11 июля в Государственной Думе прошло второе слушание о внесении поправок в "Закон об информации". Чиновники намерены создать единый реестр сайтов, страниц и сетевых адресов, размещающих информацию, содержащую опасный для детей контент. Так называемая "система черных списков" веб-сайтов коснется в первую очередь детского порно, инструкций по суицидам и изготовлению наркотиков.
Но есть мнение, что новый закон может привести к созданию внесудебной цензуры всего интернета в России, в том числе – к закрытию доступа к "Википедии" на русском языке. В знак протеста 10 июля популярная интернет-энциклопедия на целые сутки закрыла доступ на свой русскоязычный ресурс. Руководители популярных сервисов "ВКонтакте" и "Livejournal" тоже сказали свое категоричное "нет" новому законопроекту.
А что о нем думают нашего сайта?
Андрей АЛЕЕВ, тренер регбийного клуба "Заря":
– Что я могу сказать, эти поправки давно просились. Другое дело, как это будет на практике. Детей надо ограждать от засилья информации, которое мы сейчас наблюдаем. Не каждый взрослый способен вынести эту "бомбежку", что уж говорить о неокрепших детских головушках. На мой взгляд, надо шире и глубже смотреть на эту проблему. Не только писать в начале фильма или передачи о том, что показ несовершеннолетним запрещен. Просто в детское время – до 22 часов – ничего подобного идти не должно. Так, мне кажется, будет проще. И плевать на попрание прав взрослых. Иначе останемся без будущего.
Дмитрий ПАВЛЕНКО, музыкант, ведущий:
– Тут, на мой взгляд, палка о двух концах. С одной стороны, иногда реально приходится отфильтровать в интернете море информации, чтобы получить достоверную. Особенно, если вопрос касается жизни и здоровья. С другой стороны, любое благое, на первый взгляд, деяние может превратиться в карательные действия. И тогда косить будут всех, кто стал неугоден, прикрываясь этим законом. А "Википедию" жалко...
Александр ВАСИЛЕЦ, независимый эксперт:
– Роман "1984" Джорджа Оруэла уже предусмотрел это явление. Контроль за мыслями – это в конечном итоге контроль за намерениями. Интернет остается единственным неконтролируемым ресурсом обмена и распространения информации, в том числе весьма важной и невыгодной для правящего класса. Я лично против распространения в интернете всякой грязи, но боюсь, что государству будет дана возможность видеть и все остальное, что мы оставляем в интернете. А быть под вечным колпаком не захочется никому. Но мы, конечно же, найдем выход. Репрессивными мерами проблему, причина которой лежит глубоко в парадигме государственной власти, решить невозможно. Она, как и все болезни общества, решается устранением причины. Но именно это не всем власть имущим будет по нраву.
Айчаари АЧИТАЕВА, учитель, член Хакасского регионального отделения КПРФ:
– Государство пытается взять на себя функции родителей. Мы живем в России, где любой закон можно обойти. У нас в государстве с законом есть определенные проблемы, он как паутина. Муха застрянет, шмель пролетит. Я не думаю, что этот закон может действовать и работать так, как задумывали светлые головушки наших думских радетелей Отчизны. Просто-напросто этот закон может превратиться в орудие борьбы с инакомыслием в России. Газеты, телевидение уже поработили, а вот с интернетом есть проблемы. Этот закон может только способствовать радикализации настроений, если он – а этот вариант развития событий вполне предсказуем – перекроет доступ умеренным оппозиционно настроенным политикам или публицистам, настроенным на реформирование системы. А радикально настроенные лица, напротив, найдут способы обойти данный закон, и интернет так или иначе будет использоваться в достижении поставленных ими задач. Вспомним слова Кеннеди: "Те, кто делает мирную революцию невозможной, делают насильственную революцию неизбежной".
Вячеслав БЕРКИЙ, телеведущий:
– Как в фильме "Кавказская пленница": "Как вы относитесь к бракосочетанию?!" "Положительно!" "Ей об этом еще рано думать!" "Об этом думать никогда не рано и не поздно!". В интернете много пошлости, нецензурной лексики, и дети все читают! Я – за!
Алексей, 25 лет, программист:
– Я думаю, цензура должна быть там, где это действительно необходимо. Нужно запрещать сайты, содержащие контент с насилием над детьми, сайты, призывающие к радикальным формам национализма и т.п. Еще, конечно, нужно запретить детям посещать различные сайты для взрослых. Но это уже забота родителей, пусть ставят специальные программы, блокирующие доступ.
Роман, 26 лет, рекламный агент:
– Закон называется "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", а раздули из этого не пойми что. Мне кажется, просто людей отвлекают от реальных проблем. Почему до сих пор не ясно, оповестили людей на Кубани об угрозе или нет. Вот это интересная тема! А закон – обычная рутина. Я считаю, что он нужен, но в более развернутом виде. Это нормальный, цивилизованный подход. Вы боитесь, что вам ограничат доступ к определенным сайтам? Это сделали еще в нулевых! Зато сейчас попадут под запрет Рецепты изготовления наркотиков и взрывчатых веществ – есть много ресурсов, в которых они доступно изложены. Кстати, это касается не только интернета, но и любой продукции. Наконец-то появятся русские значки на видео– и аудиопродукции, ограничивающие по возрасту. Это больше всего и радует, потому что всегда интересовало, как юридически школьник может купить диск с игрой, в которой убиваешь граждан России. Закон сможет решить эту проблему. А вся эта шумиха с закрывшей себя на сутки "Википедией" создана искусственно. Этой мнимой "борьбой" нами просто манипулируют.