Весна 1999 года ознаменовалась двумя событиями. Во-первых, температура в апреле подскочила до 20 градусов, во-вторых, у некоторых представителей нашей компании начало медленно сносить крышу. Организм, еще не окрепший после зимней спячки, пустил этот процесс на самотек, что вылилось в страшную по своим последствиям затею. Народ двинул на Волгушу.
Подготовка заняла два месяца. Три четверти этого времени принималось решение - идем или не идем. В конце концов, махнув на все рукой, закрыв глаза, зажав нос мы бросились в омут этой авантюры. Еще две недели судорожно искались суда и люди, которые смогут вывезти нашу обезумевшую кампанию в место группового самоубийства.
Слава богу что дуракам везет. Все был найдено в срок. И вот известен час «Х».
Отъезд назначили на 7. 00 субботы. Но, как известно, в семье не без урода. Некоторые индивидуумы решили взять от жизни все,желательно еще сегодня, и, решили провести последнюю ночь не в теплой кровати, ав кругу друзей, успокаивая свои нервы путем приема известных расслабляющих препаратов. Лечение проходило успешно, но закончилось, по-видимому, ближе к утру, что и помешало означенному товарищу прибыть к месту встречи в запланированное время. Это вылилось в забытую гитару и море выпитого чая. К счастью все обошлось. Сделав несколько радиальных выездов, на удалось воссоединиться, и направиться в место, откуда все начиналось.
Ура!!! Мы едем!!! Ничего, что подбородок упирается в колени, а машина скребет по асфальту днищем, зато мы ЕДЕМ. Путь не далекий. Около 10. 00 добрались до реки. На общем совещании принято решение об укорочении маршрута, и мы начинаем выгрузку недалеко от первой «восьмерки». (Если не понятно, читайте лоции). На земле кое-где снег, но солнце уже взошло, и температура медленно приближалась к заданной. Температура воды не определена. Пока еще.
Стапель, все как обычно. С помощью топора и множества предлогов байдарки собраны и спущены на воду. Увсех мандраж. Наслушавшись рассказов бывалых туристов о сложности это реки, народ волнуется.
И вот впереди первая «восьмерка». Прошли с ходу. Круто!!! Вода шумит. Брызги летят. Отдых на воде, со всеми вытекающими. После «восьмерки» начинается самых технически сложный участок реки. Так пишут в лоциях. Странно. Прошли на одном вздохе. Правда берега украшены живописно перевернутыми байдарками, заботливо прижатыми к прибрежным кустам и деревьям. На берегу расположилось множество отдыхающего, не очень сухого народа. Картина маслом: «Приплыли».
Некоторое время сплавлялись спокойно, не считая маленьких завалов, быстрин и крутых поворотов. Наша гордая эскадра растянулась пореке. Предводитель скрылся впереди за поворотом. Женский экипаж застрял в завале. Полюбоваться цветочками захотелось. Третий экипаж, в составе вашего покорного слуги и непокорного отпрыска (правда, спокойного, как удав) мучавшегося недосыпом и похмельем, неспешно работая веслами, предавался обсуждению мировых проблем. Но вотслучилось то, ради чего мы выбрались так далеко от дома в жаркий апрельский день. После очередного поворота впереди показалось бревно. Нет, не так. Впереди показалось БРЕВНО. Оно нависало над водой на высоте около метра, а уходящие в воду сучья не оставляли места, где можно было бы протиснуться маленькой байдарке. И всего два маленьких прохода по берегам.
Вам известна притча о Буридановом осле, который умер голодным? Такая страшная смерть нам не грозила, но жизнь поставила перед нами нешуточный выбор. Справа идти или слева? Пока мы пытались в муках принять какое-нибудь решение, река приняла его за нас. Мы приблизились к препятствию точно посередине. И почему-то боком. Далее прошло все по учебнику, из раздела «Классический оверкиль». Бульк. Выныривали мы уже с другой стороны бревна. Спас работы, с привлечением людей из другой команды, проходили успешно. Поймали. Достали. Вылили. Переоделись. В это время подплывают наши девушки. Сколько было весельяна их лицах, вы не поверите.
А буквально за следующим поворотом на берегу метался наш главный, ожидая нерадивых байдарочников. Как оказалось,отстали мы часа на полтора.
Остановились пообедать. Костер, супчик, все такое. Тут повалил народ. Толпа, как на демонстрации. Это приятно, что водный туризм привлекает столько народа, но некоторая беспардонность этого самого народа угнетает (зачем, спрашивается, грязными ногами по чужим вещам ходить? ).
До вечера плыли без приключений. Прошли вторую «восьмерку». Начало смеркаться. Надо было вставать на ночевку, но все места были заняты, обогнавшим нас народом. Но, как известно, кто ищет, тот всегда найдет, правда это вопрос времени. Уже стемнело, когда мы нашли место. Ужин состоялся в темноте.
На утро, позавтракав, около 13. 00 отплыли. Как потом оказалось, до конца маршрута оставалось минут сорок ходового времени, но даже за такой маленький промежуток наши девушки умудрились потерять весло. Саму технологию потери установить не удалось (наверное, просто выбросили за борт), но лазанье по прибрежным кустам внесло некоторое разнообразие.
Спасание весла прошло успешно, и через двадцать минут мы уже сушили байдарки на берегу. Около 16. 00 за нами пришла машина и вечером мы уже пили чай дома.
Наша авантюра закончилась успешно, но все идет к тому, что это далеко не последнее коллективное помешательство, вызванное весенним воздухом.
Яхрома
Текст сей содержит описание моего похода по реке Яхроме 3 мая 1998 года. Возможно, лучше это читать, смотря на карту Московской Области, стр. 12-13 в стандартной книжке.
Предыстория
Первого мая я пошел в поход с учениками и преподавателями 9 класса 57 школы на три дня. Второго мы встали около шести на реке Яхрома в километрах трех выше по течению моста у Ильинского. И решил я устроить себе небольшое приключение, а именно сплавиться от моста в деревне Шадрино до места стоянки на Ласточке-11, для чего немедленно отправился в Москву за снарягой. В Ильинском застопил машину до Москвы, причем водитель без всякой просьбы с моей стороны заехал в Яхрому, чтобы я переписал расписание автобусов Яхрома-Ильинское. После всех перипетий с доставанием лодки, шитьем спасжилета из подсобных материалов (чехла от канов, стропы и всей пенки, какая в доме нашлась) даже удалось поспать два часа перед подъемом к первому поезду метро и электричке 6. 26 с Тимирязевской.
История
Итак, в семь с мелочью я в Морозках. Автобусы Икша-Ассаурово ходят с утра раз в час, но я ехал автостопом и в сем преуспел, за 40 минут доехав до Шадрино на трех видах транспорта. Желающим повторить мой путь, видимо стоит ехать на автобусе до Ассаурово, «а дальше как получится». Идти там 2,5 км. В расписании никаких автобусов до Шадрино нет, но, пока я стапелился, один по мосту проехал. У моста можно замечательно стапелиться со всех четырех сторон, река себе течет. Быстро и никаких непроходов не видно. Пока. Теперь собственно река.
Ширина 5-15м, глубина около 2м. Скорость течения близка к метру в секунду, но отнюдь не везде. Препятствия в начале бывают такие:
- упавшие деревья, оставляющие небольшой проход или возможность пройти, прорвавшись через нависающие ветки.
- низко висящие деревья.
- лежащие на воде деревья, закрывающие проход, но проходимые методом плюх-плюх-плюх, то есть надо пристать бортом к дереву, вылезти на него, перекинуть лодку через дерево, сесть и перейти либо к продолжению сплава, либо к пункту 1.
- упомянутые притопленные деревья, проходимые залезанием на них и верчением задом.
Наиболее часто встречаются препятствия первого и третьего вида, последних на всем маршруте было порядка 50. Вообще, везде, где можно пройти, проходится легко, иногда необходимо работать на отрицаловке. Однако имеются препятствия и поинтересней. Незадолго до пересечения с ЛЭП шивера с валами 0. 3м, двумя поворотами длиной 50м. В конце остров, в левую протоку попасть тяжело, но я решил не бояться трудностей, за что и поплатился: там выносит на систему из стоящих и лежащих деревьев, проход есть, но с краю (правого). Поскольку я ничего не смотрел, то вариантов было два: застрять в деревьях и понемногу протиснуться на руках или попытаться попасть в ворота с большой вероятностью киля. Я выбрал второе и кильнулся. Впрочем, мне пофиг, гидра - вещь хорошая.
Непосредственно перед ЛЭП слабая, но приятная шивера длиной 50м.
После ЛЭП воды больше, отрицаловка становится полезна редко, препятствий первого и третьего типа меньше, но появляются ворота шириной около метра и длиной метров 5, где грести невозможно (негде) и приходится проходить на руках. Часто возникают валы 10-15см, плещущиеся о дно лодки. Из менее обычных препятствий имеются (в порядке поступления):
- 50-метровая шивера с двумя поворотами, проходится легко;
- такая же шивера с выносом в конце на правый берег на полузатопленное бревно. Проход слева. Я туда угребся чудом, поскольку бревна с воды почти не видно. Осмотр очень полезен.
- порог у острова. В левой протоке завал, в правой два слива сантиметров по 30-40 в узком желобе. Проходится легко, так как там деваться больше некуда, но для желающих пройти чисто развлечение неплохое.
- два завала подряд, каждый приходится обносить. Странно, что они встретились только в конце.
- шивера перед самым лагерем моей группы. Ничего сложного.
Общее ходовое время - 4. 15, но можно пройти быстрее: я никуда не спешил.
Остальную часть реки до моста в Ильинском я наблюдал с берега, идя по нему вместе со своей группой. За 3 оставшихся километра встретились:
- 3-4 завала, проходимых методом плюх-плюх-плюх;
- столько же шивер, одна кончается 30-сантиметровым сливом в узких воротах. Осмотр ее, видимо, полезен.
- перегораживающий реку прямоугольный бетонный столб. Летом, видимо, выполняет роль моста. Возможно, стоит провести, поскольку несет на него неслабо и лодку может повредить.
С моста у Ильинского виден небольшой слив метрах в ста впереди, так что, возможно, имеет смысл сплавляться и ниже него.
Теперь, собственно, главное. На реке очень красиво: хвойный или смешанный лес по берегам, много разных птиц (увы, в них я не разбираюсь, но все равно классно), а еще видел выдру! Ну, или бобра: рыже-коричневая крыса длиной сантиметров 50 сиганула в воду при моем появлении. Вообще на реке видны следы бобров. Местность холмистая, иногда появляются красивые обрывы, говорят, что похоже на Тверцу.
Сойти можно так:
- от моста пойти в Ильинское, там автобусная остановка на первом перекрестке внутри деревни. Автобусы до Яхромы ходят каждые полтора часа. Автостоп на этой дороге вполне реален. Так мы и уезжали (на автобусе).
- пойти от моста в другую сторону, там, наверное, тоже ходит автобус. (В Морозки. ) На мосту, когда я там был, клали асфальт, поэтому на следующий год, наверное, со стопом будет лучше, хотя и сейчас в сторону Морозок машин ездит много.
- сплавиться до канала, а там выбраться к железке как-нибудь.
Рекомендации последователям
Касаемо экипировки: поскольку в воду надо лезть постоянно, гидрокостюм или просто гидроштаны полезны, болотных сапог недостаточно. Спасжилет нужен, но небольшого объема и не выдающийся над плечами, чтобы было удобно пролезать под деревьями и ветками. Мне удавалось пролезть всюду, где пролезала Ласточка. Каска бесполезна, хотя кепка, наверное, нужна. (Я шел в каске. ) Весло чем короче, тем лучше.
Идти по реке можно почти только в пик паводка. У меня воды было сантиметров на 30 меньше максимума. Прохождение Яхромы на каркасных байдах - занятие для больших любителей. В пик можно пройти без особых проблем на КН, но лучше, по моему мнению, на чем-нибудь надувном. Забавно было бы пройти Яхрому в связке с Волгушей.