22 июня исполнится 71 год, как началась Великая Отечественная война. Десятилетия спустя этот день пронизан скорбью и тяжелым чувством тревоги. Этот самый длинный день года дал старт самой кровавой войне, продолжавшейся долгих четыре года – горьких и невероятно болезненных. События того времени неоднозначны в оценке историков. И самые неожиданные точки зрения наш корреспондент хотел бы озвучить накануне памятной даты.
В конце апреля ХГУ им. Н.Ф. Катанова, общественная палата РХ, "молодогвардейцы" и представители различных ведомств республики провели на базе Института истории и права (ИИП) ХГУ "круглый стол" "Великая Отечественная война глазами современных публицистов", который хакасские СМИ – так уж получилось – обошли своим вниманием. В ходе студенческих докладов разгорались неистовые споры. Историков называли "подлецами", авторов озвученных в зале вопросов – наглецами. Иными словами, в стенах ИИП кипели нешуточные страсти. Предвидя реакцию публики, кандидат исторических наук Виктор Беккер во вступительном слове подчеркнул, что в стане историков, как отечественных, так и зарубежных, нет и никогда не будет единства в отображении картины Великой Отечественной и Второй мировой войн. Более того, каждый год, а порой и два раза в год в нашей стране, по его же словам, открываются ранее закрытые архивы – скажем, в прошлом году документы по истории ВОВ открывались трижды. И они, по мнению Виктора Яковлевича, вносят немало сумятицы в оценку и осмысление уроков прошлого. Неслучайно указом бывшего российского президента Медведева была создана комиссия по фальсификациям, которые без всяких на то оснований чернят репутацию нашей страны.
Партия воинов
Самым претенциозным и спорным в тот день можно считать доклад второкурсника Сергея Серикова, тематика которого предполагала некую провокацию: "Влияние коммунистической идеологии на ход, результаты и оценку Великой Отечественной войны".
– Огромная просьба, прежде чем я начну, пожалуйста, не перебивайте, – зычным голосом обратился к залу молодой человек.
– Позвольте, я прочитаю то, что подготовил, до конца. А потом уже задавайте вопросы. Спасибо.
Далее из сообщения докладчика слушатели должны были сделать вывод – все утверждения о важнейшей роли коммунизма в победе над фашистами служат, в первую очередь, ответной реакцией на так называемые "искажения историков".
– Современные реакционные авторы преднамеренно извращают события того великого времени, – с жаром вещал с трибуны Сергей.
– Они дают им ложную трактовку, прилагают все усилия, чтобы обелить капитализм, стараясь снять с него ответственность за возникновение войны. Некоторые из них признавали, что войну развязал фашизм, но отрицают, однако, тот непреложный факт, что эта террористическая диктатура в монополистической буржуазии есть порождение империализма. Часть фальсификаторов пытаются даже возложить ответственность за возникновение войны на Советский Союз, на нашу с вами великую Родину. С этой целью они возрождают гитлеровскую версию превентивной войны Германии против СССР. Вторая мировая война в целом подтвердила тот факт, что общепризнанным идейно-политическим авангардом советского народа в борьбе против фашизма и милитаризма являлась Ленинская партия, располагая к началу войны огромным опытом революционно-преобразующей деятельности... С первых дней нападения немецко-фашистских полчищ на Страну советов коммунистическая партия выступала политическим вождем, организатором и идейным воспитателем нашего народа и вооруженных сил.
Эксцентричная подача в стиле советских учебников, конечно, не состояла лишь из ярких, но голословных предложений. Юноша приводил конкретные примеры.
Подчеркивая неотделимость военного подвига нашей страны от деятельности партии коммунистов, Сергей не преминул уколоть нынешних историков и журналистов.
– Историю переписывают, переписывают подлецы. Они отреклись от советского прошлого, прокляли его и по сей день проклинают в каждой своей статье, каждой своей работе... Но с историческими фактами не поспоришь. Говоря о великой победе, стоит помнить о том, что в той войне победило именно первое в мире социалистическое государство – СССР.
Называя партию коммунистов партией воинов, студент апеллировал статистикой:
– Только во второй половине 1941 года – то есть уже после нападения фашистских полчищ на нашу родину – в ВКП(б) вступили 130 тысяч воинов – это в два раза больше, чем в первую половину того года. К концу 1941 года в армии на флоте было 26 тысяч первичных партийных организаций, насчитывающих 1 млн. 234 тыс. коммунистов – в два раза больше, чем перед началом войны. И это несмотря на то, что коммунисты по приказу Гитлера подлежали расстрелу.
Доклад молодого историка завершился овациями. Но соглашаться с его точкой зрения пожелали не все.
– У нас было много примеров в истории, когда Россия была на грани, скажем, порабощения – она могла стать побежденной страной. Это и 12 век, когда на нас шведы и немцы нападали, и 14 век – на нас нападали татаро-монголы… Много других примеров. Каждый раз наш народ выходил победителем из этих сражений... Человек бьется не за лидера страны, человек бьется не за идеологию. Человек что защищает? Что для него самое главное? Это его семья, его дети, его родная земля, деревенька, в которой он родился. Я не считаю, что роль партии абсолютно ничтожна, не стоит преуменьшать роль партии. Но ни в коем случае нельзя говорить, что она единственная, краеугольная и фундаментальная. Я считаю, что фундаментальную роль в победе сыграла мощь русского, российского, многонационального народа, который защищал себя, свою землю и свою семью, – протестовал человек из аудитории...
– Своим вопросом вы оскорбили память моего родного деда, – негодовал в ответ защитник коммунизма. – И тех, кто пролил кровь, отдал жизнь за нашу с вами мирную жизнь. Он погиб на фронте и в предсмертной записке написал: "Если меня убьют, прошу считать меня коммунистом". Коммунистическая партия положила на алтарь победы 3 млн. жизни своих партийцев. Коммунистическая партия была сплачивающей и объединяющей силой.
По мнению Сергея, дубинки и стрелы татаро-монгольских сражений некорректно сравнивать с химическим оружием, подводными лодками и самолетами Второй мировой войны.
– Это война идеологий и экономических систем, война национал-социалистической немецкой рабочей партии, выражавшей интересы крупного капитала, и ВКП(б), выражающей интересы свободных народов мира, – объяснял свою позицию докладчик.
– Тут две чаши весов. На одной – империалистическая олигархия капиталистического Запада, на другой – обобществленные средства производства и производительные силы социалистического СССР.
Победить фашистам помешала погода?
Пыл второкурсника попытался остудить Виктор Беккер, заметив, что нужно остерегаться резких, эмоциональных характеристик в адрес историков, которых студент назвал "подлецами". "Цивилизованный человек обязан уважать точку зрения других", – заключил преподаватель, но выразил симпатию к заинтересованности выступающего студента. Через некоторое время в зале объявили тему, ради которой наш корреспондент, в общем-то, и появился на этом "круглом столе" – "Фальсификация фактов Великой Отечественной войны в школьных учебниках ближнего и дальнего зарубежья", которую попыталась раскрыть студентка истфака Олеся Шведова. По ее словам, существуют тысячи книг, статей и телепередач, в которых искаженно, а порой и откровенно ложно говорят об итогах Второй мировой войны. И делается это с одной крамольной целью – преуменьшить значение советско-германского фронта и вклад нашей страны в победу.
– Американский историк X. Болдуин считает, что исход Второй мировой войны решили 11 битв ("великих кампаний"), – привела пример докладчица.
– К ним он относит сражение в Польше в 1939 году, битву за Британию 1940 года, высадку десанта на остров Крит в 1941 году, битву за остров Коррехидор в 1942 году, битву за Тараву в 1943 году, десанты в Сицилии и Нормандии в 1943-1944 годах, морское сражение в заливе Лейте в 1944 году, Арденны и Окинаву в 1945 году. Из битв, выигранных Красной армией, он называет лишь Сталинградскую битву. Разработчики "концепции решающих битв" вообще не упоминают о Московской, Курской и других величайших сражениях советских войск. Таким образом историк пытался доказать решающую роль вооруженных сил США в достижении коренного перелома во Второй мировой войне.
Научный анализ источников и предпосылок победы Советского Союза над фашистско-милитаристским блоком, по словам Олеси, в некоторых исследованиях подменяется вымыслами, скрывающими истинные причины успехов Красной армии.
– Немецкие историки пытались обосновать версию о том, что Советский Союз совершенно не был готов к отражению фашистской агрессии, а его победы над Германией объясняются "военным счастьем", – продолжала доклад студентка.
– Для объяснения причин поражения вермахта ими даже была разработана специальная теория "случайностей". К числу таких случайностей отнесли неблагоприятные для немецко-фашистских войск погодно-климатические условия Советского Союза, большую протяженность его территории, просчеты и ошибки Гитлера как политического и военного руководителя. (...) Но все эти фальсификационные теории не имеют под собой основания.
Версия "превентивной" войны
Вторым по важности спорным моментом в толковании истории Второй мировой войны докладчица назвала количество потерь Советского Союза. Зарубежные авторы без всяких обоснований пытаются представить потери агрессора меньшими, чем они были в действительности.
– Перепроверка статистических данных, проведенная в 1988-1993 годах комиссией МО СССР, и данные, опубликованные в последнем уникальном справочном издании "Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь" (2009 г.), подтверждают ранее полученные итоги исследований, – отмела возможные сомнения Олеся Шведова.
– Потери как военнослужащих, так и гражданского населения СССР в годы Великой Отечественной войны, определенные учетно-статистическим и балансовым методами, в итоге составляют 26,6 млн. человек. Безвозвратные демографические потери Вооруженных Сил СССР (убито, умерло от ран и болезней, погибло в результате несчастных случаев, расстреляно по приговорам военных трибуналов, не вернулось из плена), зафиксированные штабами всех инстанций и военно-медицинскими учреждениями за годы Великой Отечественной войны (включая и кампанию на Дальнем Востоке), составили 8 млн. 668 тыс. 400 военнослужащих списочного состава.
Не обошла вниманием докладчица и упомянутую Сергеем Сериковым версию "превентивной" войны Германии против СССР. Ее суть (впервые прозвучавшая 22 июня 1941 года в заявлении германского посла в СССР графа Фридрих– Вернер фон дер Шулленбурга) заключается в том, что в 1941 году Советский Союз якобы сосредоточил на западной границе мощную группировку своих войск и подготовил вторжение Красной армии в Европу через Германию. Тем самым он, дескать, и спровоцировал упреждающий удар Гитлера, который в целях "защиты себя и других западных стран" вынужден был начать превентивную войну против СССР. Но ход событий того времени, исторические факты и документы полностью опровергают суждения о якобы вынужденном вторжении немцев на территорию Советского Союза.
– Ни один из более трех тысяч приказов наркомов обороны (К.Ворошилова и С. Тимошенко) с 1937 года по 21 июня 1941 года и ни один из оперативных планов западных приграничных военных округов 1941 года не содержат и намека на подготовку к нападению на Германию. Ведись она в действительности, то неизбежно отразилась бы на постановке задач войскам, планировании боевой подготовки, – сделала вывод студентка.