Вот уже много лет в России ежегодно проводятся Пушкинские праздники, и. когда речь заходит о самых дорогих и близких поэту людях, всегда вспоминают нашего земляка Александра Куницына, его любимого лицейского учителя.
По воспоминаниям лицеиста Ивана Пущина, «Пушкин, охотнее всех других классов занимался в классе Куницына».
Александр Петрович Куницын родился в 1783 году в старинном русском селе Кой
(Сонковский район). Его отец служил дьяком в местной Троицкой церкви.
Известно, что первым учебным заведением, где Александр Куницын постигал азы науки, было Кашинское духовное училище. Потом он продолжает учебу в Тверской семинарии.
В 1803 году Куницына, как одного из лучших учеников семинарии, направляют продолжать учиться в престижный Санкт-Петербургский педагогический институт.
В 1807 году он заканчивает этот институт по курсу нравственно-политических наук.
Вскоре его «за отличные успехи и примерное добронравие» посылают для совершен-
ствования знаний за границу — сперва в Германию, а потом во Францию. Александр
Петрович слушает лекции в Геттенгенском и Парижском университетах.
Когда он вернулся из заграничной командировки на родину, то был произведен в звание адъюнкт-профессора и определен на службу в Царскосельский лицей, основанный императором Александром I. Лицей был призван готовить будущих государственных деятелей, способных наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России.
19 октября на церемонии открытия лицея профессор политических и нравственных наук А.П. Куницын, обращаясь к лицеистам, сказал: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями», Однако наибольшее впечатление на слушателей произвел тот факт, что в своей речи профессор ни разу не упомянул имя государя.
Этот день навсегда сохранился в памяти Пушкина. В 1836 году, по случаю 25-летия со дня открытия лицея, в стихотворении «19 октября» он напишет:
Вы помните:
Когда возник Лицей,
Как царь для нас
Открыл чертог царицын,
И мы пришли.
И встретил нас Куницын
Приветствием меж
Царственных гостей…
По-разному сложились судьбы воспитанников профессора А.П. Куницына, лицеистов пушкинского выпуска. Пущин и Кюхельбеккер стали декабристами,
сосланными в Сибирь. Дельвиг — известным поэтом, Корф — директором Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, Вольховский — генералом, Матюшкин — адмиралом, Бакунин — тверским губернатором, Горчаков — канцлером.
Полный курс лекций Куницына был весьма обширен, состоял из 12 циклов.
Он читал лицеистам лекции по психологии, логике, этике. Но особый интерес у слушателей вызывали его юридические лекции по праву естественному, праву гражданскому, праву финансовому и праву уголовному.
На своих лекциях профессор Куницын говорил лицеистам о цели общества, об идеалах добра, свободы и справедливости, о правах и обязанностях правительства, осуждал тиранию, отмечал решающую роль народа в выборе власти.
Слова этого педагога об уважении к простому человеку, о свободе и равенстве всех граждан страны перед законом, о необходимости отменить крепостное право в России навсегда запомнились его ученикам.
Педагогическая деятельность Куницына, его прогрессивные взгляды на общественную жизнь привели к тому, что в 1821 году он был смещен с занимаемых им должностей в лицее и уволен со службы по Министерству народного просвещения. Поводом для расправы с Куницыным послужила его книга «Право естественное». Эта книга была запрещена, так как, по мнению правительства, в ней содержались мысли «весьма вредные, противоречащие истинам христианства и клонящиеся к ниспровержению всех связей семейственных и государственных».
Имя Куницына неоднократно встречается в литературном наследии Пушкина.
В его письмах, знаменитом стихотворении «19 октября», в известном «Послании цензору» (1822 г.), в котором поэт гневно осудил запрещение книги «Естественное право».
А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?
Где б должно умствовать, ты хлопаешь глазами;
Не понимая нас, мараешь и дерешь;
Ты черным белое по прихоти зовешь:
Сатиру пасквилем, поэзию развратом,
Глас правды мятежом, Куницына Маратом.
Известно, что Пушкин подарил своему лицейскому учителю книгу «История Пугачевского бунта» с автографом: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности. 11 января 1835 года». Этот автограф является документальным свидетельством их встречи незадолго до гибели великого поэта России.
Главная книга Куницына «Историческое изображение древнего производства в России» вышла в свет через три года после его смерти.
Последняя должность Куницына, в которой он состоял до конца жизни, — директор Департамента духовных дел иностранного вероисповедания.
Умер Александр Петрович Куницын 1 августа 1840 года и похоронен в Петербурге на Георгиевском кладбище (Большая Охта). Ныне, к сожалению, его могила утеряна. Но память о нем жива. Наш земляк по праву вошел в историю России хотя бы уже потому, что научил свободомыслию Пушкина.