В 2001 году новому учебному заведению — Абаканской православной гимназии имени Святителя Иннокентия Московского – в безвозмездную аренду были предоставлены четыре классные комнаты в абаканской школе №2, учиться в которые пришло 30 гимназистов. В 2004 году гимназия получила новое здание, в котором располагается и сейчас. Накануне в гимназии побывали наши корреспонденты и попытались выяснить, чем отличается религиозно-духовное образование от образования в обычной школе.
Абаканская православная гимназия — необычная школа. Становится ясно с первого взгляда на здание этого образовательного учреждения: оно небольшое, два этажа, аккуратное и ухоженное, в окнах – стеклопакеты, фасад выкрашен в теплые тона. Словом, если кто-то и привык ассоциировать слово "убогий" с религией, то здесь явно не тот случай. Вместе с этим нет ничего общего и с роскошью православных храмов: скромненько, но современно. В общем, этакий оплот служения наукам.
У входа в гимназию, как и положено, стоят ученики, очевидно, старших классов. Вполне себе обычные дети, разве что некоторые одеты в форменные гимназические пиджаки зеленого цвета. Грешным делом, в какой-то момент кажется, что один из парней держит в руках нечто дымящееся, в миру именуемое сигаретой, однако нет, показалось, никто не курит, просто стоят, обратив взоры в небесные дали. Внутри школы, по большому счету, все, как в обычной: во время перемены дети резвятся, что есть сил, проявляя молниеносную подвижность. Мальчишки мчатся за девчонками, девчонки маневрируют, убегая от мальчишек. Все, как в школе.
– Все, да не все, — говорит директор гимназии иерей Александр Горбатов. – У нас дети не бесятся! Просто есть такой стереотип, что православие — это обязательно платочки и длинные черные платья. Это не совсем так. Православие – это радость и любовь, поэтому дети проявляют радость, на переменах резвятся. Но наши дети другие, не такие, как в обычной школе. Прежде всего, мы учим нравственности, а если говорить проще, то добру. У нас дети добрее, и это самое главное.
Живой пример, иллюстрирующий слова отца Александра, возникает тут же – поневоле начинаешь верить в провидение. Директор заканчивает фразу, и почти в тот же момент дверь кабинета открывается: на пороге четверо первоклашек. Оказалось, что один из них по имени Леша в очередной раз ударил кого-то из одноклассников по лицу, и дети прибежали к директору жаловаться. Причем пришли все: и "правонарушитель", и "пострадавший", и "свидетели".
– Вот видите, в обычной школе дали бы ему тоже по лицу, а они пришли сразу и обо всем рассказали, – поясняет Александр Горбатов.
Наказание провинившийся Леша получает вполне в духе учебного заведения, доброе, но с сакральным смыслом: отбить пятнадцать поклонов. Леша воспринимает вердикт директора тоже в духе, смиренно.
– К старшим классам у нас уже такого нет, чтобы дети проявляли агрессию, – добавляет Александр Горбатов. – У нас получается их перевоспитать. Есть, к примеру, даже случаи, когда дети приходили к нам, будучи на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, а спустя год их с учета снимали.
Делать детей добрее помогает религия. Каждый учебный день в гимназии начинается с молитвы. Кроме того, в учебный план включены такие предметы, как Закон Божий (со 2 по 11 класс), история Православной церкви (с 8 класса), церковно-славянский язык и православный английский. Весь распорядок работы гимназии "соотнесен с годичным богослужебным кругом церкви", двунадесятые праздники являются неучебными, все ученики и педагоги школы участвуют в богослужениях. Вместе с этим гимназия не ставит целью воспитание кадров для Русской православной церкви. Научить быть священником в школе однозначно нельзя, убежден Александр Горбатов.
– Христос говорил своим ученикам: "Не вы меня выбираете, а я вас". Поэтому пока не настанет определенный момент, может, с возрастом это приходит, человек со служением Богу свою судьбу не решится связать. Мне, например, если бы лет двадцать назад сказали, что я буду священником, я бы, наверное, посмеялся. Поэтому мы детей не готовим в священники, наша задача – воспитать их нравственно и дать хорошее образование. К примеру, был случай: наш выпускник захотел поступить в духовную семинарию, и его не взяли, зато в МИФИ вообще без проблем поступил, на физика-ядерщика. Мы учим детей по принципу "каждый должен служить тем даром, которым его наградил Бог", если, к примеру, парень склонен к языкам, так и пусть будет переводчиком.
В подтверждение своих слов отец Александр приводит результаты прошедшего учебного года: трое из четырех выпускников получили золотые медали, и все успешно поступили в светские вузы Москвы, Красноярска и Томска. Отчасти успехи выпускников гимназии объясняются условиями, в которых работает учебное заведение: все-таки в обычной школе в классах не по шесть или десять человек, а, как правило, по 20-25. Александр Горбатов не может припомнить, возникали ли у кого-то из выпускников проблемы с социальной адаптацией, скорее, наоборот, оказавшись вне стен гимназии, молодые люди, как правило, становятся лидерами.
– В любом коллективе есть добрые люди. И разве их как-то не принимают? Да нет, конечно. Вот и наших выпускников я мог бы назвать просто "добрыми людьми", не более того. Ни одного такого случая, чтобы наши выпускники чувствовали себя забитыми, подавленными в незнакомом коллективе, я не знаю. Они адаптируются хорошо, добро, наоборот, помогает адаптироваться.
Добро побеждает зло в Абаканской православной гимназии уже десять лет. При этом с каждым годом учеников становится больше. Сейчас, когда гимназию посещают уже 150 детей, у руководства возникли новые хлопоты: не исключено, что скоро гимназии придется искать более просторное здание.