Вот что сообщает о древнем Псковском монастыре В.В.Зверинский:»Петропавловский-Серектин или Сереткин и Сироткин, мужской, ныне погост Серетинский Псковской губернии и уезда в 3 верстах к северу от Пскова. Упоминается в летописи под 1299 годом. Существовал в 14 веке, в 1386 году в нем был игумен Матфей. С 1682 года в нем жил на покое архиепископ Псковский Арсений, умерший в 1684 году. В 1764 году оставлен на своем содержании, но вскоре упразднен. В 1744 году было ? 270 душ крестьян».
Первое летописное упоминание о Петропавловской на Брезе церкви связано с именем святого благоверного князя Довмонта-Тимофея: «немцы поганыя обступиша град Псков, хотяше его пленити». Правивший тогда в Пскове литовец по происхождению князь Довмонт (во святом крещении Тимофей), не стал ждать основных сил своего войска и ударил у святых Петра и Павла «на брезе» (на берегу). Это была последняя победа князя Довмонта (он умер в 1299 году, через несколько месяцев после битвы).
Окулич-Казарин пишет о Сироткином монастыре:
Находится к северу от города, в поле, в 1 1/2 верстах от Варлаамских ворот Запсковья.
Время основания монастыря и сооружения Петропавловской церкви неизвестно. В музее Псковского археол. о-ва есть несколько принадлежавших этому монастырю документов, из них древнейший -1538 года. В 1682 г. здесь посхимился и поселился на покое Псковский архиепископ Арсений, правивший епархией с 1665 года; здесь же он и скончался в 1684 году.
Церковь имеет форму прямоугольника, удлиненного от востока к западу; но этот вид она получила только впоследствии, с пристройкой трапезы; древняя же ее форма, как это видно в особенности на южном фасаде, была обычная кубическая. К западному фасаду, т. е. собственно к трапезе, была прежде приделана паперть на 4 колоннах, с поясками, около 1 саж. вышины, с каменным сводом. Теперь остались одни колонны, а вместо свода над ними сделана деревянная односкатная крыша. С сев. стороны находится придел, построенный, судя по толщине стен и форме окон, весьма давно, не позже XVII века. С вост. стороны имеются Две полукруглые абсиды: одна главного храма, а другая придела. Большая абсида доходит лишь до половины высоты церкви; над нею видны трехдольные деления восточного фасада. Обе абсиды не имеют никаких украшений. На южном фасаде, как сказано выше, заметна граница главного храма, отделяющая его от трапезы. Эта граница определяется лопаткой, доходящей до самой кровли. Вправо от лопатки идет трехдольное лопастное деление церкви, а влево, по фасаду трапезы, идут окна с арочными наличниками и вделанные в стену кресты. Церковь покрыта железною крышей на 4 ската; следов восьмискатного покрытия незаметно. Карниз каменного барабана украшен только одним пояском из углубленных кокошников. Глава имеет грушевидную форму.
Трапезная довольно обширна и покрыта сомкнутыми сводами. Из нее входим во внутреннюю часть самой церкви. Последняя тремя поперечными стенами и иконостасом разделяется на 4 части; из них первая (притвор) покрыта сомкнутыми сводами; отсюда арочный проход ведет в следующую часть храма, покрытую длинным цилиндрическим сводом, с боковыми распалубками; эта часть широким арочным проходом соединяется с третьей частью храма; здесь мы видим ступенчатые арки, поддерживающие каменный барабан, снабженный 4 окнами. Столбов нет. В верхней части стены, разделяющей эту часть храма от предыдущей, видно заделанное окно, выходившее прямо против алтаря и принадлежавшее какому-то верхнему помещению. Об этом окне мы скажем далее, при описании чердака. В левой стене есть также заделанное окно, выходившее прежде наружу, но уничтоженное, очевидно, после пристройки левого теплого придела. В правом отделении алтаря, под полом, погребен архиепископ Арсений. Над его могилой устроено надгробие с надписями на 4 языках: Греческом, Латинском, Немецком и Польском. Кое-где по стенам видны заделанные голосники.
Придел покрыт длинным цилиндрическим сводом, с глубокими распалубками. Из надписи видно, что он был возобновлен в 1832 и 1897 годах.
Вправо от колонн, поставленных у зап. фасада, находится низенькая дверь, ведущая на узкую каменную лестницу, проделанную в самой стене. Подымаясь по этой лестнице, можно видеть нижний ярус старинной колокольни, пролеты коей ныне заделаны, поверх же этого яруса выведен второй, позднейший, служащий теперь колокольней. Лестница поворачивает влево, на чердак, находящийся над трапезой и самым храмом. Здесь имеется маленькая каменная комнатка, не более кубической сажени. По преданию, это была келья архиепископа Арсения. Далее находится другое, более обширное помещение, с заделанным окном, приходящимся прямо против церковного иконостаса. Это и есть то окно, о котором сказано выше. По преданию, у этого окна молился архиепископ Арсений. До 1912 года на одной из каменных стен чердака сохранялся очень изящный и интересный крест из 4 изразцов зеленой поливы. В 1912 г. деревенские дети и подростки, потехи ради, расстреляли этот крест камнями.
До 1901 года церковная отрада имела старинные святые ворота 1757 г., ныне уничтоженные вследствие ветхости. Вместо них сооружены новые кирпичные.
Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.
В советское время Петропавловская церковь продолжала оставаться действуйющей вплоть до 1953 года. После закрытия, за период с 1953 по 1997 годы, церковь использовалась в качестве всевозможных складских помещений. Многие плиты на полу храма были вывернуты с целью поисков под ними клада. Но ничего найти там не удалось.
За время закрытия церковь потеряла почти все свои иконы, практически полностью сбиты фрески, и лишь на одном из сводов можно прочесть: «Придите ко мне вси нуждающиеся и обремененные, и я успокою вас (Мф. 11,28)...
На втором этаже храма сохранились маленькая монашеская келья и молельная комната. Окно маленького помещения направлено в храм. Монашеская келья судя по всему и служила жильем архиепископу Арсению. Прямо отсюда через окно он молился.
Одна из маленьких келиек ? монаха-схимника ? сохранилась под лестницей, ведущей на второй этаж. В ней остались на стене место для иконы и лампадки. Снаружи, на южном фасаде храма у двух окон, есть изразцовый пояс ? кресты, выложенные из печных изразцов. Их было три, но один выбит, а два других повреждены. У входа на колокольню с левой стороны на втором этаже на стене бывшей звонницы остались следы другого креста, который когда-то украшал одну из стен двухпролетной звонницы. Такие украшения есть лишь на стенах храма Николы на Труворовом городище в Изборске. Колокольня храма (нынешняя) построена как раз на основании этой звонницы в ХVIII-XIX веках. Четыре ее пролета направлены на четыре стороны света, а шпиль немного напоминает мачту, так как некоторые православные храмы строятся в форме кораблей. Храмы, как корабли, через житейское море приводят православных христиан к заветной пристани ? Царствию Небесному.
В начале 1998 года по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, храм был наконец открыт. Под руководством настоятеля ? игумена о. Андроника из п. Виделебье, а позднее ? священника о. Иоанна Минаева, секретаря Псковского епархиального управления, храм начал возвращаться к жизни.
Церковь Петра и Павла бывшего Сироткина монастыря состоит на охране как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.60). Действующая церковь.
Литература: Кузнецов М. Святыня под спудом // Новости Пскова. 1999, 18 октября; Морозкина Е.Н. Зодчество Пскова как наследие. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1967 (хранится в отделе диссертаций Государственной Российской библиотеки, г. Москва); Морозкина Е.Н. Псковская земля. М., 1986; Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913 .