создается достаточно сложный клубок юридических проблем. И первая из них заключается в том, что исполнительная власть фактически игнорирует решение городского совета. А решение это заключается в том, что еще в мае депутаты проголосовали за расторжение концессионного договора. К этой теме впоследствии возвращались еще дважды или трижды, но совет свое решение не изменил. На сегодня уже истек срок, который отводится на расторжение договора. Это 90 дней, которые закончились в августе. В ходе слушаний, правда, была названа другая дата – 27 октября. То есть на расторжение есть еще 26 дней.
Однако сути проблемы это не меняет. Если город будет расторгать концессионный договор, то как тогда можно рассматривать тарифы, которые предлагает ООО «Чистая вода-Бердянск»? Заместитель мэра Валерий Харченко в свое оправдание отметил, что концессионер дал очередное обещание: максимум до 26 сентября погасить почти 6 млн. старой задолженности. Это требование договора, которое не выполняется с апреля месяца. Но почему тогда было не перенести слушания на более поздний срок? И, в конце концов, кто дал Валерию Харченко право решать за совет?
Действительно, хотим мы того или нет, но экономические реалии требуют повышения тарифов на воду, стоки и тепло. Выросла стоимость газа, электроэнергии, минимальная заработная плата. Если говорить о горводоканале, то растут в цене еще и различные там коогулянты, реактивы и т. д. Другое дело, что происходит это на фоне экономического кризиса и в канун сложного для бердянцев зимнего периода безработицы. И вот тут, когда нужна роль городской власти, она фактически самоустраняется от проблемы. По договору, концессионер должен был в этом году погасить старые долги горводоканала и уже инвестировать первые 1,5 млн. в модернизацию предприятия. Ведь именно модернизация – это то, что не по силам городу, но это одновременно и единственная возможность сдержать рост тарифов. Вместо этого наработаны уже новые долги самим концессионером.
Так возникает логичный вопрос: если долги не погашены, если модернизация не проводится, ситуация ухудшается, а концессионер живет только за счет поступлений от абонентов, так для чего тогда вообще нужна была концессия? Повысить тарифы мог с успехом и горводоканал, являясь коммунальным предприятием.
Ответов на эти вопросы нет. И нет четкого представления о том, как видит нынешняя городская власть решение проблем коммунальных предприятий. Очень похоже на то, что этого видения нет вообще. Именно потому мэрия и попыталась спихнуть проблему горводоканала, отдав его в концессию.
Нет, в самой идее страшного ничего нет. Это мировая практика. Вопрос только в том, как и кому отдавать – это первое. И второе, отдать в концессию – это не значит забыть о существовании водоканала. Данный объект имеет стратегическое значение, а потому власть должна жестко контролировать концессионера. У нас же ситуация вырисовывается такая, что для мэрии сейчас, похоже, самое ужасное – это разрыв концессионного договора. Вот она и затягивает всеми правдами и неправдами выполнение решения сессии о разрыве концессионного договора. Но проблема ведь от этого не решается, а только усугубляется.
Мы будем следить за развитием событий. А пока можем констатировать такие факты. Обещанной Евгением Шаповаловым стабилизации коммунальных тарифов в городе не произошло. Мэр оправдывается тем, что якобы сэкономил бердянцам 10 млн. грн. за те месяцы, что стоимость воды и стоков не увеличивалась. На самом деле планируемое почти двукратное увеличение цены подачи воды и водоотведения означает, что горожанам придется вернуть эти 10 млн. грн. сторицей. Но вернуть уже не коммунальному предприятию, а концессионеру, к которому по-прежнему масса вопросов и судьба которого так же остается неопределенной.
И еще, если с теплосетью все более-менее ясно, то что касается тарифов по водоканалу, тут, как минимум, три организации намерены оспорить это решение в суде, если, конечно, оно будет принято…Автор: Павел ВЛАДИМИРОВ