На встречу с депутатами Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета Наш корреспондент отправился, предварительно ознакомившись с рядом документов, предоставленных редакции инициативной группой Усть-Абаканского депутатского корпуса.
Как выяснилось, некоторых народных избранников не все устраивает в работе органов местного самоуправления, поэтому о нарушениях законодательства о муниципальной службе, допущенных в работе Усть-Абаканским поссоветом, они уже неоднократно сообщали в правительство РХ, в республиканскую и районную прокуратуры. Однако, несмотря на проведенные прокуратурой РХ и прокуратурой Усть-Абаканского района проверки деятельности муниципального образования, а заведующим отделом государственной службы и кадровой политики – бесед с главой муниципального образования и с председателем Усть-Абаканского совета депутатов, никаких изменений покуда не последовало. Позиция, занятая муниципальными чиновниками, дает основания опасаться, что и не последует. Что поделаешь, привыкла уже власть на местах действовать вот так: слегка нарушая законодательство, расходуя часть бюджетных денег на иные нужды и не в полном объеме заботясь о благоустройстве вверенного поселка. Но обо всем по порядку.
Во власть – без диплома
Одним из нарушений, несколько лет вызывавшим недоумение усть-абаканцев, стало принятие на работу в контрольно-счетную палату на должность главного специалиста сотрудницы без законченного высшего образования и необходимого стажа работы, как того прямо требует законодательство при приеме граждан на муниципальную службу. С аналогичным же нарушением в 2009 году она же была принята на должность ведущего специалиста в совет депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район на постоянной основе. Впоследствии выяснилось, что на постоянной основе в Усть-Абаканском совете депутатов может работать только один служащий – председатель данного совета, по причине малочисленности депутатского корпуса в поселке. В соответствии с частью 5 статьи 40 федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от их общей численности. 10 процентов от 15 депутатов Усть-Абаканского депутатского корпуса – это 1,5 ставки. Фактически это председатель Совета депутатов. Зачем на оставшиеся 0,5 ставки надо было принимать специалиста, депутатом не являющегося – остается загадкой.
Впрочем, после принесения прокурором района протеста в Совет депутатов Усть-Абаканского поссовета, усмотревшего в данном нарушении не что иное, как "коррупциогенные факторы", нарушение устранили. Путем трудоустройства избыточного для Совета депутатов главного специалиста в администрацию Усть-Абаканского поссовета на должность... опять же главного специалиста Совета депутатов МО "Усть-Абаканский поссовет". То есть формально нарушение как бы устранено, но принятый с нарушением закона о муниципальной службе специалист остался на своем месте и при своей должности. Пока в ситуации разбирались прокуратура и правительство республики, не имеющий высшего образования специалист успела получить диплом, а между делом и трехлетний стаж заработать. Так что теперь, несмотря на установленные соответствующим службами нарушения, устранять их поздно, поскольку с течением времени они как-то сами собой самоустранились, а уволить ныне соответствующего занимаемой должности специалиста – это уже новое нарушение и уже трудового законодательства.
В поселке немало молодежи даже с двумя высшими образованиями и не имеющей достойной работы! Смею предположить, что сработал тут безотказный принцип: ты мне – я тебе. По этому же принципу образовалось в Совете депутатов и две освобожденные ставки. "Не свои деньги тратим – налогоплательщиков!" – возмущается по этому поводу депутат, просивший не упоминать его имя в статье.
Возмущение, может, и обоснованное, только вот о какой гражданской позиции и борьбе за справедливость можно рассуждать, если даже депутат поссовета, имея на руках официальные документы и ответы из прокуратуры и правительства РХ, предпочитает сохранять статус инкогнито?
Премирование
без бюрократии
В ходе прокурорских проверок работы Усть-Абаканского поссовета было выявлено еще одно существенное нарушение. Историями о премировании муниципальных служащих информационное пространство, прямо скажем, уже пресытилось, и общественность тут сложно чем-либо удивить. Усть-Абаканскому муниципальному образованию это, похоже, удалось. Правительством РХ в ходе одной из проверок было установлено, что "в муниципальном образовании Усть-Абаканский поссовет отсутствует положение об оплате труда и материальном стимулировании выборных должностных лиц". Ранее и прокуратурой Хакасии было подтверждено: "муниципальный правовой акт, регулирующий вопросы выплаты премий выборным должностным лицам, в МО "Усть-Абаканский поссовет" отсутствует".
Надеюсь, никто не подумал, что усть-абаканские чиновники отказались от премий? Не волнуйтесь, ничего подобного! Просто их материальное стимулирование на протяжении определенного времени сопровождалось нарушением законодательства. Осуществлялось, так сказать, без лишней бюрократии. Будучи предельно законопослушными, но несколько "рассеянными", в администрации положение о премировании выборных должностных лиц местного самоуправления после вынесенного районной прокуратурой предписания приняли. Мол, лучше поздно, чем никогда. Вновь принятое положение содержит пункт 2.7, который изложен в следующей редакции: "Премирование главы Усть-Абаканского поссовета производится путем издания соответствующего распоряжения главы Усть-Абаканского поссовета; премирование председателя Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета производится путем соответствующего распоряжения председателя Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета". Таким образом высокопоставленные руководители вправе теперь принимать решения о премировании самих себя. В администрации полагают, что данная норма законодательству не противоречит и коррупционной составляющей содержать не может. Наш интервьюируемый депутат опять не согласен с этим утверждением.
– Получается, что высокопоставленные руководители вправе принимать решения о премировании себя любимых? А ведь премия эта практически как пенсия среднестатистического пенсионера. Кроме того, чиновники заботятся о своем светлом будущем, когда размер их пенсии будет составлять 75% от сегодняшней нехилой зарплаты вместе с премией. Надеюсь, вы понимаете, что весомые доплаты к их пенсиям "тяжелым бременем" лягут на бюджет поселка в недалеком будущем, – делится своими сомнениями с журналистом неравнодушный депутат.
Одним словом, по всей видимости, Усть-Абаканскому поссовету придется пережить еще одну прокурорскую проверку на предмет соответствия законодательству пункта о премировании председателей главы Усть-Абаканского поссовета и председателя местного Совета депутатов.
Темнота – друг молодежи?
Продолжаем изучать попавшие в распоряжение редакции документы. Они, может быть, и недостаточно интересны беспристрастному читателю, но объясняют многие сегодняшние реалии. Поскольку на финансирование лишней ставки и на своевременное премирование муниципальных служащих необходимы денежные средства, глава муниципального образования В.Н. Панин, как рачительный хозяин, вносит интересные предложения для обсуждения их на очередном Совете депутатов. Суть этих предложений в следующем: поскольку оплата за электроэнергию выросла более чем в два раза и составляет теперь 3,7 руб. кв.ч. вместо прежних 1,5 руб. кв.ч., глава поселка предлагает, не мудрствуя лукаво, "свернуть в будущем масштабные работы по монтажу новых фонарей" и ограничиться их установкой на автобусных остановках, пешеходных переходах, возле школ и перекрестках улиц. А заодно предлагается и отказаться от установки адресных аншлагов в частном секторе. "Жители частного сектора поселка обязаны за свой счет содержать адресную атрибутику и обеспечивать ее наличие на фасаде дома", – считает он.
Повлияют ли такие инициативы администрации поссовета на развитие инфраструктуры поселка и не будут ли способствовать росту правонарушений среди подростков в темное время суток – об этом пока не задумываются. И не случайно.
– Такие вольности, как лишняя ставка в Совете депутатов, 100% ежемесячное премирование должностных лиц независимо от результатов их деятельности, а скорее бездеятельности, – это нормально. Зато на установку контейнеров, оборудование площадок для сбора бытового мусора у многоквартирных домов, ремонт разбитых тротуаров денег нет. Зато освещение на улицах поселка в ближайшее время планируется максимально ограничить, а бюджет по статье "Благоустройство" сократить на 557 364 рубля, – возмущается наш "тайный депутат".
А что еще остается? Вроде бы и времена, когда кухарка могла управлять государством, ушли в прошлое. Но на практике мало что от этого изменилось. Причиной тому остаются все те же "кухарки" во власти, встречающиеся на каждом шагу. Избавиться от них невозможно: перекричат, подставят, заставят чувствовать себя полным ничтожеством – сунься только к ним с какой-нибудь критикой или советами. А предоставленные им (или узурпированные ими) полномочия неизменно помогают в достижении совершенно бесполезных для общества целей. О чем тут говорить, если даже депутаты, к мнению которых власть может позволить себе не прислушиваться, стесняются публично давать интервью о больших проблемах своего маленького поселка.