Кладбище, расположенное вокруг церкви Вознесения Господня в западной части города, известно большинству торопчан как место погребения родителей патриарха Тихона. Однако это не единственная его достопримечательность. Если подняться по крутым ступенькам к церкви и начать обходить ее справа налево, то на южной стене вы увидите табличку с такой надписью: "Здесь похоронен Андрей Иванович Абакумов, сенатор, 1772 - 1841 гг.", а знающие люди добавят: гениальный управленец, один из героев Отечественной войны, человек, всю жизнь отдавший служению Родине.
Либо в попы, либо в солдаты
Андрей Абакумов родился 30 ноября 1772 года в Торопце в большой купеческой семье. Его отец, Иван Абакумов, не в пример своим именитым предкам, в торговом деле не слишком успевал, семейство жило бедно. В те времена у бедных мальчиков из глубинки было всего два способа выбиться в люди: пойти в попы или попытаться добиться успеха на военном поприще. На семейном совете Андрюшу решили отправить в Преображенский полк писарем.
Ясным апрельским утром 15-летний Абакумов прибыл в Петербург. Служба писаря оказалась тяжелой и однообразной, но все же он без устали выполнял поручения начальства в надежде на продвижение по службе. Ждать ему пришлось целых пятнадцать лет - лишь в тридцать Абакумов получил первый офицерский чин. Открылись новые перспективы - молодой офицер продвигался по службе: через пять лет он дослужился до подпоручика и получил назначение в штат генерал-инспектора войск графа Татищева, затем стал заведующим продовольствием столичных войск… Но вдруг успехам пришел конец. Многолетняя писарская работа дала о себе знать тяжелой глазной болезнью, и Андрей Иванович вышел в отставку чиновником 7 класса.
Казалось бы, чего еще надо сыну захудалого торопецкого купчишки - осел в столице, получил дворянство и срединное положение в табеле о рангах. Но Абакумов, за два года поправив Здоровье, в 1811 году вновь поступает на армейскую службу, теперь комиссионером. В мае 1812-го ему вверили провиантское депо при армии. А буквально через месяц многотысячное войско Наполеона перешло русскую границу. И тут для Абакумова настал звездный час.
- Это сейчас можно использовать долгохранящиеся продукты - консервы и так далее, - говорит благочинный Торопецкого округа, настоятель Вознесенского храма протоиерей Георгий Фролов. - Но тогда этого практически не было. Представляете, какой объем работы в то время ложился на плечи людей, которые ведали продовольствием?
Представлял это, видимо, и император, который по окончании русско-французской кампании пожаловал Андрею Абакумову чин генерала.
Главный по тарелочкам
В ноябре 1816 года Абакумов становится директором провиантского департамента Военного Министерства. Свою деятельность он начал с масштабной ревизии, открыв множество случаев казнокрадства. По его инициативе в армейской среде происходят массовые увольнения. Уличенные в краже вояки тут же начинают строчить кляузы на провиантмейстера, но все напрасно: благодаря его трудам расходы на содержание армии резко сократились, а уровень жизни солдат наоборот улучшился.
Коронация Николая I грозой прокатилась по российской армии благодаря восстанию декабристов 1825 года. Но Абакумова это не коснулось - после коронации император личным приказом пожаловал главному интенданту страны чин тайного советника, а спустя два года - еще и табакерку со своим портретом в знак высшего благоволения.
В 1828 году началась успешная для России русско-турецкая война. Армия двинулась на юг под предводительством фельдмаршала Дибича. Абакумов вновь выступил главным снабженцем наших войск, и, как в прошлый раз, справился со своими обязанностями.
Через год война блестяще завершается. Дибич получает обширные владения на юге и приставку Забалканский к фамилии, Абакумов - ордена и другие почести. Кстати, во время турецкой кампании в императорскую канцелярию продолжали сыпаться жалобы от недоброжелателей тайного советника. Напор их был столь силен, что Николай даже назначил комиссию по проверке деятельности Абакумова, но та никаких злоупотреблений не выявила.
- Царская семья уделяла Абакумову очень много внимания, и заслуженно, - считает Георгий Фролов. - Андрей Иванович был человеком очень активным, трудолюбивым, быстро вникал в ситуацию и принимал решения. Никому ни в чем старался не отказывать, в силу возможности принимал участие в жизни тех людей, которые приходили к нему с просьбами.
Загадочная отставка
Годом позже завершения русско-турецкой войны в подвластной нашей стране Польше вспыхивает народное восстание, и император отправляет армию для подавления мятежа. Во главе войск становится уже испытанный дуэт: Дибич-Забалканский и Абакумов.
Ослепленные прошлыми победами, военачальники двинулись на запад стотысячным войском, уверенные что после победы над французами и турками смогут одним ударом подавить восстание. А не тут-то было: первая битва не принесла ожидаемых результатов, и кампания затянулась на несколько месяцев.
- А теперь давайте представим себе: 114 тысяч человек - это население среднего русского города, - говорит отец Георгий. - Причем, если в городе считают всех от мала до велика, то здесь все - это здоровые мужчины, которым нужна уйма пищи. И если город все время находится на одном месте, то армия все время движется. И вот представьте, сколько обозов с едой нужно тащить за собой, чтобы всю эту ораву прокормить?
На плечи Андрея Ивановича легли непомерные заботы - за двое суток он укомплектовывал 2000 подвод с провиантом! И нужно учитывать, что каждой подводе нужен хоть один человек, чтобы управлять ею, да к ним добавить сотни людей, которые грузили продукты, готовили пищу и мыли котлы.
Однако на исходе весны 1831 года генерал Абакумов неожиданно подает в отставку. Современники по-разному объясняли этот факт: одни утверждают, что тайного советника отправил в отставку великий князь Константин, брат императора, недовольный тем, как он исполняет свои обязанности. Другие - что Абакумов был недоволен насильственной реквизицией, по сути, грабежом зерна у поляков, которая, якобы, начала происходить зимой.
Завещание сенатора
Последние десять лет своей жизни Абакумов прожил в Петербурге. Семьей он так и не обзавелся. За две недели до смерти пишет духовное завещание, по которому все свое имение Абакумов отдал своему единственному внуку, Андрею Ивановичу Раздеришину. 4300 рублей серебром Абакумов положил в банк на "вечное" содержание торопецкой церкви Вознесения Господня, найма священнослужителей и вечного помина родных и близких. Всем своим крепостным, согласно завещанию, за 20 лет до отмены крепостного права, Абакумов предоставил полную свободу. Он поименно всех называет, и каждому начисляет определенную сумму вознаграждения за верную службу.
Скорее всего, перед смертью сенатор сам попросил похоронить его на исторической родине, на том же кладбище, где упокоились его родители. Могила Абакумова была найдена совсем недавно.
- Мы делали ремонт церкви, когда наткнулись на вход в склеп, - вспоминает о находке отец Георгий. - Возле одного из гробов была табличка, повествующая о том, что здесь лежит именно Андрей Иванович Абакумов. Известно, что на южной стене, прямо под входом в склеп раньше висела огромная икона апостола Андрея Первозванного, небесного покровителя Абакумова. Высотой в полтора метра, украшенная несколькими тысячами французских страз, с алмазным орденом Андрея Первозванного, она находилась в зеркальном киоте. К сожалению, в годы советской власти икона бесследно исчезла.
Табличка с надписью на стене Вознесенского храма - вот все, что осталось от императорского провиантмейстера, выдающегося генерала, торопчанина, который упорным трудом добился блестящей карьеры, но главной целью жизни считал служение своей стране.