По данным Тверского комитета по туризму в область приезжало: в 2007 году — 1млн. 800 тысяч туристов, в 2008 — 980 тысяч туристов, как ночевавших, так и транзитных.
По данным Всемирной туристкой организации, общий мировой поток туризма упал в среднем на одну треть, в пятерку лидеров мирового вьездного туризма входят США, Испания, Италия, Франция и Китай.
России пока нет в данном списке, хотя недавно входила в первую десятку стран, вызывавших интерес туристов.
Кроме кризиса существует ряд позиций, которые не позволяют пока нашей стране занять лидирующее место и перехватить туристские потоки. Среди особых причин (все перечислять не имеет смысла в короткой статье) — это отсутствие высококвалифицированного персонала на местах и отсутствие серьезной рекламной политики, а также индифферентное отношение к туризму и туристам населения в целом. И конечно, соотношение цены и качества услуг.
Если в гостиничном бизнесе с данной проблемой, хоть и с трудом, как-то справляются, то с отношением населения и власти — важнейшие инструменты в деле продвижения и развития туризма — пока есть проблемы.
Все попытки властей, яркое желание губернатора и глав муниципальных образований только тогда смогут воплотиться в жизнь, когда значительная часть людей бизнеса и власти, а также жителей осознают общую ответственность и общую выгоду от совместных усилий.
В первую очередь нужно определиться на властном уровне — нужен ли туризм городу и какой?
Конечно, для этого необходимо привлечь специалистов. Познакомиться с турбизнесом города, создать хотя бы краткую программу. Но важнейшей задачей как администрации, так и городской Думы является работа с населением. От постановки вопроса, от СМИ города зависит отношение жителей города к туристам и туризму как таковому.
Казалось бы, что здесь трудного? Но процесс сам по себе достаточно сложный, и его надо организовывать. Вот, например, тверское телевидение и тверское радио. Много ли власти уделяют им внимания? При политических кампаниях — да. Но много ли у нас передач о самом городе, его достопримечательностях? А о музеях и художественной жизни? Только краткие репортажи об открытии выставок, концертах… А между тем в фондах галереи и обьединенного музея хранятся раритетные вещи, которые десятилетиями не видели тверичи и гости города...
В Москве и Санкт-Петербурге уже несколько лет работают комплексы по образованию и патриотическому воспитанию детей и молодежи. Такой комплекс стоит 5 миллионов рублей, но способен один обслужить десятки тысяч. Это современный класс. Установленный в крупном торговом или образовательном центре, он выполняет одновременно несколько функций: обучения, развлечения, воспитания. Такой комплекс днем работает для детей и молодежи, туристов, в остальное время суток — для взрослых. Одновременно там могут смотреть и участвовать в программах сорок человек, там же могут быть и интерактивные современные программы по краеведению, географии, фольклору, истории, памятниках… Какое это имеет отношение к туризму? Самое прямое.
Жители города Твери и области от мала до велика, гости города могут приобщиться к истории и красотам родного края и города, а потом пойти и поехать в приглянувшиеся места. Приехавшие из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Великого Новгорода, районов области (например, в цирк или театр) и из других стран увидят за час-два Тверскую область и виртуально с ней познакомятся. В целом комплекс может работать как на жителей города в качестве дополнения к образовательным, развлекательным процессам, так и в качестве метода отвлечения детей и подростков.
Последнее время наметился серьезный сдвиг в сфере внутреннего туризма. Город и область могут помочь малому и среднему турбизнесу, закупив несколько автобусов и отдав их для аренды туроператорам по внутреннему туризму на определенных и взаимовыгодных условиях.
Необходимо предусмотреть меры по поддержке турфирм и организаций, пропагандирующих Тверь и область.
В Твери фактически нет государственного органа по регулированию и господдержке туризма. Да и специалистов в городском комитете по данному направлению просто нет. Нужен координационный совет на уровне города, как он существует на уровне области. Тверь, как столица региона, практически мало что делает по пропаганде туристских возможностей региона в городах-побратимах Хямеенлинне, Безансоне, Бергамо и других. На въезде в город и выезде из него нет никакой рекламы, указаний на информационные центры, как нет их и на федеральных трассах. А это не слишком затратные усилия.
Возможны совместные мероприятия, обмен опытом, обмен специалистами с соседними регионами. В свое время мы приглашали экспертов по программам развития ООН. К нам приезжали специалисты из Франции и объективно оценили туристический потенциал области и города (еще 10 лет назад) как уникальный.
Общегородские мероприятия не носят пропагандистского характера. На Днях города жители присутствуют в основном в качестве зрителей. Малочисленные гости из городов-побратимов и близлежащих областей также не способствуют привлечению в город туристов.А ведь только реклама Дня города Твери в Москве могла бы принести ощутимые потоки туристов. Небольшая деталь: на последнем празднике дети развлекались на батутах, веселилась молодежь... А многочисленное, еще бодрое пожилое население города? Чем их занимали? Что им предложили? Только бодро махали флажками нескольких десятков « счастливцев»-ветеранов на гостевых трибунах?
Можно ведь воспользоваться опытом других городов и на стадионах проводить не только фестивали шансона(что тоже неплохо, но не всем нравится).
Есть вот такая « мелочь» в повседневной жизни Ярославля — по выходным на набережной несколько часов играет духовой оркестр, и население и туристы всяких возрастов танцуют. Не те времена, скажете, кризис. Но кризис — время и для размышлений, и для новых дел...
Маргарита Железнова, член Регионального совета Российского союза туриндустрии