«Архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору от жителей деревень Березки, Остров, Боровно, Лялино, Заполье.
Ваше Высокопреосвященство! Просим Вашего благословения на строительство часовни в деревне Березки Вышневолоцкого района на месте церкви во имя Владимирской иконы Божией Матери, разрушенной в 1935 году. Она была построена и освящена в декабре 1761 года на средства подполковника Ивана Ивановича Кутузова с приделами в честь святителя и чудотворца Николая и святого великомученика Дмитрия Мироточивого.
Последним священником церкви был протоиерей Николай Синицын, который прослужил в храме почти 35 лет. По его приглашению во Владимирской церкви дважды служил Божественную литургию всемирно известный духовный деятель протоиерей Иоанн Кронштадтский. На церковном погосте похоронены россияне, немало сделавшие для Отчизны: дворяне Вындомские, Языковы, Волковы…»
Немало храмов разрушено на Руси в минувшем веке. Иные забыты, другие восстанавливаются, но церковь в Березках особенная, как и само это село.
О чем поведали берестяные грамоты
Через село Березки, что стоит на высоком живописном берегу меж двух озер - Имоложье и Клин, в стародавние времена проходила одна из московских дорог на Новгород. Когда еще существовала Новгородская республика, а письма писали на бересте. Первое летописное упоминание об этом селе связано с походом объединителя русских земель Ивана III на непокорный Новгород. В 1478 году новгородцы просились на службу к великому князю, а 28 октября, когда князь был в Березках, просился «служити» ему Андреан Савельев.
А вот по мнению академика В.Л. Янина, эта деревня была центром Имоволжского погоста еще в XII - XV веках. Погостами тогда называли не кладбища, а административные единицы в составе Новгородских земель. Имоволжский погост впервые встречается в договоре Великого Новгорода с великим князем Ярославом Ярославичем от 1268 года. Вот такая необыкновенная история у этой деревни.
В начале XIX века село принадлежало нескольким помещикам - Матрене Вындомской, подпоручице Дарье Измайловой, прапорщице Марье Костеровой и майору князю Афанасию Мещерскому. Оно насчитывало в то время 54 «души мужского полу по ревизии». Позднее село перешло в собственность к Манзеям из Боровно. Основатель рода - врач из Шотландии Михаил Манзей. Его дети и внуки верой и правдой служили России, отличились в Русско-турецкой войне 1768 - 1772 годов, участвовали в Отечественной войне 1812 года, служили на Кавказе, были знакомы с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. Его потомки построили в Березках в 1881 году начальную школу и содержали на свои средства. Для детей из дальних деревень при школе был открыт приют, а позже появились ремесленные классы, в которых девочек обучали рукоделию, а мальчиков - столярному и сапожному делу.
Некоторые из этих сведений можно почерпнуть из «Летописи церкви села Березки…», которую с 1898 года вел местный священник Николай Синицын, последняя запись в ней датирована 1928 годом.
Но еще более удивительные находки сделали князь А.А. Ширинский-Шахматов, князь П.А. Путятин, И.А. Тихомиров и другие, занимаясь археологическими раскопками. Обнаруженные там курганы и селища датируются I - II веками новой эры, а неолитические стоянки людей, две из которых находятся в нескольких сотнях метров от Березок, относятся к III - IV тысячелетию до новой эры.
На рубеже веков и эпох
В XIX веке в селе Березки было две церкви - старая деревянная и новая каменная - Владимирская. Она стояла на высоком холме, как и было принято на Руси, имела один купол, была белой, крытой железом, а над колокольней - высокий шпиль. Ее изображение сохранилось на этюдах художников Н.В. Розанова и Е.И. Столицы и на картине И.И. Бродского «Старая церковь в Тверской губернии», написанной в 1907 году.
В этой церкви дважды служил Божественную литургию священник Иоанн Кронштадтский, причисленный в 1990 году к лику святых. Протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иоанн Ильич Сергеев (1829 - 1908 гг.) был одним из самых знаменитых людей России на рубеже XIX - XX веков. Он прославился своей праведной жизнью и проповедями с призывом к милосердию и благотворительности, готовностью в любой день и час принимать страждущих - исповедовать, причащать, помогать материально. Во время его литургии храм в Березках не мог вместить всех прибывших, народ стоял в ограде и близ нее.
Рядом с каменной Владимирской церковью были погребены несколько поколений Вындомских, Кутузовых, Языковых и М.С. Волков. Ни церквей, ни этого кладбища в Березках теперь нет, на холме сохранилось несколько памятников да гранитная плита с надписью: «Под сим камнем погребен надворный советник Илья Иванов сын Языков, преставился в 1786 году октября 31 дня от рождения на 60 году».
В 1884 году недалеко от Березок была открыта дача для летнего пребывания студентов Петербургской академии художеств. Академической даче художников два года назад исполнилось 120 лет, она и сейчас принимает живописцев. Художники всегда снимали дачи в окрестных селах, а в Березках Н.С. Волкова построила для них более десятка дачных домиков с верандами. Там снимали дачи Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Они занимались археологическими исследованиями и в 1903 году открыли и описали городище соседней деревни Лялино, находящееся на противоположном от Березок берегу озера Клина. С лета 1907 года занимал с семьей белую дачу ректор Высшего училища при Академии художеств скульптор В.А. Беклемишев, у него часто жил И.И. Бродский - любимый ученик И.Е. Репина.
В 1909 году Е.И. Беклемишева организовала для девочек в школе мастерскую художественной вышивки. Лучшие работы деревенских рукодельниц экспонировались на выставках в Петербурге, а на Всероссийской кустарной выставке в 1903 году были удостоены серебряной медали. После участия в международной выставке в Берлине заказы начали приходить из-за границы.
Школьная столярная мастерская стала выпускать художественную мебель. Ею руководил П.И. Субботин, который выработал целую программу «систематического обучения учеников». Она включила в себя уроки рисования, черчения, резьбы по дереву и даже курс истории прикладного искусства. Мастерская выпускала вещи «русского стиля», некоторые образцы (стол, зеркало, диван, кровать) хранятся в Вышневолоцком краеведческом музее.
Три лета подряд (1910 - 1912 гг.) в Березки приезжал художник М.В. Нестеров, написанный им там портрет В.А. Беклемишева хранится в фондах Русского музея.
После революции дачи были проданы на вывоз, церковь взорвана, школа, фельдшерский пункт и мастерские исчезли, кладбище разрушено. Но деревня продолжает жить и поныне. Правда, большинство домов в ней принадлежит дачникам из Москвы, Санкт-Петербурга и Вышнего Волочка. Среди них академик палеонтолог Б.С. Соколов, его отец был здесь сельским фельдшером.
История Березок продолжается
18 августа 2004 года начался новый отсчет времени истории деревни. На холме, где под порослью молодых березок можно найти остатки фундамента Владимирской церкви, члены Вышневолоцкого краеведческого общества имени М.И. Сердюкова установили памятный крест. Идею за год до этого озвучила на собрании общества Г.Е. Зигерт, для которой Березки - родные места. Ее одобрил председатель общества Е.И. Ступкин, поддержала администрация района, благословил благочинный Вышневолоцкого округа протоиерей отец Василий, откликнулись жители города и района, которым дорога история края.
21 августа 2004 года в Березках состоялся первый после 70-летнего забвения праздник села. Приехали гости из города и даже соседних районов, пришли жители окрестных деревень, пожаловали гости с Академической дачи художников. И начался водосвятный молебен. После освящения памятного креста народ прошел крестным ходом вокруг села с иконами и хоругвями.
А потом состоялся праздник под песни районного ансамбля «Селяночка» с чаепитием и пирогами. Водосвятный молебен отслужили в тот год настоятель храма села Леонтьево отец Александр из Вышневолоцкого района и настоятель храма села Матвеево Спировского района отец Михаил. Растроганный вниманием земляков академик Борис Сергеевич Соколов, которому накануне было присвоено звание «Почетный гражданин Вышневолоцкого района», рассказал, как выглядело село Березки 85 лет назад, когда он впервые приехал туда с отцом. В общем, праздник удался.
Стал он традиционным. И в прошлом, и в нынешнем году состоялся. С каждым годом собирает все больше гостей да понемногу приближает его устроителей и участников к исполнению мечты восстановить храм. В прошлом году к водосвятному молебну, крестному ходу и светскому празднику прибавилось освящение иконы Владимирской Божией Матери, которую передал в дар будущему храму академик Б.С. Соколов. Икону написала жена его ученика художница Ольга Златарская под впечатлениями от рассказов ученого о родном селе и его разрушенном храме, она сейчас живет в Америке.
В нынешнем году праздник оказался особенно многолюдным, а его организаторы и участники вплотную подошли к строительству храма. Деньги, как и принято на Руси, собирают всем миром, а начать решили с часовни. После молебна, который провели постоянные участники этих праздников отец Михаил - настоятель церкви села Матвеево Спировского района и алтарник церкви села Леонтьево Дмитрий, было зачитано прошение к архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору благословить на строительство часовни на месте Владимирской церкви.
Член общества Сердюкова Г.Е. Зигерт подготовила стенды по истории села, о его знаменитых людях, церкви. Помогала ей в этом молодежь, которая приезжает летом на дачи из столиц. Участники праздника могли купить краеведческую литературу и внести пожертвования на строительство храма. Третий год подряд напекла на весь приход пирогов с черникой и капустой волочанка Галина Николаевна Лапина, но на этот раз угощения надо было больше обычного, пирожков с картошкой и яблоками нажарила Алла Данченко из бара «Цна».
Светская часть праздника на этот раз закончилась танцами на специально подготовленной для веселья площадке - молодежи было много, вот и расплясались. Впрочем, и пожилые от молодых не отставали. У нас ведь народ если работает, то до мокрой рубахи, в пляс пойдет - так до упаду. Устроители этого действа говорят, что надеются в будущем году приглашать гостей на освящение новой часовни.