Выступление народного депутата Украины Валерия Баранова с трибуны Верховной Рады во вторник, 16 ноября, в рамках рассмотрения проекта Налогового кодекса.
Украина как постсоветсткое государство без системных реформ не имеет европейского будущего. 20 лет назад это осознали все, кроме нас, и провели их – Польша, Словакия, Прибалтика и др.
Имеем 20 лет демагогии и обмана общества: сделать счастье без труда и болезненных изменений.
Очевидно, что оставшаяся от коммунистического прошлого командно-административная система не может управлять рыночной экономикой. Но ее не только не сломали, а еще укрепили и численно увеличили в разы…
Аппарат управления
– тормоз развития деловой активности,
– он же вымогатель и коррупционер,
– сам себя он не ликвидирует и не лишит полномочий.
Только политическая воля первого лица может начать процесс внедрения здравого смысла в управление.
Начинать нужно с админреформы, с построения эффективной системы управления, ликвидации контор и служб, не решающих никаких проблем и мешающих жить людям.
О ней говорят в правительстве, говорит Президент… А кто знаком с ее концепцией? Где дискуссия, обсуждение мирового опыта и его результатов?
Беда каждой власти – в ее самоуверенности, игнорировании опыта и мнения специалистов, в нежелании вести дискуссию. Такая позиция порождает неприятие общества, и вместо поддержки появляется неприятие и конфликт.
Нас всех учили, что, имея проблему, мы должны силами специалистов изучить варианты ее решения, выбрать опробованный и самый эффективный, затем привлечь на свою сторону общественное мнение и только после этого принять решение, обнародовать его и организовать исполнение и контроль.
Мы же сначала принимаем неверное решение, потом его пропихиваем без поддержки общества и получаем противостояние без результатов для дела. И так 20 лет.
Никакая система не будет работать без профессиональных кадров. Самые гениальные программы Президента кто-то грамотный должен реализовать на местах.
Мне кажется, что сегодня уже удалось повторить первый кадровый развал прошлого президента. Партийные, а не профессиональные приоритеты обязательно скажутся, притом быстро и исключительно с отрицательным результатом. Это уже очевидно и об этом не говорит сегодня только ленивый или слепой.
Нужно немедленно создавать национальную кадровую базу. Например, в Украине остались единицы специалистов в ЖКХ. Часто избираемые мэры, их замы от партий, как правило, никогда не работавшие в системе, будут способны заниматься реформой ЖКХ только через несколько лет, если начнут учиться сегодня!
Еще живы те, кто учился этому много лет, но они не востребованы, и их опыт стране не нужен. Партийность должна быть на втором месте, а умение – на первом!
Желание взять всю власть в свои руки ведет к ответственности за деятельность этой власти. А она на местах голая и босая. Потому ответственность приведет к неоправданным ожиданиям, к критике и потере доверия.
Взять власть в одни руки оправданно тогда, когда есть программа действий, есть желание передать финансы местной власти для выполнения ожиданий жителей.
Но, судя по проекту Налогового кодекса и по традиционному бюджету, местная власть станет жить еще хуже.
История не знает процветающих стран, где жива жесткая централизация власти и финансов. Нет таких примеров. Только подлинное самоуправление и разграничение полномочий и финансов – залог успеха. Так в Европе и так в Америке. Мы 20 лет этого не хотим понимать.
Желание делить в Киеве заработанное на местах можно объяснить только одним: стремлением что-то с этого поиметь. Это общеизвестно. Но ничего не меняется все прошедшие годы. Более того, централизация ежегодно усиливается.
Почти все иностранные миссии свернули свою деятельность по поддержке развития само-управления, поскольку они отчаялись и не понимают отрицания властью очевидных перспектив.
Как представитель Ассоциации городов, могу заявить, что никогда в истории независимой Украины местное самоуправление так не притеснялось и его проблемы не были настолько неинтересны власти. Никто не прислушивается к мнению и позиции Ассоциации городов, ее предложения игнорируются.
Примеры:
– бюджет местного само-управления становится все хуже год от года. Почти 85% бюджета – это зарплата и энергоносители,
– на капрасходы предусмотрено аж 0,7% от общего объема местного бюджета. Мировая практика – от 20 до 60%, то есть у нас в 30 раз меньше самых отсталых,
– у самоуправления нет собственной доходной базы,
– бюджет развития формируется от продажи земли и имущества. Двух источников, которые не дают доходов,
– новый кодекс забирает часть подоходного налога в центр. У Киева изымут 50%! И Евро 2012, и наведение порядка после разрухи требуют ресурсов,
– рыночной сбор – и тот теперь передан в центр,
– обещают вернуть через субвенции… Это напоминает мне историю, когда человек, получив зарплату, отдает ее соседу. А потом ходит и просит у него по 100 грн. А тот может дать, а может и не дать, может объяснить, что есть более важные задачи,
– обещанный налог на недвижимость коснется не более 2% населения, и сумма его мизерна. А сумма его – менее стоимости заправки бака бензином хорошей машины.
В итоге все города на решение проблем жителей получат денег меньше, чем украинская милиция…
Вводится фиксация платы за землю, что есть явное вмешательство в дела местного самоуправления, что нарушает Конституцию и права территориальных общин.
Новации с «упрощенцами» лишают самоуправление 2 млрд. грн.!
Было плохо, станет еще хуже. И это все – на фоне Президентской программы, которая справедливо направлена на поддержку самоуправления и регионального развития.
Остается загадкой, как программа будет реализована, если делается все наоборот…
Ассоциация городов и фракция Народной партии выражают недоумение по поводу непоследовательности правительства, бесперспективной централизации власти и финансов, нарушения европейской хартии.
Это путь к построению жандармского государства без европейской перспективы. Автор: Валерий БАРАНОВ, народный депутат Украины