Прошло вербное воскресенье – вайи. На один день церковь превратилась в ивовые заросли. Ветки стояли в ведрах, кадушках и даже в бочках, заполняя церковные пределы горьковатым ароматом. Потом псаломщик и дьякон освященную вербу раздали прихожанам. Пучок отправился за иконы, а несколько веточек поставили в воду. Вербочка быстро пускает корешки, и уже на Фоминой неделе её высадят на кладбище.
На папертях выстроились нищие. Это не какие-то «Иваны, родства не помнящие». У каждого обязательно есть документ, выданный сельской властью:
«От Перетинского сельского общества Сучанской волости удостоверяется, что Ануфрий Скобликов старик маломочный, имеет от роду 60 лет, жену старуху и сына, неспособного к труду. Прокормиться не могут по случаю урожая пьяного хлеба, уходит побираться именем Христа, что подписью старосты и печатью сельского общества удостоверяется».
Газеты заполнили рекламы ведущих торговых домов. Братья Эльвангер сообщали, что их магазины предлагают «колбасы в фаршированном, копчёном и вареном видах; телятину, поросят и паштеты своего приготовления. Лучшего качества индейки, гуси, утки, куры и двинская семга. Большой выбор Абрикосовского товара». А читающий понимал, что «Абрикосовский товар» это продукция кондитерской фабрики «Абрикосов и сыновья», что находится в Первопрестольной. На всю Россию славились ее конфеты, упакованные в красивые жестяные коробки.
Потом она стала называться «Красный Октябрь» и так же славилась своей продукцией. Кондитерские Унжакова, Лозинского и Кокина выставили на витрины куличи и ромовые бабы, а в газетах сообщили, что принимают заказы на изготовление пасх.
Почтово-телеграфная контора не успевала разносить поздравительные письма и телеграммы, и в очередном номере газеты появлялось объявление: «На телеграфе находятся не врученные поздравительные телеграммы: из Благовещенска – Исаковой, из Петербурга – Молостову, из Петропавловска – Коновалову, из Никольска – Такихара, из Одессы – Паттон. Вышеуказаным адресатам надлежит забрать их самостоятельно».
В те далекие времена почта одну и ту же телеграмму на дом дважды не приносила. Ликеро-водочный заводчик Шустов, кроме обычной продукции: коньяков и ликеров, предлагал свое новое произведение – «Нектарину». Новинка оказалась обычной настойкой на белой смородине.
Представитель французской фирмы усиленно рекламировал шампанское «Монтебелло» из виноградников герцога Орлеанского. Как свидетельство его высокого качества хитрый француз помещал в газете меню официальных обедов высочайших особ, где обязательно упоминалось это шампанское.
Но всех перебивало скромное объявление местного водочного короля Пьянкова, извещавшее, что отпуск водки в магазинах торгового дома «Пьянков и братья» по случаю праздника производится по сниженным ценам.
Антрепренер Долин сообщал, что театр «Золотой Рог» открыл сезон фарсом «Ночи в казарме». А в новом театре Ван-Тын-Синя, построенном на углу Алеутской и Семёновской, – ежедневно китайские театральные представления.
Во второй день Пасхи начал работу и цирк Сержа. Великолепный цирковой артист Серж Александров, сумел собрать очень хорошую труппу. В нее входили «короли воздуха» воздушные гимнасты, конно-спортивная выездка и вольтижировка, жонглеры и веселые клоуны. Естественно, третье отделение отдавалось борцам.
Страстная неделя прошла по давно установившимся правилам. В четверг, в соответствии с традицией, в городской управе прошла всенощная с чтением 12 Евангелий. Вообще-то Евангелий существует всего четыре, но двенадцать выбранных из них отрывков воссоздавали весь земной путь сына Божьего. На всенощной, по заведенному обычаю, присутствовал военный губернатор с супругой и старшие чиновники Областного правления.
Все ожидали пасхальных наград и повышений, и монаршее внимание не заставило ждать. Председатель казенной палаты получил чин действительного статского советника, а управляющий акцизными сборами – орден Святой Анны 2 степени.
Управление железной дороги порадовало горожан сообщением, что по просьбе городского головы стоимость проезда на дачных поездах от Владивостока до станции Угольной значительно снижена.
Плащаницу, которая с пятницы лежала в центре собора, священник уже унес в алтарь. В храме звучат завершающие слова владыки: «Христос Воскрес! », победоносно гремит большой колокол, вспыхивает паникадило и отстворяются царские врата. А колоколу вторит жизнеутверждающее: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ! » В небо взвиваются ракеты, а на кораблях и пароходах, стоящих на рейде, от носа через мачты до кормы загораются гирлянды иллюминации. Над Владивостоком плывет перезвон колоколов, целуются знакомые и незнакомые: «Христос воскрес» – «Воистину воскрес».
И мало кто из присутствующих в храме участвовал в первом богослужении в первой Владивостокской церкви, которое состоялось 1 апреля 1862 г. в первую пасхальную ночь. Тогда о начале службы известил обитателей поста выстрел сигнальной пушки у домика начальника поста.
Первую службу в ней правил корабельный священник корвета «Гридень» иеромонах Филарет. Об этом первопоселенец Яков Лазаревич Семёнов рассказывал на днях воспитанникам мужской гимназии. Все оказались сыновьями новоприезжих, и о прошлом города ничего не знали.
А накануне, в маленькой пригородной приходской школе старенький священник отец Илиодор пересказывал малышам страницы Евангелия о последних днях земной жизни Иисуса: «В саду Иосифа Аримофейского упокоилось тело сына божьего. И встала над садом звезда, и узнали ученики, что Христос воскрес. И потому, дети, в этот светлый праздник, когда одержана великая победа над адом и смертью и для всех верующих отверзлись врата в царствие Божие, мы повторяем с радостью: «Христос воскрес! »