Мста Р. Мста - основная сплавная река средней полосы, и подробно описывать ее вряд ли требуется. Основные пороги расположены на участке от с. Опеченский посад до г. Боровичи. Остановимся только на возможных вариантах построения похода. Классический маршрут от ст. Мста или Березайка - это лишние 2 дня гладкой гребли, и для каякера он мало интересен. Поэтому второй распространенный вариант - это стационар на порогах «Большой» или «Лестница». Но хорошей системы уловов, по которым можно было бы подниматься против течения, в этих порогах нет, а каждый раз относить лодки к началу порога - весьма изнурительно. Вместе с тем пороги Мсты не ограничиваются двумя названными. На всем участке до г. Боровичи каякер может найти для себя немало интересных мест. Поэтому целесообразнее организовать не стационар, а челночный сплав: от начала Большого порога до нового моста выше г. Боровичи, уделяя должное внимание всем валам и другим препятствиям. Оттуда можно, не разбирая лодки, автомашиной вернуться в базовый лагерь. На такое катание стоит отвести 2-3 дня, а затем переехать, например, на Щегринку или Льняную. Попутную машину для такого переезда можно ловить прямо у старого моста в г. Боровичи, поскольку шоссе Боровичи-Окуловка проходит именно через него. Наконец, возможен и вариант однодневного блиц-похода: ночным поездом до Боровичей, автомашиной до Опеченского посада, сплав до Боровичей и в ту же ночь поездом обратно. Второй выходной в таком случае как раз уйдет на то, чтобы прийти в себя после столь напряженного отдыха.
Щегринка Не менее, чем сама Мста, популярен ее приток Щегринка - прежде всего, благодаря удобным подъездам. Традиционный вариант начала сплава по ней - от ст. Угловка. Вначале течение довольно быстрое, но после д. Щегринка речка успокаивается. Основное же препятствие - шивера, которая начинается ниже моста на шоссе Окуловка-Боровичи и тянется до д. Щегрино. Далее остается несколько часов спокойного сплава до г. Топорок. Можно начать сплав от этого моста; это особенно целесообразно, если связывать Мсту и Щегринку. Можно закончить сплав в д. Щегрино, но найти там попутную машину не очень просто, особенно в прадничные дни. Если же ехать на своих машинах, то можно организовать катание по шивере от моста до д. Щегрино. При подготовке к походу следует учесть, что на популярных стоянках - у порогов «Большой» и «Лестница», у моста на Щегринке - совершенно нет дров, поэтому необходимы газовые горелки или примуса. Ну уж не знаю, как это там нет дров. В принципе дров на ней полно, хотя если ехать кататься - видимо, лучше иметь примус на всякий случай или (что проще) просто напилить дрова на обеде и привезти с собой на стоянку (мы это практикуем практически всегда - дрова берутся там, где они есть, а стоянки делаются там, где удобно).
Льняная Следующий по популярности приток Мсты - р. Льняная. При ‹ lxnqnaq. txt желании сплав можно начинать от пл. 220 км железной дороги С. -Петербург-Москва, но верхний участок большого интереса не представляет. На озерах может быть лед. Большинство групп начинает сплав ниже д. Коржава, куда можно доехать автобусом или автомашиной от ст. Окуловка или Боровенка. Наиболее интересные шиверы расположены на участке от д. Коржава до устья р. Мшанка. Отъезд с маршрута - из г. Топорок.
Хоринка Поход по Щегринке или Льняной можно связать с еще одной речкой - Хоринкой. Сплав можно начать от моста ниже ст. Боровенка. Порог и каскад наиболее сложных шивер расположены ниже второго моста, ближе к ст. Окуловка. Закончить маршрут можно на ст. Кулотино, где Хоринка впадает в Перетну. Можно продолжить сплав по Перетне до Мсты, хотя этот участок сильно населен.
Перетна Интересный участок - от моста через Октябрьскую Ж. Д. (проезд электричкой от Окуловки, или от нее же 5 км по шоссе) - подряд несколько серьезных порогов (один - 4к с - прямо на территории завода). Вся река до Топорка проходится за 2 - 3 дня, в принципе, уехать можно почти отовсюду - она течет практически вдоль шоссе и железной дороги Окуловка - Неболчи. Весьма основательно заселена.
Волма Еще одну перспективную группу образуют р. Волма и ее притоки. Волма вытекает из озер, расположенных к западу от ст. Боровенка. Но начальный участок сильно засорен и мало пригоден для сплава. Начинать сплав рекомендуется от моста на дороге Боровенка-Заручевье. Практически сразу за мостом начинается каскад шивер, который достигает своей кульминации в районе д. Заполек. На этом участке много завалов. Далее шиверы, перемежаемые более простыми участками, тянутся до дер. Волма. У дер. Низовка - еще одна шивера. Ниже река в основном спокойная, но ниже д. Вороново - локальный порог на остатках плотины. Закончить маршрут можно в д. Усть-Волма или у моста перед ней. Из Усть-Волмы ходит автобус до ст. Крестцы, а оттуда - поезд до ст. Бологое (1 раз в сутки). Другой вариант отъезда - плыть по Мсте до д. Кленино, откуда ходит автобус до ст. Малая Вишера.
Колпинка В пик половодья весьма интересен небольшой приток Волмы - р. Колпинка, впадающая в районе д. Заполек. На последних 2-3 км перед впадением она протекает в каньонообразном русле, образуя шиверу и довольно сложный порог. Целесообразно поставить базовый лагерь в на стрелке или в районе подвесного моста у д. Заполек, и отсюда обкатать как шиверу на Волме, так и нижнюю часть Колпинки. В принципе, можно попытаться начать сплав по Колпинке от дер. Заречье, но на этом участке она очень узкая, много завалов.
Веребья Крупный правый приток Волмы - р. Веребушка (Веребья) - пригоден для сплава от ст. Оксочи (или платформы непосредственно у моста). Перед устьем р. Торбинка (д. Голышкино) расположены два порожка. Еще один каскад шивер - после д. Виниха. Заканчивается маршрут в Усть-Волме или Кленино.
Торобытенка Представляет интерес и самый крупный приток Веребушки - р. Торбинка (Торобытенка). В верховьях (от ст. Торбино) он малопроходим из-за обилия завалов, но от д. Воронково начинается участок интересных шивер, постепенно усложняющихся по мере приближения к устью. Попасть на этот участок можно пешком по проселочной дороге от д. Знаменка на Веребушке (около 3 км). Хотя при таком варианте теряются упомянутые 2 порога на Веребушке, нижний участок р. Торбинка представляется более интересным.