Подземные ходы Пскова (докладная записка 1936 года)
Подземные ходы Пскова (докладная записка 1936 года)
Крепостные оборонительные сооружения г. Пскова всегда находились под пристальным взглядом исследователей и любителей старины. Много различных легенд о них, идущих из глубины веков, до сих пор передаются из уст в уста, от поколения к поколению. Но, пожалуй, самые удивительные и романтические истории относятся к подземным ходам, якобы имевшихся в древнем городе. Однако так ли уж далеки от истины все эти истории о подземных галереях? Исследования специалистов позволяют с уверенностью сказать, что в оборонительной системе древнего Пскова существенную роль играли весьма протяженные и разветвленные подземные коммуникации. Строились они с различной целью и назывались соответственно по-разному. Например, «тайники» ? ходы к воде. Наиболее же распространенными подземными галереями являлись «слухи», о которых в основном пойдет речь в данной подборке. Окулич-Казарин в трудах Псковского Археологического Общества за 1914-1915 гг. писал:«... «слух» ? это именно и есть подземный ход, цель которого заключается в выслушивании, не ведет ли где-нибудь неприятель подкопа».
ДИРЕКТОРУ ПСКОВСКОГО ГОСМУЗЕЯ
и.о. зав. Историческим Отделом
Н.Е. Алаевой
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
по вопросу о подземных ходах г. Пскова.
Согласно имеющихся в Историческом отделе Псковского Госмузея исторических источников, в г. Пскове в конце XVI и XVII вв. существовали подземные ходы, которые устраивались в стратегических целях.
Этими источниками являются, во-первых, «Повесть о прихождении Литовского Короля Стефана с Великим и гордым воинством на великий и на славный, богом спасаемый град Псков», во-вторых, первая Псковская Летопись, в-третьих, годовая смета 1655 года и донесение псковского воеводы Петра Апраксина /1693 год/.
В «Повести о прихождении короля Стефана» имеются два следующих указания об устройстве «слухов». Когда псковичам стало известно, что враг ведет подкопы под стены, то было решено «противу подкопов из града слухи вести не токмо противу пролома, но и в ненадеемых местах по всему Пскову, крепко в слухах подкопов блюдуше». В дальнейшем удалось узнать в каких именно местах ведутся подкопы; тогда псковичи «противу же тех подкопов скоро слухи копати устремишися. Септемврия в 23 день».
Слухи, по-видимому, минные рукава, которые выводились из минных галерей, устраиваемых заранее еще в мирное время. По мнению Окулич-Казарина, под понятие «слух» надо подводить и минную галерею, и контрминные рукава.
А в 1693 г. псковский воевода Петр Апраксин в своем донесении об осмотре псковских укреплений сообщал, что «слухи многие под городской стеной позасыпались».
В первой псковской летописи имеется указание под 7033/1525/ годом на устройство тайника у Гремячей башни: «повелел, князь Великий Василий Иванович поставити стрелницу каменную на Гремячей Горе над Псковой рекою на кручи: и того лета сделаша тайник». Вопрос о том, что такое тайник, освещает годовая смета 1655 года: «Башня Кузьмо-Демьянская, Гремячая,. покрыта, а в ней верхних, и середних, и подошевных 28 боев за город; да у той башни подлаз по Пскове реке заделан каменем». Следовательно, это потайной ход к воде.
О системе подземных ходов имеются следующие сведения из доклада Окулич-Казарина в трудах Псковского Археологического Общества за 1914-1915 гг.: во-первых ? между Загряжским захабом и Быковской башней с наружной стороны был один слух /Запсковье/, во-вторых, между Варлаамскими и Быковскими воротами под стеной три слуха /Запсковье/. В-третьих, между Михайловскими и Петровскими воротами два слуха, в-четвертых, между Петровской башней и Трупеховскими воротами один слух, в-пятых, между Групеховскими и Сокольскими воротами четыре слуха, в-шестых, в захабье у Великих ворот один слух, в- седьмых, между Сокольскими и Великими воротами три слуха; в-восьмых, между Свинорской и Покровской башнями три слуха, в-девятых, у Покровских ворот под стеной один слух.
Ходы, указываемые гр. В.ОЗЕЛИНГОМ, быв. сотрудником Пек. Археологического Общества, в части сведений, данных им /сеть ходов в районе Покровской, Свинорской башен и Великих ворот/, в общем как будто совпадают с вышеприведенной системой ходов, причем он указывает еще дополнительный ход, идущий от Великих ворот до Свинорской башни, а между Покровской и Свинорской башнями указывает их только два. Подземные ходы имели много ответвлений.
Сверх того им указаны еще следующие ходы: во-первых ? из церкви Иоакима и Анны до церкви Козьмы Демьяна ? «Со Утоков» /сейчас не существует/, ход, который соединялся с подземной галереей, идущей вдоль стены, во-вторых -с этой последней соединялась также, по его словам, подземная галерея, идущая от Поганкиных палат, в-третьих ? Покровская церковь «от пролома» имела подземелье, соединявшееся с общим подземных ходом вдоль стен, в-четвертых ? подземный ход от бывшего Вознесенского монастыря внутрь города.
Из заметки К.Евлентьева «Об археологической экспедиции», труды Псковского Археологического Общества, выпуск VII /за 1910-1911 гг./ и из опросов Озелинга видно, что в 1873 г. ход между Великими воротами и Свинорской башней был еще в таком состоянии, что туда, хотя и с трудом, опускались члены Археолог. Общ-ва и проходили по нему 80 сажень. Остальные ходы в районе Покровской-Свинорской башни уже в то время оказались, по сообщению Евлентьева, засыпанными. Археологическая экспедиция опускалась в подклеть церкви Козьмы и Демьяна «Со Утоков».
Из отчета секретаря Псковского Археолог. Общества за 1910 год, помещенного в том же выпуске VII за 1910-1911 гг. трудов Псковского. Археолог. Общ-ва и из опроса Озелинга можно установить, что в период 1908-1911 гг. производилась расчистка некоторых ходов в районе Великих ворот ? Свинорская башня ? Покровская башня; один из них был даже открыт для посетителей /между Свинорской башней и Великими воротами/.
К сожалению, сведения, которые можно почерпнуть из всех указанных в данной докладной записке источников и трудов, очень немногочисленны и не носят исчерпывающего характера.
29.VII-36г.
г.Псков. С подлинным верно Бриккер.
Данная докладная записка легла в основу сообщения «О подземных ходах, обнаруженных в г.Пскове», заслушанного на бюро Псковского окружкома ВКП/б/10 августа 1936 года.
Бюро окружкома, постановило:
«Имея в виду бесспорную и исключительно большую не только историческую, но и практическую ценность подземных ходов для целей обороны, обязать Горсовет и Окротдел НКВД поставить охрану подземных ходов и произвести очистку их в срок до 1 октября 1936 г.» Было ли выполнено данное постановление -неизвестно, каких-либо архивных документов по этому поводу пока не найдено.