Как-то вечером возле Павелецкого вокзала я наткнулся на особняк в русском стиле рубежа веков — красный кирпич за железной решетчатой изгородью, деревья. Вошедшего поражает уже вестибюль. Посетитель оказывается внутри неоготического интерьера, оформленного, правда, с русской красочностью. Это театральный музей имени Бахрушина. Алексей Бахрушин, отпрыск знаменитой семьи московских кожевенных фабрикантов, еще в 1894 г. основал первый русский театральный музей и в 1913 г. завещал его Академии наук. В этом доме он жил и работал в 1898—1920 гг. Рука собирателя и вкус обитателя дома чувствуются и по сей день.Очаровывает смесь важного и неважного, несмотря на все старания соблюдать периодизацию истории театра. Вот афиши, возвещающие о премьере «Синей птицы» Метерлинка, символиста, пьесы которого часто ставят и в наши дни, а также чеховской «Чайки». Эскизы декораций и костюмов работы Леона Бакста, Александра Головина, Ивана Билибина, воспоминания об овеянном легендами «Ballet Russe» Дягилева, групповые портреты труппы в «Saisons Russes» в Париже, афиша Бакста для выступления Нижинского в «Послеполуденном отдыхе фавна», передающая неподражаемое погружение танцовщика в себя.
Железнодорожное строительство
Однако железнодорожное строительство в больших масштабах началось только после сокрушительного удара — поражения в Крымской войне, одновременно ставшего поражением крепостнической системы. Понадобились железнодорожные линии для переброски войск, транспортные средства для доставки на мировой рынок русского хлеба и русского леса, артерии, соединяющие друг с другом с целью обмена выраставшие как грибы промышленные центры. Гигантскими скачками — достигавшими кульминации в 1871, 1899 и 1915 гг. — Россия входила в «железную эру». Пути сообщения пролегали от одного региона к другому, втягивая их заодно и в кризисный цикл капитализма. Железная дорога в России настолько стала сферой приложения частного, нередко иностранного, капитала, что Александр III счел необходимым предупредить появление «железнодорожных царьков в собственных железнодорожных царствах», усматривая в них угрозу для русской аристократии (по мнению Э. Амеса и В. Т. Билла). Железные дороги стали государственными. Не случайно и сегодня в число наиболее читаемых писателей входит Мамин-Сибиряк, описывавший «золотую лихорадку» тех лет. Россия, как и Америка, пережила эпоху пионеров — бурное время безудержных крайностей. Правда, культурная история потрясений, вызванных «чугункой», как называл здешний народ железного монстра, изрыгавшего огонь и пар, в этой классической стране железных дорог до сих пор не написана.