22 декабря 2007 года по старому стилю, 4 января 2008 года по новому, в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304 г.), тверская общественность отметила 690-летие Бортеневского сражения. Это событие коренным образом изменило дальнейший ход истории в развитии не только Тверского княжества, но и России.
В нынешний год, объявленный Годом Михаила Ярославича Тверского, тверичи торжественно чествуют своего небесного покровителя, положившего жизнь свою ради спасения Отечества. В память о нем давайте вспомним глубочайшего смысла его слова в канун Бортеневской битвы и в последующие за ней события о патриотизме и самопожертвовании.
ЗА ДРУГИ СВОЯ
Перед битвой на совете: «Братия! Слышали, что говорит Господь в Евангелии: «Если кто положит душу свою за друга своего, тот велик наречется в Царствии Небесном». Нам же ныне не за одного, не за двух положить душу свою: сколько народа в плену, а иные убиты, а жены и дочери их осквернены погаными».
На исповеди у духовника игумена Ивана перед уходом в Орду: «Ныне же, отче, благослови меня, если случится, пролью кровь свою за них».
Ответ сынам, советовавшим ему не ходить в Орду, а послать кого-либо из них: «Если я уклонюсь, отчина моя вся в полону будет и множество христиан убито. Придется же когда-нибудь умирать, не лучше ли мне ныне положить душу за многие души».
Накануне казни бояре и слуги уговаривали Михаила Ярославича бежать из Орды, но он также отверг эти предложения, понимая последствия для Тверского княжества и тверичей - опустошение и смерть.
В нашей области под руководством губернатора Дмитрия Зеленина, владыки Виктора проводится большой комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию. Нет необходимости их перечислять, но особенно хочется выразить слова благодарности и признательности председателю общества Михаила Ярославича Тверского Георгию Пономареву за его книги и моноспектакль.
В ноябре в Старице состоялся военно-исторический праздник, посвященный Бортеневской битве.
К сожалению, порой искажается историческая правда о Бортеневском сражении.
С телеэкрана звучит: «Бортеневская битва - это первое подробно описанное в летописных источниках сражение, в котором Золотая Орда была побеждена за 63 года до сражения на поле Куликовом».
Георгий Пономарев утверждает: «Действительно, после битвы или к концу битвы ордынская конница бежала с поля боя, было взято фактически все ордынское войско».
Существует мнение о том, что из-за того, что на стороне монголо-татар выступал московский князь Юрий Долгорукий, о ней предпочитали не говорить.
Между тем Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий княжил в 1155 - 1157 годах, то есть за 160 лет до Бортеневского сражения. В Бортеневском сражении князь Михаил Ярославич вступил в бой против союзного войска великого князя всея Руси Юрия Даниловича, своего племянника, при котором был отряд ордынского посла Кавгадыя. Заявление о том, что Орда была побеждена за 63 года до Куликовской битвы - вымысел, а ссылка на анонимных историков и краеведов неуместна.
Непонятно, в каких источниках Г.Н. Пономарев прочитал о бегстве ордынской конницы и разгроме ордынского войска.
В качестве доводов, что Михаил Ярославич сражался с Кавгадыем, приводится неправедное обвинение, предъявленное ему на суде в Орде: «С послом бился». Но почему не рассматривается дальше статья летописи об ответах Михаила Ярославича: «А посла избавил на поле брани и с многою честию отпустил». Утверждать бой с послом - значит поддерживать лживые обвинения Кавгадыя. Представляется, что надо прислушаться к доводам Михаила Ярославича. Ложь, лицемерие и интриги не были присущи нашему князю.
Должен заметить, что татарский отряд Кавгадыя в бой не вступал. Кавгадый знаменами лишь дал знать, чтобы его воины в сражение не вмешивались. Военные историки в своих работах отмечают систему управления боя стягами (знаменами). В летописных источниках имеются даже образные выражения «стяги заговорили». Так что команда Кавгадыя опустить знамена означала «не вступать в бой», а не сдаться в плен. Не надо принижать боевые качества монгол в XIV веке.
Да разве мог себе позволить Михаил Тверской разгромить дружину посла? Он прекрасно понимал ответственность - немедленная посылка татарской рати на Тверь и полное разорение княжества. Пример этому - события в Твери в 1327 году и последовавшая за них кара.
СТОРОНЫ КОНФЛИКТА
Не исключено, что Михаил Ярославич через своих покровителей в Орде знал о наказе хана Узбека послу Кавгадыю не вторгаться в вотчину тверского князя. Среди них была главная жена Узбека царица Боялунь. Кто она? Это дочь византийского императора Андронника II. После замужества она осталась православной. Из летописей известно, что Михаил Тверской ей очень доверял, ведь именно к ней он отправил сына Константина на спасение. Налицо две партии в Орде: Михаил - Боялынь, Юрий - Кончака. Тут есть над чем поработать исследователям. Доброжелательно относился к Михаилу и татарский посол Ахмыл. О событиях в Орде Михаил Ярославич всегда был в курсе. Не случайно в «Житие Михаила Тверского» летописец приводит слова Кавгадыя: «Вступил сам в волость твою без царева повеления». В этом, возможно, и ответ, почему Кавгадый уклонился от участия в Бортеневской битве.
Великий подвиг, совершенный Михаилом Ярославичем, освещен прежде всего его нравственными и патриотическими поступками, победившими зло, коварство и интриги. Его подвиг не нуждается в приукрашивании и лакировке и победных реляциях над Ордой. Вот как расценивает Бортеневскую битву летописец, свидетель тех событий: «Се же зло бысть декабря в 22». Не как победу, а как зло, потому что в сражении гибли не татары, а христиане: тверичи, москвичи, суздальцы.
Комментатор одного из телеканалов заявил: «После смерти князя Владимирского и Тверского Ярослава Ярославича возникает спор: кто? Михаил или Юрий - займет великое княжение Владимирское после смерти дяди?».
Опять грубейшая ошибка. Великий князь Ярослав III Ярославич был великим князем Владимирским в 1263/64 - 1271/72 годах. После его смерти этот титул наследовали Василий I Ярославич (1271 - 1276 гг.), за ним Димитрий I Александрович (1276 - 1294), а потом Андрей III Александрович (1294 - 1304 гг.).
Спор за великокняжеский престол между Михаилом Тверским и Юрием Даниловичем возник в 1304 году после смерти великого князя Андрея Александровича.
В сложившейся ситуации старейшим был Михаил Тверской. Юрий Московский правами на великое княжение не обладал: по родовому принципу он был младше не только Михаила Тверского, своего двоюродного дяди, но и сына Андрея Александровича - Михаила, своего двоюродного брата, а по отчинному даже в перспективе не имел права претендовать на Владимир, так как Даниил, его отец, великим княжением не владел. Как известно, хан Тохта решил вопрос о великом княжении в пользу Михаила.
С этих событий и началась вражда и противостояние между Михаилом и Юрием. Противники при каждом удобном случае стремились сокрушить друг друга.
В 1305 году Михаил Тверской, будучи великим князем, с приданным ему татарским отрядом ханского посла, так называемой Таировой ратью, ходил походом «к Москве на князя на Юрья и на его братью», и Юрию пришлось поступиться Переяславлем. В 1308 году великий князь Владимирский и Тверской вновь пошел на Москву. Но бой у стен Кремля 25 августа («на память святого апостола Тита») не принес успеха Михаилу.
После смерти хана Тохты в 1312 году новый его преемник хан Узбек подтвердил ярлык Михаила Тверского на великий княжеский престол. Но Юрий своих претензий не оставил.
В 1315 - 1316 годах при нахождении в Орде Юрий Данилович женился на сестре хана Узбека Кончаке, путем интриг и даров добился-таки ярлыка на великий Владимирский престол. В сопровождении татарского посла Кавгадыя двинулся во Владимир.
Как дальше развивались события, мы хорошо знаем. Михаил Ярославич отказался от великокняжеского Владимирского достоинства в пользу Юрия. Он предполагал, что Юрий будет мстить. И не ошибся…
ВЕРСИИ
По убедительной версии сотрудников ТНИИР-Центра археологов А.Н. Хохлова, Ю.А. и Е.В. Кобозевых, войска Юрия Московского и отряда Кавгадыя были рассредоточены в 15 верстах на Бурашевской гряде в направлении к Эммауссу.
Переговоры шли пять недель. Возможно, Михаил Ярославич специально затягивал их в ожидании подхода кашинского ополчения и готовился к сражению. Возможно, Юрий и Кавгадый были в ожидании, когда Волга покроется льдом, что облегчит им передвижение.
Двинувшись на левую сторону Волги, войска Юрия встали на переезде у Волги. Вот тут-то и произошла битва.
К сожалению, В.З. Исаков при переводе текста летописи о тверском и кашинском ополчении упустил слово «мужи». А зря. Это принципиально важно, ведь каждое слово несет смысловую нагрузку. В учебниках военного искусства для академий при рассмотрении особенностей тактики так называемого русского боя XIV века говорится, что в нем неизмеримо большую роль играли пешие воины, их именовали «пешьцы». Конница была менее значительна, но действовала в тесном взаимодействии с пешими воинами. В большинстве своем «пешьцы» состояли из городского и крестьянского ополчения. «Мужи Тверичи и Кашинцы» - это, вероятно, городское ополчение. Участие в бою кашинцев подчеркивает направленность похода сил Юрия Московского. Кашин, как второй по значимости город Тверского княжества, мог быть богатой добычей для Юрия и его союзников. К тому же путь на Кашин был удобен суздальским князьям и татарам Поволжья для движения в свои отчины с пленными тверичами и награбленным.
Переезд находился, скорее всего, ниже Твери по течению реки Волги. Какой смысл было ратникам Юрия с пленными и награбленным двигаться в сторону Кашина через южные опустошенные волости и Старицу в направлении Торжка?
Некоторые историки полагают, что столкнулись рати близ впадения в реку Шошу ручья Астраганца. Конечно, это миф. Вот только зачем было приводить его в подтверждение Бортеневского сражения? Известный археолог В.А. Плетнев ни о каких археологических находках у деревни Бортенево не упоминает.
Служба в часовне о поминовении павших на поле брани не может быть доказательством в качестве легализации места сражения. Подобные службы проводились и в других храмах Божиих.
Утверждение о месте Бортеневского сражения при впадении ручья Астраганца в реку Шошу на том основании, что здесь ранее располагалась деревня Бортенево, неубедительно. Да и при чем здесь ручей Астраганец, впадающий в Шошу? Таких гидронимов, связанных с местом сражения, в летописях нет, и не надо их притягивать. Полевые работы, проведенные археологом и ученым Тверского госуниверситета П.Д. Малыгиным в 1992 году, не дали ничего заслуживающего внимания. Он также удачно подметил, что известный старицкий краевед И.П. Крылов в начале ХХ века не прошел бы мимо местных легенд по поводу сражения и обязательно привел бы их в книге «О достопримечательностях в уезде», если бы они были. Скорее всего, легенды появились после выхода в свет книги В.С. Борзаковского «История Тверского княжества».
О месте Бортеневского сражения на территории Степуринского сельского поселения все время утверждает Г.Н. Пономарев, беря за основу запись о селе Бортеневе в примечаниях этой книги. Но дело в том, что Борзаковский не проводил специальных исследований. Вопреки своим рассуждениям он сделал не совсем удачную отсылку к топониму своим примечанием (467): «Село Бортенево близ реки Шоши, Стариц. у. в 32 верст. от Старицы». Сведения эти им взяты из «Списка населенных мест Тверской губернии», изданного в 1862 году. К тому же Борзаковский ошибся в определении категории населенного пункта, так как в прошлых веках деревня Бортенево селом никогда не была. Возможно, о других топонимах В. Борзаковский просто не знал. Топонимов с корневой основой «борт» в Тверском уезде по писцовым материалам XVI века было немало: Бортниково - 12, Бортенево - 5, Бортницы - 2, Бортная - 1, Бортенцово - 1, Бортьничи - 1. Итого 22. Уверен, что это неполный перечень, так как иные утрачены.
У других ученых совсем иные версии. Александр Жгутов в своей книге «Многовековая тайна Твери» считает, что сражение произошло в районе деревни Бортниково в шести километрах от древней Твери. Петр Малыгин полагает, что сражение было в районе современного населенного пункта Броды Старицкого района. Его коллега по ТвГУ С.В. Богданов также доказывает, что битва была «у брода на Волге возле Синеевского». Историки Е.А. и А.Д. Виноградовы высказывали мнение, что битва случилась в окрестностях деревни Бортниково Рождественского сельского округа Калининского района в 47 километрах от Твери на левом берегу реки Волги. Директор ТНИИР-Центра А.Н. Хохлов и сотрудники этого же центра Е.В. и Ю.А. Кобозевы в своих исследованиях делают вывод, что «наиболее вероятным местом Бортеневского сражения является район нижнего течения реки Шоши при впадении в нее реки Инюхи». Археолог В.А. Плетнев в 1903 году в своей книге привел черновые записки Преображенского, который предполагал место боя Михаила с Юрием у с. Пекунова Корчевского уезда.
Автору статьи могут сказать, что им не рассматривается Никоновская летопись. Отвечаю: рассматривалась, но летопись тенденциозна. Больше доверия к тверской повести о Михаиле Ярославиче, потому что она составлена очевидцем тех событий игуменом Александром из Отроча монастыря.
ГДЕ ИСКАТЬ
Предлагаю в дальнейшей локализации места Бортеневского сражения использовать возможности Госархива области. Межевые материалы 1776 - 1796 годов, специальные геометрические планы и изданный в 1853 году под руководством Менде межевой топографический атлас Тверской губернии позволяют локализовывать даже утраченные топонимы Бортенева.
В писцовой книге Тверского уезда 1539/40 годов в волости Захожье значится сельцо Яминское, а к нему в числе других деревня Бортенево двор Максимко. В материалах межевания Тверского уезда 1778 - 1781 годов земля, где была деревня Бортенево, именуется пустошью Максимовской Бартенево тож. А недалеко от данного места на современных картах указана река Скобра. Выяснено, что в источниках XVI века эта река носила название Скорби. Не отголосок ли это событий XIV века?
В дозорной книге Тверского уезда 1551 - 1554 годов в волости Суземье в вотчине Федоровского монастыря указано сельцо Бортенево. Из материалов межевания 1776 - 1796 годов Старицкого уезда видно, что в XVIII веке это пустошь Бортенево в даче Старицкого уезда.
Беда еще и в том, что, установив памятник на месте предполагаемого, но не доказанного места Бортеневской битвы в виде креста, чиновники администрации в 90-х годах поставили крест на дальнейшем финансировании научных исследований и археологических работ по розыску действительного места сражения.
До тех пор пока археологи не найдут истину в земле, споры о локализации места сражения не погаснут.
Михаил Ярославич совершил высочайший духовный подвиг, пойдя на самопожертвование ради спокойной жизни христиан, за это он в веках прославлен Русской православной церковью и нашими предками. Памятник ему должен быть как святому благоверному князю и нашему небесному покровителю, но не как полководцу, хотя личная храбрость Михаила Тверского вне сомнений. Об этом говорит и описание его героического поведения во время Бортеневского сражения: «Сам же князь увидел доспех свой весь иссечен».
Сергей КУЗИН, научный сотрудник тверской региональной научной общественной организации «Научный исследовательский центр церковной истории и православной культуры имени В.В. Болотова»