Так называется учебник русского языка для мигрантов, только что вышедший из печати в тверском издательстве «Научная книга».
Это итог очередного проекта Центра русского языка и русской культуры, поддержанного грантом департамента территориальной и информационной политики администрации Тверской области. По замыслу автора учебника, кандидата педагогических наук, доцента кафедры русского языка с методикой начального образования Тверского государственного университета Елизаветы Григорьевны Данелян, учебник представляет собой предварительный курс — первую часть комплекта «Учимся говорить по-русски», в который входят еще три части.
Книга предназначена учителям начальной школы, работающим в подготовительной группе с детьми, для которых русский является неродным, а также воспитателям детских садов, слушателям ИУУ, студентам-практикантам, родителям.
Материал в учебнике сгруппирован по десяти темам, каждая из которых представлена на занятиях в различных видах упражнений, данных в форме, близкой к ситуациям общения и побуждающей детей к совместной деятельности.
Занимательность, принцип игры — одна из концептуальных особенностей книги, которая позволит учителю интересно организовывать речевую деятельность детей. В учебнике много детских песен, стихов, загадок, скороговорок, игр, коротких рассказов и др.
Кроме литературного материала в учебник включены элементарные сведения по математике, изобразительному искусству, музыке, культуре общения, речевому этикету и т.д., а интегрированный характер занятий позволит детям освоить азы русского языка в единстве с началами русской истории и культуры. Методика, предложенная автором, рекомендует учителю использовать на занятиях особенности родного языка.
Очень ценной частью книги является значительное по объему краеведческое приложение, предназначенное для совместного изучения родителями и детьми в семьях мигрантов. Не секрет, что межкультурные коммуникации в полиэтничной среде формируются более успешно, когда мигранты успешно адаптируются не только в языковом отношении, но и знакомятся со спецификой национальной культуры, литературы, фольклора, особенностями менталитета, обычаями страны и региона, где они планируют жить в ближайшие годы. Это один из основополагающих принципов формирования толерантности в полиэтничной среде.
В приложении даны краткие сведения о Твери, причем акцент сделан на древней и славной истории города, его культурных особенностях и месте в современной России, рассказано о тверском гербе. Доступные тексты знакомят детей и их родителей с историческими личностями — Михаилом Тверским, Афанасием Никитиным, рассказывают о связях с Верхневолжьем русских поэтов, писателей и художников, о том, как Тверской край отразился в их творчестве.
Незадолго до выхода учебника Твери было присвоено высокое звание города воинской славы, поэтому исполнители проекта внесли в текст приложения сведения об этом событии.
Необходимо отметить, что учебник хорошо проиллюстрирован. Кроме визуально-образного ряда в виде рисунков, облегчающих восприятие каждой из разговорных тем, в книге помещены фотографии знаковых мест Твери: памятники А.С. Пушкину, И.А. Крылову и Афанасию Никитину, речной вокзал, мемориальный комплекс на площади Победы и др.
Занятия по учебнику построены так, что система языка и коммуникативные навыки тесно связаны. Такой подход к изучению русского языка позволит ребенку легко включиться в процесс обучения, чувствовать себя на уроке уверенно. А психологический комфорт ребенка — это залог успеха.
В ближайшее время тираж учебника «Учимся говорить по-русски» будет распространен по школам Твери.
Людмила СКАКОВСКАЯ, д.ф.н., профессор, директор Центра русского языка и русской культуры