63 года тому назад, в 1949 году, художником П. П. Белоусовым была написана картина «В. И. Ленин среди делегатов III съезда РКСМ». Уже через два года эта картина была изображена на почтовой марке СССР, поступившей в обращение в январе 1951 года. А в 1987 году вышла новая марка с изображением этой же картины, что стало исключением из правил, поскольку Министерство связи СССР повторения сюжетов марок в своей практике не допускало. До этого, в 1977 году, эта же картина была изображена на почтовой марке далекой африканской страны Верхняя Вольта.
Кто же этот художник?
Автопортрет. 1975 год
Петр Петрович Белоусов родился 16 мая 1912 года в г. Бердянске. Его мать Матрена Гавриловна Белоусова (Каракаш) была художественно одаренным человеком, известной в городе мастерицей вышивания прекрасных картин, сюжеты которых зачастую она сама и создавала. Ей старались подражать, она многим помогала в освоении этого искусства, и при ней занятие вышиванием в городе стало модным. Сегодня работы М. Белоусовой (Каракаш) можно увидеть в музеях города и в частных коллекциях.
Петя Белоусов до 5-го класса учился в школе №2, которая в то время размещалась на втором этаже здания на углу нынешних проспекта Ленина и улица Ульяновых. Уроки рисования проводил Яков Соломонович Хаст, который обратил внимание на одаренного мальчика и дал ему начальные сведения по композиции и правилам работы над рисунком.
Нельзя не признать, что с первым учителем, а в дальнейшем с другими учителями, П. Белоусову крепко везло. Я. Хаст, выпускник Парижской национальной академии, к тому времени был признанным в Европе художником. Его работы на протяжении 16 лет выставлялись в художественных салонах на Елисейских полях в Париже, а в 1905 году на Всемирной выствке в Бельгии за картину «Парижский слуга» ему были присуждены золотая медаль и Гран-при.
После смерти отца Пете Белоусову пришлось оставить школу и поступить учеником к парикмахеру. В свободные отрезки времени он делал зарисовки с клиентов парикмахерской, причем получалось это у него настолько удачно, что клиенты зачастую эти зарисовки покупали.
Автограф П. П. Белоусова. г. Бердянск, 1988 год
Неизвестно, как долго продолжалась бы такая жизнь, если бы летом 1929 года в Бердянск не приехал Исаак Бродский – уже известный в то время художник и педагог, ученик великого Ильи Репина. И. Бродскому показали рисунки Петра Белоусова. При личной встрече ему понравился скромный серьезный юноша, и он взял его с собой в Ленинград для дальнейшей учебы.
Можно сказать, что и на этот раз судьба улыбнулась будущему художнику. Исаак Бродский поселил его у себя в семье, определил в студию АХРа и в общество художников им. А. И. Куинджи. Приобщение к художественной среде, частые встречи с крупными деятелями в мастерской учителя, возможность наблюдать за работой самого И. Бродского и пользоваться его советами сыграли большую роль в развитии одаренного юноши.
В 1932 году П. Белоусов был принят на четвертый курс рабфака при Институте пролетарского изобразительного искусства, а вскоре он становится студентом живописного факультета этого вуза. В возглавляемой И. Бродским мастерской занимается вместе со ставшими впоследствии известными художниками Ю. Непринцевым, А. Лактионовым, А. Грицай, А. Яр-Кравченко, Н. Тимковым, Б. Щербаковым и другими.
В 1933 году институт был преобразован во Всероссийскую академию художеств, а в 1934 году И. И. Бродский был назначен ее директором.
В ту пору закладывался прочный фундамент художественного образования в стране, утверждались реалистические основы преподавания рисунка и живописи, обращалось особое внимание на тесную связь студенческих работ с содержанием самой жизни. В 1935-1936 гг. П. Белоусов с группой студентов под руководством И. И. Бродского проходит летнюю практику в Бердянске и Бердянском районе, собирает материалы, посвященные жизни бердянского порта и рыболовецких совхозов, начинает заниматься офортом. В 1937 году летняя практика проходила в Днепропетровске, Запорожье, на металлургическом заводе в Днепродзержинске. Эти поездки укрепляли связи молодых художников с жизнью, заставляли их взглянуть на собственный труд глазами тех, кому они готовились посвятить свое искусство.
Еще будучи студентом, П. Белоусов начал выставлять свои работы на художественных выставках. В 1936 году он написал картину «Экскурсия красноармейцев в Эрмитаж» и показал ее на Всесоюзной юбилейной выставке «XX лет РККА и Военно-Морского флота», а в 1939 году он стал участником Всесоюзной выставки молодых художников, представив зрителям несколько офортов, среди которых был портрет И. И. Бродского.
Ко времени окончания Академии художеств П. Белоусов вполне сформировался как художник. Определились его вкусы и пристрастия, круг тем и основные жанры, в которых он станет выступать в последующие годы; наметились излюбленные материалы в сфере графического искусства.
Его дипломная работа «Накануне Октября» была признана одной из лучших работ выпускников Академии 1939 г. и отмечена дипломом с отличием. Выступавшие на защите дипломных работ Б. Иогансон, В. Серов, Е. Чепцов и другие известные художники отмечали большое портретное мастерство П. Белоусова.
Закончив обучение на живописном факультете, Петр Белоусов заявил о себе и как график, в совершенстве овладевший техникой офорта. Графике и литографии он специально не обучался, но внимательно присматривался, как работали преподававшие в то время в Академии художники И. Билибин и К. Рудаков, пользовался советами этих известных мастеров. Работа над графическими листами стала как бы второй его специальностью.
К значительным графическим работам П. Белоусова, исполненным в 30-е годы, относятся пейзажи. Это прежде всего серия офортов о природе Бердянска и его окрестностей. Примечательная особенность его индивидуального метода заключается в том, что пейзажи исполняются на офортной доске с натуры без предварительных эскизов. Это сообщает графическим листам определенную живость, эффект непосредственного рисования в гравюрном материале.
Со времени окончания П. Белоусовым Академии началась его многолетняя педагогическая деятельность. В 1939 году он был зачислен в штат преподавателей кафедры рисунка Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. В этом же году был принят в члены Союза художников СССР.
Период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. – особая страница в биографии художника. В самые трудные дни блокады Ленинграда П. Белоусов работал в молодежной газете «Смена», в которой часто появлялись его рисунки, посвященные защитникам города. Он рисовал во время поездок на ледовую трассу Дороги жизни, в прифронтовые районы, в освобожденный Тихвин.
В 1943 году руководство Академии художеств, эвакуированной в Самарканд, вызвало его для продолжения педагогической работы. В Средней Азии художник был всецело захвачен своеобразием и красотой незнакомого края. Он много писал маслом, обращался к акварели и рисунку, продолжал совершенствовать технику офорта.
В начале 1944 года Академия выехала в Москву и была размещена в г. Загорске, где П. Белоусовым выполнена большая серия рисунков пейзажных и архитектурных мотивов, переведенных впоследствии в офорт на картоне.
По возвращении после войны в Ленинград П. Белоусов продолжает разрабатывать темы, наметившиеся еще в довоенную пору. Он много работает над образом В. И. Ленина, в 1949 году завершает картину «В. И. Ленин среди делегатов III съезда РКСМ», а в 1951 году представляет на Всесоюзной художественной выствке работу «Мы пойдем другим путем». Образу В. И. Ленина он посвящает и циклы офортов «В. И. Ленин в Праге», «В. И. Ленин в Париже» и др. Наверное, сегодня этот образ воспринимается несколько иначе, чем в то время. Но как бы мы не относились к вождям, мастерство художника и сегодня продолжает нас восхищать.
В 1949 году П. П. Белоусова утвержадают в звании доцента, в 1956 году – в звании заведующего кафедрой, а в 1961 году – в звании профессора по кафедре рисунка в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Всероссийской академии художеств.
Начиная с 1964 года он часто совершает туристические и творческие поездки в Италию, Чехословакию, Францию, Бельгию, Испанию, Португалию, ГДР, Венгрию, Югославию. Им выполнено множество рисунков пейзажей, архитектурных мотивов, а также бытовых сцен, посвященных национальному укладу жизни и историческим достопримечательностям тех стран, в которых он побывал.
В 1970 году П. П. Белоусову присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1978 году – звание народного художника РСФСР. А в 1979 году его избирают членом-корреспондентом Академии художеств СССР.
В 1982 году он был награжден орденом Дружбы народов.
Более чем полувековой путь П. Белоусова в искусстве был отмечен постоянным поиском, неустанным трудом художника и педагога.
П. П. Белоусов. «Сушка сетей». 1953 г.
В 1988 году после долгих лет отсутствия он приехал в г. Бердянск. На встречу с художником в художественный музей пришли многочисленные поклонники его таланта и те, кто был рядом с ним в далекие годы детства и юности. Встреча была трогательной и задушевной. В свой приезд П. Белоусов подарил жителям города большую серию своих лучших гравюр, которые сегодня являются украшением музейной коллекции.
Уже прошло более двадцати лет, как ушел из жизни прекрасный художник Петр Петрович Белоусов, и руководителям города, городской общественности давно уже пора задуматья об увековечивании памяти своего знаменитого земляка. Автор: Г. Б. Сукач По материалам сайта http://vesvladivostok.ru