[Сначала маленькая реклама. Люди, Коломенка - замечательная речка! Из пройденных мной в подмосковье она делит первое место с Большой Сестрой. Проходима на чем угодно, хотя на Тайменях пройти роковое для нас препятствие будет сложно. Обносных завалов на реке нет, в начале несколько бревен через всю реку, но течение позволяет перетащиться непосредственно через них. Река чрезвычайно красива и вполне спортивна. Так что отбросьте сомнения и вперед! Наш уровень воды соответствует началу паводка, так что будет еще веселее. Дополнительным очком в пользу маршрута является возможность осмотреть Коломну. Город того стоит. Текст написан Славой (Владиславом) Завьяловым, мои комментарии обозначаются [... ДШ]. Дима Шварц. ]
Идея пойти на Коломенку появилась, как обычно, внезапно. В субботу поздно вечером я сидел дома и уже не надеялся куда-либо выбраться: только что позвонил Тонис, вернувшийся с Восьмы, и рассказал, что даже в Тульской области половодье еще не вполне началось, а нерастаявший лед создает большие проблемы. Вскоре, однако, позвонил Дима Шварц, приехавший с Вашаны. Он-то и предложил пойти на Коломенку. [Почему-то вид реки сей на карте меня очень впечатлял и мечта пойти на Коломенку жила около года. И вот... ДШ]
И вот в воскресенье в 8. 00 мы на метро Выхино. До Коломны ехали с небольшими приключениями, связанными с неудачным убеганием от контролеров. Не забывали, однако, смотреть и на проносящиеся мимо речки. Воды очень много: любая хоть как-нибудь отмеченная на карте речка или канава проходима на Ласточке. Это радует. Погода пока хорошая, иногда сквозь облака пробивается солнце, и мы решаем не ехать до Голутвина в поисках автобуса, а выйти на платформе Коломна, чтобы пешком дойти до интересующей нас дороги -- Р115.
Прогулка по Коломне оставляет приятные впечатления. Эта часть города (видимо, наиболее древняя) отличается обилием разностильных церквей, низкими домиками и древними трамваями. Находим Р115 и по ней доходим до очень характерной церкви стоящей между встречными полосами дороги. Метрах в 300 за церковью мы и останавливаемся. Стопим безуспешно, но недолго, до автобуса. Кстати, за это время мимо нас проезжает автобус Москва-Озеры, может, можно и на нем забрасываться... На автобусе (точнее, на маршрутном такси, разницы никакой) за полчаса (примерно 11. 30 -- 12. 00) доезжаем до поворота на Туменское. [По-моему Слава не прав, приехали мы в 11. 45, переписали расписание и в 11. 57 начали стапель. ДШ] Проезд на двоих с багажом стоит 13 с чем-то рублей. [13. 20=(5. 60+1. 00) 2 ДШ]
Пройдя метров пятьдесят от поворота, слышим слева из оврага шум воды и идем посмотреть, что это. Оказывается, шумит ручей, шириной метра два и вполне проходимый. В том месте, где мы на него вышли, он представляет из себя струю без каких-либо препятствий, зато с небольшим сливом. Впрочем, весь его правый (противоположный от нас) берег подо льдом, да и внизу виднеется какое-то ледяное сужение с кустами. Это --- приток Коломенки, на карте не отмеченный, и он подтверждает сделанный еще в электричке вывод, что плавать сейчас можно где угодно.
Выплываем в 13. 00, и минут за двадцать доплываем до Коломенки. Плыть по притоку скорее приятно, на нем имеется три слива, и не очень много завалов. Лед, хотя он и есть, довольно мягкий, и не вызывает каких-либо опасений. [Лед этот явно образовался в результате последнего заморозка, очень мягкий и не острый, легко ломался даже Ласточкой, на двух экземплярах которой мы и шли. Собственно, приток проходим только для каяков. ДШ] Кроме того, на обносах имеются снежные горки, с которых очень приятно съезжать в воду. В пятидесяти метрах перед впадением в Коломенку --- обносной пешеходный мост.
Коломенка при впадении -- довольно быстрая, широкая река, без каких-либо трудностей. [Ширина где-то 15-25м ДШ] Льда на ней, в отличие от притока, почти совсем нет. Мне довольно быстро надоедает плыть по ней, и я пытаюсь найти себе какие-нибудь приключения. Для начала, по шуму нахожу левый приток и, пробив лед, заплываю в него. Метрах в пятидесяти от устья упираюсь в довольно эффектный порог: узкая струя идет по дуге радиусом метров 10 с довольно большим падением. Внешняя стенка -- снежная, со внутренней стороны --- кусты. Сверху слышится очень мощный шум воды. Быстро догоняю по берегу Диму и уговариваю его тоже посмотреть. Он заплывает в приток, но заносить Ласточку и идти порог ленится. Я же, выбравшись наверх и вижу источник шума: это -- плотина небольшого пруда, с падением больше метра, проходимая, если бы не арматура, торчащая прямо в сливе. Что ж, иду только нижнюю ступень. Она оказывается не такой интересной, как казалось со стороны, так как струя очень узкая и Ласточка постоянно тормозилась то об снег справа, то об ветки слева. В довершение ко всему, мне не удается обойти последнюю ветку и я некоторое время болтаюсь на ней, держа Ласточку ногой. К счастью, вода не очень мощная, и мне удается прямо здесь же перевернуть Ласточку обратно и залезть в нее. Тут же, в притоке, я выясняю для себя одну важную вещь: оказывается мое весло, сделанное из местной березы и алюминиевых лопастей тонет! Что ж, вроде я раньше ни разу не упускал весло, может и тут обойдется... [Окончание прохождения было очень эффектно: раздается треск, сверху падает несколько здоровых сучьев и выплывает Слава. ДШ]
Второе развлечение -- снежная горка. Я долго выбирал подходящую и наконец нашел замечательный склон оврага высотой метров 10. Однако из-за того, что мне приходится стартовать на склоне, первые несколько метров спуска я усаживаюсь в Ласточку, и лишь потом начинаю контролировать спуск. После неудачных попыток грести по снегу веслом, плюхаюсь в воду лагом. Однако ничего страшного не происходит, мне удается удержать равновесие. [Получилось забавно, Славу на первых же метрах развернуло лагом и я спорил сам с собой, произойдет ли киль в воде или еще на снегу. Но Слава крут! ДШ]
А в это время погода все портится... Если на снег, пошедший после вплывания в Коломенку можно было и не обращать внимания, то начинающийся ветер в лицо очень неприятен. К тому же из-за залепляющего глаза снега видимость сильно ухудшается. А зря: на реке начинается интересный участок. Первое его препятствие находится в деревне Мал. Уварово. Это -- низкий слив через всю реку, расположенный на просторном открытом участке. Его вид довольно нетипичен для лесной подмосковной речки. В нескольких десятках метров от слива -- мост. В нашу воду под ним вполне можно было протиснуться. [Слив, наверно, образован остатками предыдущего моста, а чуть дальше слива река входит в овраг, где и течет, с небольшими перерывами, по крайней мере до конца нашего пути. ДШ]
После этого река опять входит в лес, течение убыстряется, плаванье становится интересным. По берегам тоже появляются разные достопримечательности: сперва -- замечательная стоянка на правом берегу в лиственничном (! ) лесу, потом -- настоящая скала с того же правого берега. Кстати, за скалой имеется место, где приходится обходить какие-то очередные коряги по мелкой каменистой горке. [Камни в речке, все-таки явление локальное, что, правда, не помешало мне сесть на одно такое явление. Препятствия представляют собой шиверки с на редкость быстрым течением (почти как на Большой Сестре) и небольшими длинными валами. Часто приходится обходить шлагбаумы на 3 4 реки или вписываться в узкие ворота. В частности, одно или два места я предпочел пройти на отрицаловке. А по берегам разнообразные красивые леса: лиственничные, березовые, сосновые, еловые. ДШ]
Обедать встали около брода в дер. Дубенки на правом берегу. Снег уже кончился, однако дует сильный ветер, и все равно очень холодно. Мораль на будущее: нужно иметь какие-нибудь перчатки, аналогичные неопреновым, так как даже шерстяные не очень полезны. [Воистину, у меня появилась идея одевать на шерстяные перчатки резиновые и заправлять все это под манжеты гидрокуртки. Но есть и другая проблема: несмотря на гидру и два шерстяных носка мерзнут ноги, особенно на снегу. ДШ] Появилась забавная идея, что когда речка успокоится, можно сделать волок на приток, текущий через Верхнее Хорошево и проплыть по нему, несколько сократив маршрут. Однако это не для нас: мы решили, что плыть в такой холод не в кайф и надо антистапелиться где-то через час.
Однако даже этим планам не суждено было сбыться... Все кончилось в нескольких стах метрах от места нашего обеденного перекуса. Препятствие начиналось довольно просторными воротами со свисающими с них ветками. Дальше шла довольно мощная струя, а в ней с интервалами по 5-10 метров несколько древесных скоплений. Все это бурлило и пенилось и совсем не вызывало во мне уверенность в чистом прохождении. Эта неуверенность меня и сгубила: еще в первых воротах я налетел на ветку и повис на ней. Ласточку я смог удерживать ногами лишь несколько секунд, потом ее оторвало и унесло. После этого я долго висел на ветке и решал для себя извечную проблему: оставаться висеть дальше, плыть вниз (а там в нескольких метрах вся струя идет на бревна) или пытаться выбраться как-нибудь еще. Кроме того, время на размышление оказалось ограниченным: под действием струи я потихоньку сползал вниз по ветке. Итак, оставалось одно -- плыть. Но тут меня посетила еще одна мысль: чтобы избежать столкновения с бревнами, надо сразу успеть сделать пару резких гребков, а это с веслом невозможно. А весло -- тонет! Впрочем, когда меня уже совсем оторвало от ветки, я оставил все эти глупые размышления и, конечно, сделал эти гребки, и выплыл на берег. Весло было утеряно...
Тут-то нашему плаванью и пришел конец. Дима проплыл это сложное место без проблем и даже дважды, перегнав обе Ласточки к удобному для антистапеля месту. [Место тянет на 3КС. Сначала я старался проходить в притирку к веткам, чтобы тормозиться, но как-то неприятно получилось. Со второго раза удалось пройти чисто. В районе антистапеля (метров 300 после препятствия, в конце шиверки) куча странных железных штуковин, одну из них я идентифицировал, как паровозик, несмотря на малый размер (~3м) ДШ] За 30 минут мы собрались и пошли по направления к шоссе. К этому времени погода исправилась, выглянуло солнце, по заснеженным полям побежали снежные буранчики, настроение, несмотря на утерянное весло, поднялось.
На Р115 вышли у деревни Биорки где-то в половине шестого. Тут автобусов даже больше, чем в Туменском, так как имеются еще автобусы на Лесной. Ближайший -- в 17. 50. Автобус, увы, идет не до вокзала, местные нам советовали доехать до электрички на трамвае, но мы опять прошли пешком до пл. Коломна. Кстати, прямо у платформы и останавливается один из трамваев, можно было подъехать и на нем. На Рязанской эл-ке уехали в Москву.
Все!
[Заброска: электричка до пл. Коломна (остановка перед Голутвиным), далее на трамвае (ходят чрезвычайно часто) до автостанции «Старая Коломна», затем на автобусе по Р115 около 20км до поворота на Туменское и 1км пешком до моста или сразу до моста, если автобус идет в Запрудный. Выброска из любого места пешком до Р115 и далее в обратном порядке, а можно идти (по воде) и до Коломны. С низовий реки можно быстро дойти и до М5, откуда уехать стопом в Москву. ДШ]