Тверская школа №22 стоит на фундаментах Смоленской церкви. Рядом - здания Тверского индустриально-экономического колледжа. В общем пространстве - знаменитая спортивная площадка, которую может лицезреть каждый, кто ездит по Смоленскому переулку. Площадка устроена на костях наших славных предков. До вчерашнего дня она была стихийной. Сейчас здесь развернуты работы по цивилизованному устройству спортивного комплекса. Бульдозеры и энергичные рабочие делают футбольную площадку с вечным травяным покрытием.
Конечно, чуть ли не треть города стоит на бывших старинных кладбищах. Конечно, с этим уже смирились, хотя строить города на людских костях все-таки нехорошо. Но строим и не боимся, как говорит церковь, суда Божьего.
Для тех, кто неравнодушен к прошлому и протестует против традиционного кощунства,- публикация краеведа Бориса Ротермеля.
После Указа 9 апреля 1772 года Екатерины Великой о запрещении захоронений внутри городов в Твери хоронили только на кладбищах, находившихся на окраинах. Это были Смоленское, Предтеченское, Волынское, Исаевское (за Тверцой), Неопалимая Купина (оно возникло в 1771 году после отвода земли для захоронения умерших от чумы) и позднее открытое лютеранское (немецкое). На этих кладбищах еще хоронили и в первой половине ХХ века. Кроме них захоранивали в Христорождественском (массовые захоронения), Желтиковом, Николо-Малицком и Отроч монастыре также еще в начале ХХ века.
Одним из самых древних и больших городских кладбищ всегда было Смоленское.
Оно возникло на юго-восточной окраине Твери в начале XVIII века на одной из «татарских горок», где ордынцы в XIII - XIV веках пасли своих лошадей. Сохранилось самое раннее упоминание, что здесь в 1760 году был похоронен тверской купец Перфильев Гаврила Герасимович. При перепланировке Твери в 1763 - 1765 годах командой архитектора П.Р. Никитина это кладбище было определено как основное городское и была построена деревянная церковь. А уже в 1782 году на средства прихожан была начата строением и окончена в 1784 году взамен деревянной каменная однопрестольная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. В этом же году 12 мая была освящена преосвященным Иоасафом архиепископом Тверским и Кашинским.
В 1863 году прихожане и священнослужители церкви решили с южной стороны устроить придельный храм во имя Тихона и преподобного Макария Калязинского. Но тверской купец Егор Иванович Коняев, обладавший чудотворной иконой Божией Матери «Тучная гора», сведения о чудесных творениях которой сохранились в документах нашего архива, изъявил желание передать ее в Смоленскую церковь с целью большей доступности для страждущих тверичей, для чего предложил придел устроить во имя этой иконы. «…Я стар, у меня она находится около 50 лет… лучшим местом для нее будет храм Смоленский, потому что место самое высокое в Твери, где во время наводнений тверичи спасались вместе со своим имуществом. Пусть и царица небесная «Тучная гора» будет почивать своею благодатью на этой горе. Сам я не доживу, то пусть меня вместе с иконой принесут сюда и ее оставят в церкви…»
Придел был построен в 1866 году, а 15 июля 1887 года после литургии в храме и водоосвящения в доме с крестным ходом икону перенесли в храм и установили в иконостасе. Через два года в возрасте 97 лет Е.И. Коняев скончался и был похоронен на этом кладбище.
В 1903 году по проекту архитектора В.И. Назарина Смоленская церковь была значительно расширена с северной стороны, что увеличило ее вместимость на 330 человек. В конце XIX века были устроены на севере кладбища дополнительные святые ворота.
За все годы существования само кладбище несколько раз расширялось. Самые крупные в 1873 году и в 1916 году были сопряжены с большими трудностями. С юга оно ограничивалось рекой Лазурью, а позже и образовавшимися между ними еврейским и татарским кладбищами. На западе между кладбищем и территорией ремесленного училища (ныне политехнический техникум) проходила дорога через реку Лазурь к деревне Бычково (ныне она вошла в состав города).
Вплоть до середины ХХ века за Лазурью располагались кожзавод «Красный Октябрь» (до 1918 года владелец В.А. Шкваркин), совхозные поля, фруктовый сад (посаженный в 1946 году), далее начинался лес. С севера и востока кладбище ограничивалось землями ямщиков и крестьян с их огородами и постройками.
К сожалению, до 1892 года кладбищенское хозяйство находилось без должного поддержания порядка организации учета, содержания и охраны могил. Были претензии живших в отдалении от Твери родственников, не имевших возможности часто ухаживать за захоронениями, которые, будучи документально не зафиксированными по месту, с трудом находились. И только 4 февраля 1897 года, после принятия устава, было впервые организовано попечительство о Смоленском кладбище.
Смоленское кладбище представляло собою уникальное для Твери собрание памятников - гробниц, фамильных склепов, представляющих художественно-архитектурные сооружения из камня, художественного чугунного и бронзового литья. Кладбище кроме родственников часто посещали просто любопытствующие и экскурсанты из других городов России. Как рекламировалось в 1928 году в экскурсионном путеводителе по Твери: «Наиболее часто встречаются памятники из крупнозернистого финляндского гранита рапа-киви красного цвета, из серого мелкозернистого сердобольского гранита, из черно-белого диорита, черного базальта, темно-серого долерита, а также из белого и светло-серого мрамора и из известняка, известного под названием Старицкого камня»…
Но особо важной значимостью Смоленского кладбища для Твери, ее истории, стало то, что за почти трехсотлетнее существование оно упокоило несколько поколений тверичей. Тех, которые после вселенского пожара 1763 года построили оригинальной планировки каменную, совершенно новую Тверь, являвшуюся потом образцом подражания для всей России. Ведь неспроста Екатерина Великая писала: «Тверь самый красивый город после Петербурга».
На Смоленском кладбище были похоронены люди знатные и простые, известные и неизвестные, высокообразованные и неграмотные. Среди них главы администрации, чиновники, священнослужители, работники здравоохранения и просвещения, купцы, помещики, мещане, крестьяне, гости Твери. Тут же были захоронены участники войн, в том числе ополченцы 1812 года и 1877 - 1878 годов, 1914 - 1918 годов и 1941 - 1945 годов, православные и католики. Рядом через дорогу были отдельные захоронения иудеев и магометан. Все они были тверичами. Здесь нашли свой вечный покой не один десяток тысяч людей в одиночных или семейных могилах. Среди них следует напомнить хотя бы некоторые известные имена в истории Твери и нашего края.
Главы городской администрации: Карпов А.Ф., Ваганов И.Е., Немов С.С.
Колосов В.И. - краевед-историк, автор книги «Прошлое и настоящее Твери», его сын Колосов В.В., врач, Жизневский А.К. - председатель Тверской казенной палаты, археолог, основатель тверского музея, первый председатель ТУАК.
Иллюминарская М.А. - начальница и содержательница женской гимназии для бедных детей, на ее могильной плите было высечено: «Мир праху твоему незабвенная труженица на ниве знаний народной».
Юргенсон Ф.К. - аптекарь, владелец самой старой (1777 г.) и лучшей тверской аптеки (ныне №1). Готовил в год до 12 тыс. лекарств по рецептам.
Волконский Ю.Н. - князь.
Соколов В.И. - коллежский регистратор, первая жертва тверского трамвая спустя неделю после его пуска.
19 августа 1931 года горсовет Твери принимает неожиданное решение о закрытии с 20 августа текущего года Смоленского, Еврейского, Татарского и Предтеченского кладбища с мотивировкой «в целях оздоровления и санитарного благоустройства города, ввиду переуплотнения и многолетнего использования… кладбища находятся в заселенных частях города, а также в связи с перепланировкой города и дальнейшего развития жилстроительства в районах указанных кладбищ на основании ст.ст. 50, 52, 54 и 55 правил НКВД и Наркомздрава…»
Мог ли кто из родственников (если он еще был жив) признаться в родстве и предъявить свои права на надгробие умершего (может быть, сто - триста лет назад), не думая о последствиях для себя и своей семьи. Ведь безумство тех лет у некоторой части нашего общества граничило со звериной жестокостью. Газета «Тверская правда» 29.10.29 г. созвучно времени писала «…железной метлой вымести из состава безработных с биржи труда Аваевых, Коняевых и прочих замаскировавшихся под рабочих…»
Приближался печальный конец древнего тверского кладбища. Прошел назначенный срок, уникальные надгробия были распилены на поребриковый камень, который затем был уложен при начавшемся асфальтировании центральных улиц и площадей города.
В 1948 году запустевшее и полуразрушенное Смоленское кладбище территорией 4,5 га было решено благоустроить - организовать охрану, оградить, сделать водоспуски, отремонтировать подъездные пути и озеленить, высадив 2000 деревьев и 1000 кустов. Этим же решением было предложено:
г) прекратить разработку земли под огороды на Смоленском и Волынском кладбищах;
д) организовать изготовление и продажу памятников с удовлетворением полной потребности города.
Но 12 июня 1952 года горисполком принимает решение:
«…1. Утвердить проект отвода земельного участка в Новопромышленном районе по Советскому (Смоленскому) переулку на территории бывшего Смоленского кладбища под строительство школы на 440 мест с размещением здания школы на месте бывшей церкви с выделением пришкольного участка из земель закрытого кладбища общей площадью 1,07 га…» А 21 июня текущего года вносится изменение - построить эту школу на 960 мест.
Пришла техника, управляемая людьми, сгребли и неизвестно куда вывезли останки умерших и все, что осталось от Смоленской церкви. Исчезла «Татарская горка», зато образовалась насыпь под Волоколамским проспектом. Началось «освоение» «земель бывшего Смоленского кладбища».
31 декабря 1954 года отводится земельный участок площадью 1,08 га под школу рабочей молодежи, а 10 февраля 1955 года отводится 6889,4 м2 обкому КПСС под здание райкома КПСС. Затем отстраиваются учебный корпус и общежитие техникума, а потом и другие здания. Прокладывается Волоколамский проспект через вновь построенный мост через реку Лазурь и часть объездной дороги вдоль той же Лазури.
От бывшего Смоленского кладбища остается и ныне незастроенной малая часть его за Вагжановским (Архангельским) переулком с захоронениями партизан и воинов, погибших в 1941 году в боях за город, и на восток от них - отчетливо приметные бугорки заброшенных, но еще нетронутых могил. А по западной и южной окраинам кладбища ныне проносятся в разные стороны троллейбусы и автомобили.
Смоленское кладбище - это одна из страниц нашей большой тверской истории, это люди, жившие до нас и создавшие все, чем мы сейчас пользуемся и что видим, это те, которые погибли или умерли от ран, защищая Россию от неприятеля.