Дядя президента Иван Шеломов геройски служил в НКВД
Дядя президента Иван Шеломов геройски служил в НКВД
В книге «От первого лица» президент Владимир Путин пишет, что его отца Владимира Спиридоновича в 41-м забрали на фронт в истребительную дивизию НКВД: она действовала в тылу немцев. Но ветераном войск ОГПУ-НКВД был и родной дядя президента.
О дяде В.В. Путина со стороны матери - Иване Ивановиче Шеломове обычно пишут, что служил флотским офицером в морских частях. Действительно, уже в сентябре 41-го он был на передовой - начальником оперативного отделения военно-морской базы «Ручьи» Краснознаменного Балтийского флота. Но прежде Иван Шеломов служил в морских частях ОГПУ-НКВД.
Родился Иван Шеломов в крестьянской семье 3 марта 1904 года в деревне Заречье Тургиновской волости; ныне эта деревня относится к Тургиновскому сельскому округу Калининского района. В семнадцать лет окончил школу 2-й ступени; в октябре 26-го - Военно-морское подготовительное училище; в мае 30-го - Ленинградское военно-морское училище имени Фрунзе; в мае 37-го - Военно-морскую академию РККА имени Ворошилова. Член Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) с 1931 года. В ходе переаттестации на персональные воинские звания в марте 1936 года ему присвоили звание старшего лейтенанта, но уже через год (4 мая) произвели в капитан-лейтенанты.
Тянул он военную лямку ровно тридцать лет и один месяц, с сентября 1924 года по октябрь 54-го. Причем с мая 1930 года и по 8 июля 1941 года (с перерывом на учебу в ВМА) находился в кадрах морской охраны погранвойск ОГПУ-НКВД. В его послужном списке указано: вахтенный начальник (помощник командира корабля «ПК-103»), командир канонерской лодки с 1 декабря 1930 года и командир группы канонерских лодок с 13 мая 1932 года морской базы ОГПУ полномочного представительства ОГПУ Северо-Кавказского военного округа. Успехи Ивана Шеломова в службе не остались незамеченными. Полпред ОГПУ СКВО поощрил его за написание лоций рек Дон и Донец, а нарком внутренних дел Азербайджанской ССР наградил за отличия при несении службы по охране границы на Каспии.
К середине лета 1937 года он - командир морпогранбазы №7 Каспийского погранотряда войск НКВД. С 16 июля - начштаба, с 6 февраля 1939 и до 6 сентября 40-го - врид начальника 62-го Владивостокского морского погранотряда войск НКВД, уже капитан 3-го ранга.
Затем, до марта 41-го, он - начальник 1-го отделения штаба Управления погранвойск Приморского округа. Позднее, до 8 июля - врид начальника 7-го отделения оперативного отдела 1-го управления Главупра погранвойск НКВД СССР. На этом его служба в НКВД закончилась: отныне он служит на военном флоте. Первая должность - начальник оперативного отделения морбазы «Ручьи» Балтфлота. Затем в течение месяца (август - сентябрь 1941-го) - старший морской начальник на рейде Усть-Луги. Как гласят архивные документы, Иван Шеломов, находясь в зоне интенсивных артиллерийско-минометных и авиационных ударов противника, проявил «упорную настойчивость и дерзкую смелость» при эвакуации из базы флота шестимесячных запасов продовольствия, жидкого топлива и технического имущества. Для этого он собрал всех, кого мог: береговую команду ДСКА, пожарную команду, караул продовольственной базы, рыбаков и рабочих электростанции. Из-за отсутствия автовозов и паровозов большинство вагонов и железнодорожных платформ подкатывали к складам большей частью вручную. Под личным руководством Шеломова автомашины вывозили муку с железнодорожной станции на баржу.
Части 48-й стрелковой дивизии имени М.И. Калинина, обороняющие Усть-Лугу, оставили ее. Станция Усть-Луга попала под артиллерийский и минометный обстрел. Тем не менее люди Шеломова вывезли свыше 1500 тонн грузов, не оставив противнику ни килограмма продовольствия, ни литра топлива. Демонтировали и вывезли даже электростанцию.
Бесспорно, Иван Шеломов проявил завидную выдержку и редкое самообладание, ведь 48-я дивизия была своя, калининская. Двадцать лет, с 1921 года и до июня 40-го, она базировалась на территории Калининской области. К слову, будущему Маршалу Советского Союза и начальнику Генштаба Александру Василевскому довелось покомандовать каждым из трех ее стрелковых полков. Но в первые недели войны дивизия пережила тяжелейший кризис, понеся тяжелые, трудновосполнимые потери при встречном бое с немецкими танковыми дивизиями. Уже 4 июля дивизия насчитывала всего 1100 активных штыков и 35 орудий разных калибров, настолько она была обескровлена. А после того как ее бывший командир генерал-майор Павел Богданов 17 июля сдался в плен, комдивы часто менялись: Богданова сменил полковник Карп Муравьев, на его место поставили подполковника Ивана Романцева, а в последний день сентября командование принял полковник Николай Угрюмов…
29 сентября Шеломова назначили заместителем начальника отдела боевой подготовки штаба Балтфлота и начальником (с 10 октября) оперативного отряда особого назначения. На этом ответственном посту он находился до 25 октября. Затем, до 14 января 1942 года, он - младший оператор оперативной группы заместителя наркома ВМФ при командующем Северо-Западным фронтом.
Иван Шеломов сделал все возможное для спасения семьи своей родной сестры - Марии Ивановны Путиной, проживавшей в Старом Петергофе. В.В. Путин вспоминает: ««Когда маме стало совсем тяжко, ее забрал в Питер мой дядя, морской офицер, он служил в штабе фронта, а штаб располагался в Смольном. Брат приехал и вывез ее с ребенком под обстрелом и бомбежками». И далее: Марии Ивановне Путиной всю блокаду «помогал брат, он подкармливал ее своим пайком. Был момент, когда брата куда-то на время перевели, и она оказалась на грани смерти».
До конца ноября 44-го И.И. Шеломов служил начштаба охраны водного района главной базы Ленинградской военной флотилии. В капитаны II ранга его произвели 4 июня 1942 года. Через два года его представили к ордену Ленина - за разработку и осуществление плана высадки с моря в район Тулокса-Видлица 70-й морской стрелковой бригады.
Бригада формировалась на станциях Колония, Калачинск и Корниловка Омской области за счет Тихоокеанского флота и военно-морских учебных заведений; в боевых действиях участвовала с 10 января 1942 года. Морские стрелки десантировались с борта почти семидесяти кораблей и судов. В ходе операции Иван Шеломов «самоотверженно работал по организации питания высаженного десанта боезапасом, продовольствием и переброске крупной артиллерии к месту высадки, находясь под артиллерийско-минометным огнем противника».
23 июня десант закрепился на берегу. Бригада вышла на севере к середине перешейка у озера Линдоя, перерезала шоссейную и железную дороги и подошла к реке Видлица. К исходу дня противнику удалось сосредоточить в районе высадки превосходящие силы. Стремясь сбросить морских стрелков в озеро, вражеские войска перешли в контратаку. В течение суток противник предпринял до двадцати атак по всему фронту, и к полудню 24 июня десант начал испытывать недостаток в боеприпасах и людях. Тогда командующий флотилией приказал отряду канонерских лодок передать десантникам до 60 процентов корабельного боезапаса. Артиллерия кораблей вела систематический огонь, уничтожая живую силу и технику врага. Противник, не добившись успеха, перешел к обороне.
Правда, за эту операцию Ивана Шеломова наградили только орденом Отечественной войны 1-й степени. Чья-то начальственная рука на титульном листе перечеркнула слова «орден Ленина» и начертала «ОВ. 1 ст.». 70-я морская стрелковая бригада была награждена орденом Красного Знамени.
С ноября 44-го Иван Шеломов три года служил на штабных должностях на Северном флоте, сначала занимаясь охраной водных районов, а потом служа офицером в распоряжении командующего Северным флотом, начальником организационно-строевого отдела. 7 июня 1947 года произведен в капитаны I ранга.
С декабря 47-го Иван Иванович служил заместителем начальника Бакинского военно-морского подготовительного училища, начальником кафедры Калининградского высшего военно-морского училища, заместителем начальника Рижского речного училища. В январе 55-го его по болезни уволили в запас на основании приказа министра обороны СССР № 06412 от 21 декабря 1954 года по ст. 59 п. «б» (болезни) с правом ношения военной формы с особыми отличительными знаками на погонах.
К этому времени Иван Шеломов имел орден Ленина, по два - Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды и не менее шести медалей. Шеломов вернулся в Ленинград и жил там до самой смерти. Похоронить себя он завещал на родовом погосте в деревне Непеино, ныне Тургиновского сельского округа. На его могиле надгробие из черного мрамора с изображением якоря и надписью: «Шеломов Иван Иванович. 1904 - 1973». Владимир Путин писал, что «родственники ездят туда отдыхать», в Заречье. «Родственники» - это дочь каперанга Любовь Ивановна Шеломова, двоюродная, значит, сестра президента, и ее сын Михаил.