Еще в период предвыборной кампании 2006 года было достаточно много разговоров о том, что кандидат на пост городского головы Евгений Шаповалов – человек финансово несостоятельный (проще говоря, банкрот), стремящийся сесть в кресло мэра исключительно для того, чтобы поправить свое материальное положение. Сам Шаповалов, его окружение и сторонники, напротив, утверждали, что эти разговоры – не более, чем клевета. При этом ни одного судебного иска для защиты чести и деловой репутации «оклеветанного» кандидата в мэры никто так и не увидел. Более того, прямо в период выборной кампании 2006 года было арестовано здание бывшего обувного цеха по улице Мичурина в Колонии, где размещался штаб Шаповалова. Его описали в счет погашения кредита «Индустриалбанку». Однако окружение Шаповалова преподносило это не иначе, как происки власти.
Киевский журнал «Загородная недвижимость» №9 (43) 2010. Отель «Венеция» на Бердянской косе связан с именем Евгения Шаповалова. Этот объект является залогом по кредиту в Банке «Финансы и кредит». Насколько известно, кредит не возвращен. И банк имеет виды на «Венецию»
Скандал за скандалом
И вот минуло уже 2,5 года, как Евгений Шаповалов сам оказался в кресле мэра и сам представляет власть. Однако разговоры о финансовой несостоятельности бердянского мэра не только не стихли, а наоборот, продолжаются и получают все больше подтверждений. Так, в канун 2010 года описанное еще в 2006 здание штаба Шаповалова на улица Мичурина в Колонии «Индустриалбанк» все-таки забрал за так и не возвращенный кредит.
Летом пришла очередь «Венеции» на косе. На нее претендует банк «Финансы и кредит». Точнее, не на саму «Венецию», а на свои деньги, данные в кредит. Но поскольку кредит так и не был возвращен, необходимо теперь продавать гостиницу, чтобы вернуть взятое. Дело уже прошло суд и находится в исполнительной службе. Тем временем в киевском журнале «Загородная недвижимость» помещено объявление о продаже «Венеции» за 800 000 у. е.
Давно устали ждать обещанного и другие кредиторы. Среди них депутат Верховной рады Украины IV созыва Иван Бастрыга, который не скрывает, что имеет финансовые претензии к нынешнему мэру Бердянска Евгению Шаповалову. Более того, уже выигран суд по данному делу. Вот только оказалось, что за душой у Евгения Шаповалова нет больше никакого имущества. Гол он, как сокол.
Нам удалось встретиться с адвокатом Ивана Михайловича Юрием Мякеньким, который с позволения своего клиента предоставил нашей редакции документы, подтверждающие существование долга Евгения Шаповалова перед Иваном Бастрыгой, а также рассказал о ходе судебного разбирательства по иску Ивана Михайловича к мэру Бердянска.
Шаповалов проиграл суд Ивану Бастрыге
Адвокат Ивана Михайловича Юрий Мякенький сообщил, что, «согласно предоставленным Иваном Бастрыгой суду документам, Евгений Шаповалов обязался вернуть Ивану Бастрыге долг фирмы «Сигма» (основателем и владельцем которой официально числилась его супруга Людмила Шаповалова) и проценты на общую сумму 50 тысяч 537 долларов США.
Было это еще в ноябре 2005 года.
Однако ни через год, ни через два должник не вернул ни цента. Именно потому 25 января 2008 года Иван Бастрыга вынужден был обратиться с иском в отношении Евгения Шаповалова в Бердянский горрайсуд. Дело слушалось 2 года… «Выскажу свое мнение: со стороны Евгения Шаповалова, ставшего мэром Бердянска – субъектом власти, на суд оказывалось нешуточное давление¸ – считает адвокат. – Иначе сложно объяснить, почему слушание дела по иску Ивана Бастрыги в бердянском горрайсуде всячески затягивалось, было однобоким и предвзятым. Достаточно сказать, что вначале Бердянский суд вообще отказывался рассматривать это дело (решение от 30 марта 2009 года), и только после отмены данного решения Аппеляционным судом началось рассмотрение дела по сути. Но и тут, признав существование задолженности перед Иваном Бастрыгой фирмы «Сигма», иск в отношении Евгения Шаповалова суд отклонил (решение от 8 декабря 2009 года). Суд отказался принимать во внимание письменное признание Евгением Шаповаловым долга фирмы «Сигма» собственным долгом. Но 22 марта 2010 года Аппеляционным судом Запорожской области решение Бердянского суда было отменено, а иск Ивана Бастрыги удовлетворен».
Ну практически бомж…
Однако самое интересное только начинается. Оказывается, выиграть суд у Евгения Шаповалова – еще не значит получить с него свои деньги. Согласно официальному ответу бердянской исполнительной службы, ответчик не имеет ничего, что можно было бы изъять и, продав, погасить его долг. Всё, чем владеет Евгений Шаповалов, – это четвертая часть дома по улице 17 сентября, но и этот дом уже находится в ипотечном залоге. Даже автомобиль «Вольво-940», числившийся за Евгением Шаповаловым на учете в ГАИ и про арест которого исполнительной службой 17 мая нынешнего года было вынесено соответствующее постановление, решением бердянского суда от 20 апреля 2010 года был признан частной собственностью жены мэра Людмилы Шаповаловой.
Естественно, у каждого бердянца возникнут вопросы: а как же отели на косе и в Колонии, а как же джип, на котором мэр разъезжает по улицам Бердянска, а как же дома, которыми весной 2008 года хвалился едва ставший мэром Евгений Шаповалов перед журналистами бердянских СМИ? Да точно так же, как и вышеупомянутый автомобиль «Вольво-940», так же, как и почившая в Бозе фирма «Сигма» – все это не Евгения Ивановича, а других лиц, в частности, его супруги Людмилы. Страх потерять все свое имущество за долги заставил горе-предпринимателя и горе-мэра, привыкшего жить в долг, переписать все на родственников.
И сегодня официально Евгений Шаповалов беднее любого пенсионера. У него нет просто ничего, кроме зарплаты в исполкоме.
Репутация – дороже всего
Удивляться тут нечему. Никто из бердянцев не сможет назвать, каким бизнесом занимался Евгений Шаповалов после отсидки на зоне. Да, он что-то пытался делать. Но у него ничего так и не получилось. Опять же свои неудачи Евгений Шаповалов объяснял давлением власти. Но два с половиной года он сам власть в городе. А что было создано им за это время, кроме окончания строительства очередной «Венеции» на косе? Да ничего.
А жил на широкую ногу Евгений Шаповалов только за счет кредиторов. Названные в газете банки и люди – это лишь верхушка айсберга.
Это в советские времена, в тех условиях, малообразованный, но предприимчивый Геша, как его называют в городе, наладил пошив обуви и неплохо на этом жил. Но финансовой величиной он стал намного позже, когда в Бердянске процветал рэкет, за это Шаповалов был осужден и отбыл наказание. А вот в одинаковых со всеми условиях работать он уже не смог. Старые привычки жить широко остались. А вот доходов уже не было. Потому и жил Евгений Шаповалов за счет кредиторов.
Но все рано или поздно заканчивается. Ведь есть понятие деловой репутации. Возвращать кредиты – это все равно, что держать слово. И даже более того. А вот Шаповалов этого не делает. Так чего ж удивляться, что с приходом Евгения Шаповалова на должность мэра некогда обширный поток инвестиций в Бердянск не просто превратился в ручеек, а вообще иссяк. Вот что значит репутация руководителя города. Не хотят с ним иметь дело, потому что знают: верить Шаповалову нельзя даже в мелочах. А страдает от этого уже не сам Шаповалов, а весь город, которым он руководит.
Да что уж там говорить о частных договоренностях. Всему городу Шаповалов заявил несколько недель назад, что не пойдет на выборы, что будет поддерживать другого кандидата. А на прошлой неделе забыл обо всем и на смех всем выдвинулся в мэры, предварительно выйдя из рядов Партии регионов.
Такова цена слова «бизнеса «гения» Шаповалова Евгения».
Так давайте еще раз задумаемся над тем, может ли такой человек, не имеющий знаний, опыта работы, не умеющий держать слово (но с судимостью за вымогательство), быть мэром города? К сожалению, не теоретические рассуждения, а практический опыт последних двух с половиной лет показал: категорически нет! И бердянцы это испытали на себе. Поэтому хочется верить в то, что пережитое станет серьезным уроком и опытом на будущее.
P.S. Что касается возврата долгов, то переписать имущество на жену – это еще не значит уйти от расплаты. Как пояснил нам адвокат Ивана Бастрыги, в том, что принадлежит сегодня супруге Евгения Ивановича, есть и доля мужа. Ведь имущество считается совместно нажитым. Так что у кредиторов есть перспектива получить то, что им должен Евгений Шаповалов.