В Твери прошумела премьера «Ревизора» — неоднозначного, во многом спорного спектакля. Зритель разделился на две половины. Одни утверждают, что постановка значительна и великолепна, другие говорят о том, что классическое произведение доведено до абсурда…
А, собственно говоря, что же такое абсурд? На языке театральном это означает: «Абсурдное сообщение, связывая вместе явно несоединимое, намекает (хотя не описывает строго и точно), что жизнь выходит за рамки наших представлений о жизни» (Померанц). Люди творчества умеют жить на грани, они как никто чувствуют в любом поступке, в каждом слове второе дно, другой смысл, подсознательное…
А подсознание обычно подкидывает своим владельцам совершенно абсурдные на первый взгляд идеи… И только смельчак и истинный творец не боится вынести их на зрительский суд, поделиться личными переживаниями с капризной публикой. И лишь смелому и мудрому зрителю дано прочитать знаки, через них добравшись до сути режиссерской и авторской задумки… «Абсурд — бездна, отделяющая правильный, разумный мир сознания от беспорядочной гармонии хаоса, со всех сторон продуваемой ветрами смысла» ( С. Беккет).
Валерий Персиков — неоднозначный, но, бесспорно, талантливый и успешный театральный режиссер. Тверь уже давно признала его своим. В Тверском академическом театре драмы Персиков делает постановки с 1979 года. Первым его спектаклем (дипломным) на сцене тверской драмы стала пьеса «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова. Еще тогда Валерий Александрович впервые работал с Ириной Андриановой.
Прошло более тридцати лет, но мало что изменилось. Валерий Персиков все так же смел, ярок и бросок, хотя, казалось бы, эти качества присущи лишь молодости. Все так же экспрессивна и блистательна Ирина Андрианова (хотя и стала уже народной артисткой).
И пусть возникают вопросы. Не есть ли это задача настоящего искусства — ставить вопросы, искать смыслы и никогда не успокаиваться…
Мне удалось пообщаться с дорогим гостем нашего города, харизматичным человеком и прекрасным режиссером — Валерием Персиковым.
— Валерий Александрович, возникло много вопросов, связанных с премьерой. И главный из них, конечно, перемена мест. Я говорю о том, что городничим в вашей постановке стала женщина. Почему? Это намек на то, что современным миром правят женщины?
— Бесспорно, сейчас женщины занимают все больше и больше ведущих ролей в мире. Мужчины же становятся все более инфантильными. Идет подмена понятий. Причем во всем. Любовь заменяется похотью, долг — карьерой, погоня за счастьем — погоней за деньгами. Но это лишь один слой. Главная же причина появления женщины-городничего в том, что у большинства уже сложился стереотипный образ этого персонажа. И за привычными представлениями уже не слышен гениальный текст Гоголя. Неожиданный образ заставляет слушать и слышать. А ведь говорит городничий немало потрясающих вещей.
Герои поменялись местами, и на сцене возник момент игры, азарта. Фантастическая реальность стала возникать из совершенно настоящих типов, которые знакомы каждому из нас. Ведь все мы гонимся за знаками современной жизни…
— Значит, ваш спектакль не о коррупции?
— И пьеса не о коррупции, а о внутреннем человеке. «Ревизор» — это не легкий комизм, это невидимые миру слезы…
— И вновь о символах. Немецкий врач в зеленом берете, за роялем?...
— Мне бы не хотелось расшифровывать все знаки, которые есть в спектакле. Почему рояль появляется из мусорной свалки, зачем немецкий врач все время на нем играет… Думаю, что люди мыслящие, а именно такой зритель у Тверского театра драмы, сделают выводы сами. Хотелось бы сказать по поводу звучащей музыки…
В спектакле исполняются импровизации Олега Николаевича Каравайчука. Считаю его современным классиком. Я думаю, что, если бы Гоголь дожил бы до 80 лет, они с Каравайчуком были бы похожи, как две капли воды.
— Почему «Ревизор»? Почему в Твери?
— Тверь выбрана из-за того, что я уверен в профессионализме труппы. В этом театре достойные актеры, не боящиеся экспериментов. Спектакль затевался к юбилею Гоголя. А потом, я очень люблю этого автора. Он меня держит. Он опасный. Меня поражает его целостное видение человека. В «Ревизоре» нет ни одного положительного героя. Но, тем не менее, мы все равно проникаемся симпатией к его персонажем. Все потому, что в реальном мире тоже нет абсолютных героев. Гоголь видит современный мир из другого века. Его произведения — кубизм в литературе.
— Вы поставили спектакль в рекордно короткие сроки, всего полтора месяца. Удивительно!
— У нас были строго отведенные рамки — полтора месяца. Не могу сказать, что я этим очень доволен. Конечно, времени было очень мало. Последние две недели мы репетировали сутками напролет. Я благодарен отдаче актеров, мы все просто жили в театре.
— Премьерой довольны?
— По премьерным трем спектаклям вообще нельзя судить. Актеры, впервые выходя на зрительский суд, ничего кроме испуга не испытывают. О творчестве можно говорить где-то к десятому спектаклю. Именно тогда на сцене начинается жизнь. Тем более в нашем случае, когда времени на прогоны было катастрофически мало. Мне бы очень хотелось, чтобы спектакль с течением времени развивался в нужном направлении.
— Сейчас люди частенько предпочитают театру кино. Как вы считаете — это смежный театру или совершенно отдельный вид искусства? И может ли театральный режиссер снимать кино?
—Между театром и кино есть колоссальные различия. Все дело в материале. В каждом виде искусства он свой. Кино — это человек и среда, которая его окружает. Театр — это человек и человек.
То есть между кинопроизведением и зрителем существует препятствие — экран. В театре этого нет, это место где собираются живые люди. Здесь идет обмен энергетикой в настоящем времени. Такого спектакля, как сейчас, нет и не будет. Ни одно мгновение творчества не сможет повториться, а значит, оно уникально.
У меня были опыты на телевидении, но нигде я не чувствую себя так уютно и правильно, как в театре. Здесь я на своем месте что ли.
— Некоторое время вы были режиссером тверского народного театра драмы. Тяжело работать с любителями?
— А я всегда работаю с любителями. Потому что, если профессионал — не любитель, это катастрофа. Особенно в театре.
Конечно, разница есть. Дело в том, что самодеятельные коллективы существуют скорее для внутренней группы. То есть главная цель актеров народного театра — получить удовольствие от любимого хобби. В профессиональном же театре действует пословица «взялся за гуж — не говори, что не муж». Раз ты актер, то изворачивайся, как хочешь, из кожи вон вылези, а с поставленными режиссером задачами справься!
— Вы вновь и вновь возвращаетесь в Тверь. Продолжаете радовать и удивлять город своими спектаклями. Вы верите, что все не просто так? В судьбу?
— Знаешь, когда я был маленьким, мы жили на поселении… очень далеко… И все, что связывало нас с внешним миром, это старый приемник с зеленым глазом ВЭФ-202. Вечерами мы слушали немецкую волну. И тот мир казался тогда безумно далеким и недоступным. Просто другая вселенная… Шли годы, смеркалось. Рухнул «железный занавес», и я попал в Германию, где начал ставить спектакли, чем занимаюсь до сих пор.
Разве после этого можно не верить в судьбу?
— Вы жили на поселении?! А как попали в Москву и стали режиссером?
— Опять же судьба. Я поступил на мехмат в Саратове, а закончил почему то филфак. Не спрашивайте, как так получилось, просто интересы поменялись. Там же я ставил спектакли в студенческом театре. Однажды один хороший актер спросил у меня: «Почему вы не едете учиться в Москву»? Этот вопрос меня хорошо простимулировал. Сначала я озадачился, а затем решил: действительно, почему я не еду? И поехал наугад. С первого раза поступил в ГИТИС на курс Забудского. Это был чужой мир, неизведанный путь, который впоследствии оказался для меня единственно верным.
— Смелый поступок…
— Нужно просто хотеть. Это главная способность человека. Потому что, когда человек чего-то действительно хочет, ему подвластно все.
Мы неверием отталкиваем саму возможность. Закрываемся, боясь, что нас поранят. Можно быть израненным — это опыт, главное не утратить способность хотеть и верить!
Тогда жизнь начнет сама поворачивать в нужном вам направлении…