В Новосибирске, где я побывал на прошлой неделе, Геннадий Прашкевич подарил мне сборник "Среда обитания", в который вошли работы поэтов, прозаиков, философов, художников, объединенных вокруг литературного Портала "Белый мамонт". На обратном пути я успел прочесть некоторые вещи из сборника. Сильное впечатление на меня произвела статья Алексея Бурова, который работает в Национальной лаборатории им. Ферми (США), занимается физикой пучков. Статья называется "Рационализм как служение истине (к началу дискуссии)". Несмотря на то, что она показалась мне неоконченной, сама тема крайне любопытна.
Буров стоит на позициях гносеологического оптимизма: "Мир познаваем" – основное кредо, вера рационализма. Хотя и признает, что "истина больше человека, и человек может лишь расти в ней, но не обладать ее полнотой". Позиция рационалиста отличается от скептического неверия в существование истины, но при этом не скатывается к фанатизму, ибо фанатик считает, что якобы обладает "абсолютной истиной".
Автор статьи убедительно показывает, что наука – особая часть рационального познания, – все-таки не рассматривает неповторимые явления, в частности, творческую деятельность человека, сугубо индивидуальную, а значит, творческое мышление человека – сверхъестественно. Поэтому Буров считает неотъемлемой частью познания истины разум, чувства и духовность. Слабость какой-либо одной из них приводит к искажению общей картины мира.
Основной проблемой российской интеллигенции, главной задачей которой и должно быть служение истине, является то, что ею не были приняты базовые ценности Аристотеля – этика "золотой середины", разумной меры во всем. Еще в 1931 году Николай Бердяев писал: "Мы горьким опытом научены, что самые беспощадные ко злу и злым, самые фанатические защитники добра и доброй истины совсем не являются самыми добрыми и праведными. Во имя высших целей добра, истины, веры, во имя Бога люди делаются жестокими, злыми, бессердечными, беспощадными, ничего не способными понять в других людях, никому и ничему не сочувствующими".