То и дело приходится слышать о некоем «воспитании патриотизма». Непонятно только, что тут понимается под «патриотизмом» и что под "воспитанием".
На мой взгляд, наиболее разумно считать патриотом человека, отдающего стране, гражданином которой он является, предпочтение перед прочими странами вне зависимости от истории и состояния дел своей страны, старающегося принести своей стране как можно больше пользы и не приносящего ей никакого вреда. Этот человек вполне может быть прекрасно осведомлен о темных пятнах в прошлом и настоящем своей страны, вполне может видеть серьезное отставание своей страны от иных стран во многих сферах, но для него все равно своя страна будет дороже любой другой.
К сожалению, складывается впечатление, что у нас хотят воспитать таких «патриотов», которые будут отдавать предпочтение России в силу убежденности, что мы самые великие, что почти все и почти всегда у нас было лучше, чем у других, что российское начальство почти всегда отличалось в лучшую сторону от любого заграничного начальства. Отсюда приукрашивание и нашей истории, и нашей действительности, отсюда и всякие сказки о мудрости наших правителей.
Такой подход к воспитанию патриотов малопродуктивен. Можно, конечно, оболванить определенную часть населения, но, скорее всего, эта часть окажется наименее полезной для страны. Умные и полезные люди оболваниванию не поддаются. Большинство из них все равно будут настоящими патриотами, однако меньшинство умных и полезных вполне может отреагировать на попытки их оболванить неправильно и превратиться в таких себе пофигистов, а то и в антипатриотов. В целом же от указанного подхода вреда окажется явно больше, чем чего-либо хорошего.
Теперь, собственно, о «воспитании». Чаще всего у нас подразумевается, что есть такие «учителя-воспитатели», они чего-то там в головы воспитуемым вкладывают, и те патриотами становятся. На самом деле все много-много сложней, и свою роль в воспитании патриотизма играет немалое число факторов, среди которых фактор «учителя-воспитателя» далеко не самый главный.
Да, бывают люди, личность которых может сформироваться в первую очередь под влиянием хорошего педагога. Но велик ли процент таких людей, а тем более велик ли процент хороших педагогов? И вряд ли стоит сомневаться, что в подавляющем большинстве случаев основной учитель не «учитель-воспитатель», а сама жизнь.
Пришлось недавно прочесть, что в Российской империи плохо патриотизм воспитывали, вот империя и развалилась. Все бы ничего, если бы при этом не имелась в виду плохая работа все тех же «учителей-воспитателей». Работа, может, действительно была плохой, но не в ней суть. А в том, что в России существовал антагонизм между простым народом и «образованными классами», причем внутри этих «классов» тоже противоречий было в избытке. Когда никаких серьезных отрицательных воздействий извне не было - страна держалась, а как такие воздействия случились - начинала идти вразнос.
Особо огорчает выпячивание вклада «учителей-воспитателей» в великую победу нашего народа в Великой Отечественной войне. В реальности на эту .Великую Победу очень много чего работало. И наш менталитет, сформировавшийся задолго до появления «советских учителей-воспитателей», и наши просторы, и наш экономический потенциал, и численность граждан СССР. Главное же то, что граждане СССР уже вскоре после начала войны осознали, что гитлеровцы многим из них несут смерть, а подавляющему большинству остальных - порабощение.
Пока же не осознали - немало всякого было. И подвиги наших бойцов и командиров уже в первые часы (а то и минуты)войны, и победы над гитлеровцами на отдельных участках фронта, и миллионы наших военнослужащих, сдавшихся в плен или разбежавшхеся кто куда.
В сталинском СССР антагонизм между «низами» и «верхами» был еще побольше, чем в царской России. И широкого распространения настоящего патриотизма в стране быть не могло. События лета 1941 года это наглядно подтвердили.
Разговор о соотношении влияний «учителей-воспитателей» и реальной жизни на граждан СССР и нынешней России можно продолжать и продолжать. Но оставим его на потом, а здесь отметим вот что. Антагонизм между «широкими народными массами» и правящей публикой существует в России и сейчас. В обозримом будущем не просматривается никаких серьезных отрицательных воздействий на Россию извне, и, казалось бы, с вышеотмеченным антагонизмом можно и смириться - ничего страшного все равно не произойдет. Но лучше все же постепенно сводить антагонизм на нет. Ибо ощущение того, что руководители страны, правящий класс страны живут одной жизнью со страной, что «государство» в смысле «совокупность институтов власти» не мешает нормально жить «государству» в смысле «стране», гораздо больше способствует развитию патриотических настроений, чем сотни всяких «центров патриотического воспитания» и сотни тысяч «учителей- воспитателей». А без таких настроений нам удачи не видать. Как и много чего другого.