В. Е. Пуртов после выхода на пенсию вместе с женой переехал в Торопец на постоянное место жительства 12 лет назад с Сахалина, где они проживали. Выбор был не случаен, в Торопецком районе жила родная тетя Владимира Евгеньевича. Городок наш понравился, и окончательное решение было принято. Активная жизненная позиция позволила этому человеку и в нашем городе стать заметным и востребованным. Сейчас он член президиума районного совета ветеранов, участник всех мероприятий, проводимых организацией, хороший фотограф, в общем, неравнодушный и востребованный человек.
Шесть лет назад совет ветеранов поручил Владимиру Евгеньевичу возглавить движение "Дети войны". В прошлом году, в ноябре, по приглашению областного совета организации, насчитывающей по области 12 тыс. человек, детей погибших защитников Великой Отечественной войны, он приехал в Тверь. Здесь помимо официальных мероприятий, в частной беседе Владимира Евгеньевича попросили поделиться воспоминаниями о его детстве, которые впоследствии были опубликованы в феврале 2012 года в газете "Жить и помнить". Предлагаем вниманию наших читателей данную публикацию (в сокращении).
"Мой отец, Пуртов Евгений Андрианович, родился 7 ноября 1917 года в большой трудовой семье на Урале в г. Камышлов Свердловской области. Детей в семье Пуртовых было семеро. Старший Петр окончил Киевское лётное училище и в 1936 году, выполняя интернациональный долг в Испании, геройски погиб в воздушном бою под Мадридом.
Мой отец, Евгений, по примеру старшего брата окончил Киевское лётное училище и с началом Великой Отечественной войны воевал в составе 243 штурмового авиаполка. Во взаимодействии с 21-ой ударной армией уничтожал танки и живую силу врага. 22 мая 1942 года, когда полк вел бои на Харьковском и Чугуевском направлении, отец не вернулся с боевого задания.
Папу я плохо помню, последний раз его видел в мае 1941 года, мне тогда было 4 года. В это время я жил у бабушки. В 1937 году, когда мне было всего 6 месяцев, а маме 18 лет, её арестовали и осудили по 58 статье на поселение в колонии на 4 года. После освобождения в 1941 году она работала на оборонном заводе, где вязали маскировочные сети. Ей иногда приходилось брать меня с собой на работу. Я постоянно крутился у бобин с нитками. Запомнился случай, когда мне за помощь в разматывании ниток дали кусок хлеба с кусочком селедки. Я был очень горд этой оплатой моего маленького труда.
Трудно было нам жить, постоянно хотелось кушать. Только весной наполнялись наши желудки. Собирали с полей мёрзлую картошку, пекли её прямо на плите, а мама пекла из неё лепешки, которые мы ели, запивая овсяным киселем. Кисель выдавали по карточкам.
После войны мы, уже подросшие мальчики, бегали в лес за ягодами и продавали их по 10 копеек за стакан. Иногда на вырученные деньги мы могли купить порцию мороженого или сходить в кино.
Народ радовался малому - отмене хлебных карточек, ежегодному снижению цен. Мама вышла замуж, отчим недолго был с нами, умер внезапно от язвы желудка. У мамы на руках осталось четверо детей. На меня, как на старшего, свалились заботы по уходу за младшими братьями и сестрой, заготовка на зиму дров, зачастую и уборка в квартире.
Окончив семилетку, я поступил в железнодорожное училище. После училища работал бригадиром путевых рабочих по реконструкции железнодорожных путей. В бригаде было тридцать человек, и я 17-18 летний парень неплохо справлялся.
В мае 1956 года был призван в ряды Советской Армии и направлен служить в ВМФ на Сахалин, в школу водолазов. Служба проходила легко, служил 4 года, там приобрёл специальность водолаз-взрывник, сварщик, глубоководник 1-го класса. После службы в армии остался на Сахалине, женился. Мы с женой воспитали трёх сыновей, сейчас у нас уже пятеро внуков. Заочно окончил среднюю школу, Куйбышевский энергостроительный техникум, отделение гидротехнических сооружений. Работал в аварийно-спасательном отряде водолазом, старшим водолазным специалистом, старшим инженером подводно-технических работ. Принимал участие в спасении морских судов, в строительстве гидротехнических сооружений, расчистке порта Читагонг в Бангладеш.
Награжден орденом "Знак почёта" и грамотой министерства морского флота.
Под водой проработал около 10000 часов.
Я продолжаю жизнь моего отца, которым очень горжусь. Он погиб, защищая Родину, в 25 лет, я его уже трижды пережил. Он покорял небо, я трудился под водой".
* * *
Вместе с данной публикацией воспоминаний В. Е. Пуртова были опубликованы и неизвестные Владимиру Евгеньевичу сведения о его отце, Евгении Пуртове.
Благодаря поиску, осуществленному сотрудниками Фонда "Жить и Помнить", которым Владимир Евгеньевич безмерно благодарен, стало известно, что его отец командир звена 243 ШАП младший лейтенант ПУРТОВ Е. А. приказом по войскам Северо-Западного фронта 0918 от 27 ноября 1941 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество был награжден орденом Красного Знамени.
ИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КОМАНДИРА 243 ШАП К НАГРАЖДЕНИЮ:
"За короткий срок тов. ПУРТОВ освоил новую для него материальную часть ИЛ-2 без провозных полетов. Работая командиром звена, правильно воспитывает летчиков своего звена по уничтожению озверелого фашизма. Звено тов. Пуртова является примерным боевым звеном в нашей части.
С 20.08.1941 г. по 15.09.1941 г. тов. ПУРТОВ имеет 13 успешных штурмовых атак по противнику.
22.08.1941 г. в р-не г. Новгород, будучи ведущим в звене, уничтожил автоколонну противника, состоящую из 20-30 автомашин, уничтожил 6-8 точек ЗА (зенитная артиллерия) и солдатского состава до 70-100 человек.
23.08.1941 г. в р-не г. Новгород действовал в составе звена, уничтожил до 40-50 машин и живой силы противника до 120-150 человек.
25.08.1941 г. в р-не пос. Селяха на переправе через реку Полатов. Пуртов, будучи ведущим звена, полностью уничтожил переправу противника и до 60-80 солдат и офицеров, 7-10 автомашин с боеприпасами. При выполнении боевого задания самолет тов. Пуртова был сильно поврежден ЗА противника, однако тов. Пуртов посадил свой самолет на нашей территории. Вернувшись на свой аэродром, тов. Пуртов через двое суток приступил к дальнейшей боевой работе.
Тов. Пуртов отлично овладел техникой самолета ИЛ-2 и вождением звена. Достоин представления к правительственной награде".