«Хоть бы эту ихнюю косу вообще смыло, лишь бы нашего Геннадия Ивановича вернуть», – так кричала на всю улицу одна из участниц стоявшего в прошлую пятницу у здания городского суда пикета в поддержку Евгения Шаповалова. Но «ихняя» это коса или все-таки наша общая – решать каждому из нас. А всем, кто считает косу нашей, судьба ее, думается, не безразлична. Именно потому не сегодня, не вчера, а еще в прошлом году при мэре Валерии Баранове депутаты нынешнего городского совета инициировали вопрос разработки и утверждения на сессии программы по развитию косы. Правильнее ее было бы назвать – по сохранению и развитию косы.
И вполне естественным было желание совета, принимавшего эту программу, узнать о том, как же она выполнялась на протяжении почти полутора лет. В прошлый четверг с докладом по этому вопросу выступил первый заместитель городского головы Петр Гончарук. Именно он обеспечивал контроль за выполнением программы. Но, как выяснилось, делал он это настолько «хорошо», что едва не схлопотал «неуд».
Строительство на косе: уничтожение или все-таки спасение?
Заметим, что эти же депутаты, которые сегодня критикуют Евгения Шаповалова, тогда высказали ряд серьезных претензий городскому голове Валерию Баранову и его команде. Самому Валерию Алексеевичу критика, естественно, не очень понравилась, однако никакой трагедии из этого он не делал, инициатив по роспуску совета «не толкал», а наоборот, принял участие в разработке программы по развитию косы.
О проблемах нашей «жемчужины» говорят уже несколько лет. Кстати, одним из первых о наступлении моря на берег в районе детского тубсанатория и об угрозе его соединения с близлежащими грязевыми лиманами автор этих строк писал еще в 2002 году. Тогда строительство аквапарка находилось еще в стадии обсуждения. Это уже потом на него начали «вешать всех собак» в связи с размытием берега в районе лиманов и санатория «Бердянск» в частности. Но в 2002 году аквапарка еще не было, а волны уже «съедали» берег. Кстати, в самом узком месте косы, в районе баз отдыха «Моряк» и «Южная», проблемы появились задолго до 2002 года. А интенсивная застройка косы в то время только начиналась. Хотя именно застройку косы многие и ставят в вину Валерию Баранову, мол, из-за этого море начало размывать берег.
Но отметим, что есть и другая точка зрения. Ее сторонников меньшинство, тем не менее, они полагают, что именно строительство и спасает пока косу. Если бы собственники баз не хотели сохранить свои объекты, косу давно бы уже перемыло. Причем не только в районе «Длинной стоянки», но и в районе той же базы отдыха «Южная».
Мы не сможем сказать, какая из спорящих сторон права, а какая нет. Ответ на этот вопрос сможет дать только наука. Но в нашем архиве сохранились интересные фотофакты. Посмотрите. Эти похожие на пещерные сталактиты «хрустальные» ветви – не что иное, как лежащие в замерзшем море деревья посадки перед «Длинной стоянкой». В 2005 году, и особенно в 2006, море активно устремилось в этом направлении, стремительно приближаясь к дороге. Причем не в самом узком, а в самом широком месте. Снимок сделан в январе 2006. А рядом с ним – сентябрьский снимок 2005 года – это же место, но здесь еще много деревьев.
К слову, по информации председателя депутатской комиссии по земельным вопросам Анатолия Пастухова, в нынешнем году были желающие взять в аренду участок косы рядом со шпорой, как раз в районе «Длинной стоянки». Они хотели выполнить берегоукрепление, насыпать берег и вести здесь свою хозяйственную деятельность. Евгений Шаповалов и его приближенные были решительно против. В итоге косу в этом месте едва не перемыло, и деньги на берегоукрепление тратил город.
В общем, в свете подъема уровня Азовского моря, как отмечают гидрогеологи, в среднем на 1 см в год, винить застройку косы в размывании ее берегов – это вопрос очень спорный.
Январь 2006. Это посадка у спортивного лагеря «Олимпиец» перед «Длинной стоянкой». Посадку море практически съело
Это же место. Осень 2005. Посадку только начинает размывать
«Длинная стоянка», место размыва. Февраль 2007. Никакой шпоры нет и в помине. Но дорогу уже подмывает. Вдали, где сейчас намыт песок, виднеется целая вымоина в маслиновой посадке
Мэры меняются – ответственный неизменный
Другое дело замусоренность косы, перенасыщенность машинами, стихийные палаточные городки, превращение заказника на Дальней косе в кемпинг для туристов, а пляжей – в полосу препятствий для джипов. Вот к этому городские власти оказались не готовы. И это справедливо ставилось в вину тому же Валерию Баранову, а в нынешнем году и Евгению Шаповалову.
Когда в прошлый четверг по этому вопросу в сессионном зале разгорелась дискуссия, депутат от «Поры» Роман Нагорный в сердцах заметил, что оголовок косы превратился в свалку еще при Валерии Баранове. Так чего ж винить в этом Евгения Шаповалова и его первого зама Петра Гончарука?
И это правда, но неполная. При Баранове на косе хотя бы пытались гонять автомобили, заезжавшие в зеленую зону. Да, малоуспешно, но пытались, и одним из пунктов программы по развитию косы как раз и ставилась задача навести в этом вопросе порядок.
Евгений Шаповалов стал исповедовать другую политику. В июле во время объезда косы с депутатами он не запрещал, а, наоборот, разрешал отдыхающим размещаться в зеленой зоне. Только мусор просил убирать за собой. Естественно, так же на это реагировали и муниципалы. За все лето в отношении водителей, заехавших в зеленую зону, было составлено лишь несколько протоколов. При этом мусор отдыхающие за собой, естественно, не убирали.
Ну ладно, мэр. Он, как все увидели, далек от вопросов работы городского хозяйства и далек от понимания многих проблем. Это не вина Евгения Шаповалова – это его беда. А вот его первый зам работает в исполкоме уже 8 лет и более трех из них является первым заместителем. И вопрос по косе, точнее, по выполнению программы, контролирует он. Так что спрос с него вполне логичен и естественен. К этому вопросу можно, конечно, примешивать и политику: мол, не хотят простить депутаты Гончаруку хаоса, который он внес в выборную компанию и его работу с Евгением Шаповаловым. Но одно бесспорно и очевидно – ответственность за конкретный участок работы. Это то, чего нет в нашей стране и с чем плохо в нашем городе. Но, в конце-то концов, она должна быть!
Петр Адольфович – управленец с опытом. Но очень большой демагог. Сказывается комсомольское прошлое. Даже ничего не сделав, он, тем не менее, может подготовить обширный доклад о проделанной работе.
Мои коллеги-журналисты не дадут мне соврать. В журналисткой среде Петра Адольфовича воспринимают уже давно с улыбкой, как говоруна и очень неконкретного человека. Взять ту же косу. Несколько лет подряд в мае начинается разговор о подготовке пляжей к курортному сезону. Ставится вопрос о раздевалках, о навесах и прочих услугах. В сторону арендаторов звучат угрозы, с ними грозят разорвать договоры за невыполнение условий, но не более того. Ничего этого не делается, и одна и та же картина повторяется из года в год.
Так, к слову, происходит не только с пляжами. Аналогичная картина – с незаконной торговлей, и с шумом в кафе и ресторанах у нас в городе. Со всеми этими проблемами Петр Адольфович как человек, отвечающий за данное направление, начинает разбираться только в конце курортного сезона. Так было и при Валерии Баранове, так все осталось и при Евгении Шаповалове.
Вот почему, говоря конкретно о косе, депутаты и предъявляли претензии не Евгению Шаповалову, которому на тот момент уже объявили импичмент, а его первому заму Петру Гончаруку.
«Неуд» Гончаруку: предвзятость или за дело?
Повторюсь, с точки зрения политической ситуации можно, конечно, предположить, что депутаты были предвзяты к Петру Гончаруку. Он все-таки выступил с обширным отчетом. Но кто был этим летом на косе, сами для себя определите, многое ли изменилось на нашей «жемчужине» за последние два года в плане наведения порядка. Лично мне кажется, что нет. Так зачем же тогда была принята программа? Кому нужно это очковтирательство?
Опять же спорить можно без конца, но согласитесь, о многом говорит тот факт, что сам докладчик признал: за полтора года с момента принятия программы до 40% лиц, ответственных за те или иные направления этой программы, уже даже не работают в исполкоме. И за все это время главный ответственный Петр Гончарук даже не удосужился их заменить. Это ли не красноречивое доказательство того, насколько «усердно» программу пытались реализовать, не только при Шаповалове, но и в прошлом году, еще при Валерии Баранове.
– Я считаю, что как должностное лицо, отвечающее за выполнение программы по развитию косы, Петр Гончарук сработал неудовлетворительно, – считает депутат от Блока Литвина Виктор Кулибаба. – Мы услышали в докладе Петра Адольфовича много информации, но мало что о выполнении вполне конкретных 82-х пунктов программы. Вы посмотрите: программы благоустройства пляжей за полтора года нет, расчетов по стоимости ограждения нашего заказника – нет. Новых стоянок на косе нет, хотя места для них архитектура определила давно. И таких «нет» можно перечислять много.
Опять же, Виктора Кулибабу, конечно, можно упрекнуть в предвзятости. Но такого же мнения и депутат-регионал Алексей Гулин, и коммунист Сергей Милусь. Последний вообще сказал: «Оценку работе Петра Гончарука дал сентябрьский размыв косы в районе «Длинной стоянки». Ведь программа развития косы предполагала работу и в вопросе берегоукрепления. А тут царил полный застой, аж пока гром не грянул».
Ответственность – основа любой работы
Однако, несмотря на жесткую критику, предложение о признании работы Петра Гончарука неудовлетворительной не прошло. За это решение проголосовали только 23 депутата. А надо более 30. И хотя «неуд» не означал автоматического увольнения Петра Гончарука с должности, тут, по всей вероятности, свою роль сыграл фактор кадрового дефицита. Эта проблема была и при Валерии Баранове. Но сегодня она усугубилась. Возможно, поэтому часть депутатов посчитала нерациональным обострять ситуацию с Гончаруком, когда в исполкоме и так особенно работать некому.
Петр Адольфович никогда не слыл большим стратегом, но был неплохими исполнителем. Но эту исполнительность всегда очень важно было контролировать. Тот же Валерий Баранов не раз критиковал Петра Гончарука за излишнюю бюрократизацию. Поэтому тут очень важен именно спрос. Без спроса за сделанное и без ответственности Петр Гончарук может безнадежно «заговорить» любую проблему, годами ее не решая. Именно в силу этих обстоятельств Петр Адольфович и не пользовался особым доверием у горожан. А потому и не стал в марте 2008 года после ухода Валерия Баранова в Верховную Раду подобием российского Медведева у Путина.
Так что кадровый дефицит – это, конечно, проблема. Но «свежую кровь» искать тоже надо…Автор: Павел ИЩУК