Недавно в Риге состоялся международный конгресс европейских социал-демократических партий. Одним из его гостей был и депутат парламента Венгрии Чаба ТАБАЙДИ. Известный правозащитник, он является наблюдателем от Венгрии при Европарламенте. Г-н Табайди боролся как за права нацменьшинств в Венгрии, так и венгерской диаспоры за рубежом.
Проблемами нацменьшинств он начал интересоваться еще когда работал в советские времена дипломатом в Москве. В те годы г-н Табайди побывал в Эстонии, Литве и на Украине. Тогда его коробило от того, что на Украине телерепортаж футбольного матча с участием знаменитого киевского «Динамо» звучал по-русски, а не по-украински, а в Таллине и Вильнюсе в магазинах и на рынках слышна была практически лишь русская речь. Тогда г-н Табайди был на стороне латышей, литовцев, эстонцев и других коренных народов республик СССР в борьбе за их право на свободу.
– Теперь ситуация изменилась и следует защищать права русских и представителей других народов, живущих в ставших свободными Латвии и Эстонии, – считает г-н Табайди. – Ибо с их правами теперь считаются намного меньше, чем с правами коренного населения этих стран в СССР. Положение с правами нацменьшинств в вашей стране вызывает озабоченность и в Совете Европы, и в ЕП. Можно в какой-то мере понять боязнь титульной нации – нацменьшинств в стране больше 40%. Но способ, которыми она пытается решать проблему нацменьшинств, ведет в тупик.
– Как вы относитесь к попыткам России помочь в разрешении проблем своих соотечественников?
– На мой взгляд, Россия должна была бы извиниться перед странами Балтии за оккупацию. Это бы стало хорошим началом для диалога и с россиянами, и с русскоязычными Латвии и Эстонии.
– Но по такой логике и Монголии следует извиняться за иго – и перед Россией, и перед Венгрией. А Латвии – перед Россией за поддержку латышскими стрелками большевиков, без которых, к слову сказать, и оккупации не было бы… К тому же, если Россия извинится, то где гарантия, что власти Латвии не сочтут это легитимизацией понятия русских как оккупантов и не потребуют от них покинуть страну?
– И все же думаю, что диалог мог бы начаться с извинений, может, и взаимных. А насчет выдворения русских – не верю, что такое возможно. Не те времена.
– А представить себе, что человеку, родившемуся в стране, не дают ее гражданства, мотивируя тем, что он – потомок оккупанта, можете? А ведь многие русские приехали в Латвию по приглашению на работу – во времена СССР латвийские эмиссары искали рабочую силу для строительства всего того, что сейчас наследием оккупации именуют...
– В Венгрии такое просто невозможно. Не предоставлять гражданства по праву рождения негуманно, недемократично и не по-европейски. Властям Латвии не следовало бы смешивать понятия и не считать оккупантами тех людей, которые мирно приехали в Латвию, когда она была частью единой страны…
– Вы уже сталкивались с ситуацией, подобной той, в которой оказались русскоязычные Латвии?
– Почти то же самое приходилось видеть в Румынии, где
2 миллиона венгров, в Словакии, где их 600 000. Там тоже старались их притеснять, пытались ассимилировать или вытеснить из страны. Пытаются это делать и сейчас, но уже в гораздо меньшей степени, в целом ситуация нормализовалась. Но Латвии освободиться от 40% населения практически невозможно, и если латышское большинство не найдет компромисс, то страна просто не сможет развиваться как полноценное государство. Ибо вспышки национализма большинства и розни на этой почве сделают прогресс невозможным. Поэтому решение проблем нацменьшинств прежде всего в интересах самого большинства.
– Что же мешает большинству это понять?
– Венгерский политолог Пибо объясняет это так называемым «психозом маленьких народов». Он проанализировал психоз венгерского народа, образовавшийся вследствие многовековой его жизни под игом турков, потом в составе империи австрийских Габсбургов. Поэтому я могу понять схожий латышский психоз. Но иного выхода из объективно сложившейся ситуации в Латвии нет, как проведение большинством дружественной по отношению к меньшинствам политики.
– В чем вы видите причину улучшения ситуации с венгерским меньшинством в Румынии?
– Прежде всего благодаря диалогу большинства с меньшинством и позиции ЕС. Но ЕС отнюдь не автоматически этим занимается, это не проявление «европейского» интернационализма – его еще нет. Есть либеральный интернационализм, утверждающий, что демократия, основанная на правах человека, сама собой решит проблемы нацменьшинств. Но это не так. Со вступлением в ЕС Латвия и Эстония уже не будут подавать доклады о ситуации с нацменьшинствами в еврокомиссию. Значит, уменьшится и нажим на эти страны от ЕС. Поэтому мы с моим другом Борисом Цилевичем озабочены методами продолжения мониторинга за положением нацменьшинств. Ясно одно – решение проблем требует специальных методов и решений. Евроинстанциям нужно оказывать на правительства Латвии и Эстонии давление, иначе они ничего не будут менять. И настойчивости самих меньшинств в требовании соблюдения их прав.
– Но власти Латвии, как только нацменьшинства поднимают голос в защиту своих прав, тут же обвиняют их в нелояльности к государству…
– Не только в Латвии, но и везде, где меньшинства стараются ассимилировать, от них требуют лояльности. Именно поэтому я был категорически против требования лояльности в венгерском законодательстве, касающемся нацменьшинств. В любом случае лояльным по отношению к стране и государству нацменьшинство будет не по закону, а лишь если оно будет себя чувствовать в ней как дома. Но если они, как русские в Латвии, чувствуют себя людьми второго сорта, в большинстве лишены гражданства, никаким законом не сделаешь их лояльными. Но предоставьте им гражданство и равноправие, и они станут лояльными, тем более что будут жить лучше, чем в России, – не сбрасывайте со счетов столь важный элемент патриотизма, как благосостояние. Вот вам пример австрийского патриотизма – до 70-х годов ХХ века многие ее жители считали себя немцами, живущими в Австрии. А после экономического подъема стали себя идентифицировать австрийцами, оставаясь немецкоговорящими. То же самое произошло с жителями Аландских островов, принадлежащих Финляндии. Там исторически проживали шведы. И они себя сейчас считают не шведским меньшинством, а финнами, но шведскоговорящими. И нет ничего плохого в двойной и даже тройной самоидентификации – развитие ЕС в будущем их еще и добавит. В условиях Латвии было бы идеальным, если бы русскоязычное меньшинство стало бы считать себя русскоговорящими латвийцами.
– Именно этого русскоязычные и добиваются. Но наши власти это не устраивает, они продолжают продавливать свою линию. Что же делать?
– Будь я на месте русскоязычных Латвии, я бы, несмотря на давление, делал бы жесты доброй воли, адресованные большинству…
– Но эти жесты никто не хочет воспринимать! Русскоязычные ведь не отказываются учить латышский, более того – они настаивают на том, чтобы его преподавали качественней и больше, а им взамен стараются навязать изучение на латышском математики, химии и английского…
– Тогда остается лишь бороться за свои права, не сдаваясь, но показывая готовность к диалогу.
– Какие приоритеты в этой борьбе вы можете назвать?
– Первый: нужно бороться за ратификацию Рамочной конвенции по правам нацменьшинств без оговорок и компромиссов. Без ее ратификации ни одна страна не может себя считать ни демократической, ни гуманной, ни дружественной по отношению к своим нацменьшинствам.
Второй: борьба за право на образование на родных языках. Любая национальная элита, старающаяся ассимилировать нацменьшинства, начинает это именно с образования, основного носителя национальной идентичности. И делает это под лозунгом о желании интегрировать их в общество. Но нужен ли такой патернализм? Представители меньшинств и в Латвии, и в Румынии, и в Словакии, где тоже старались свернуть образование на венгерском, прекрасно понимают – чтобы интегрироваться в общество, нужно хорошо знать государственный язык страны, где живут. И учат его, доказывая, что интегрироваться в общество можно и без ассимиляции. Но право образования на родном языке меньшинствам следует обеспечить от детского сада до университета. Только на своем родном языке ребенок может развивать свои творческие силы – это же элементарные азы психологии! Иначе ни одно нацменьшинство выжить не сможет.
Третий приоритет – будущая конституция ЕС. В нынешнем совместном праве ЕС никакого юридического начала для защиты нацменьшинств нет. И правительство Венгрии во время формирования конституционного договора боролось за то, чтобы в нем была глава об этом. Пока конституция ЕС не принята, но, слава богу, мы успели ввести в него формулировку об уважении лиц, относящихся к меньшинствам – пусть без прилагательного «национальным», это не мешает, ибо в понятие «меньшинства» входят и они. Против выступали представители Латвии, Словакии и Испании, но на министерском конклаве в Италии эта теза все же была принята. Но очень важно бороться, чтобы в конечном итоге в конституции ЕС была глава о правах нацменьшинств. А в Совете Европы важно добиться, чтобы и Евроконвенция по правам человека получила дополнительный протокол, гарантирующий права нацменьшинств.
– Однако власти Латвии упорно не желают ратифицировать Конвенцию…
– Я не сомневаюсь, что если они в ближайшее время не ратифицируют ее и не решат проблему неграждан и образования на языках нацменьшинств, то ПАСЕ вновь откроет мониторинг за ситуацией в стране.
– Какую языковую модель для Латвии вы считаете идеальной?
– Если в обществе нацменьшинство составляет 40%, то реальное двуязычие. И это нормально для многоязыковой среды. В Трансильвании со времен Австро-Венгрии жили немцы, венгры, румыны, чехи, словаки. И получилось так, что, встречаясь, каждый из них свободно говорил на своем языке, и его понимали остальные. Главное – понимать друг друга и относиться друг к другу с уважением.
– Не получится ли, что власти Латвии откажут вам, как Дмитрию Рогозину, в визе? Ведь все, о чем мы с вами беседовали, и с трибуны конференции прозвучало, а у нас защитники русскоязычных не в чести...
– Это было бы странно. Считаю, что все, что я делаю, делаю не только для русскоязычных Латвии, но и на пользу латышского народа.