За последнее время газета «Владивосток» дважды обращалась к теме строительства театра оперы и балета во Владивостоке! Очень даже похвально, что уже и место выбрано, и проект подобран для привязки к местности, но это пока только мечты. Сможет ли здание, построенное на мысе Чуркина, быть театром оперы и балета?! Это большой вопрос!
Театр оперы и балета – это синтез всех существующих в мире искусств. В нем объединяются оперная, балетная труппы, оркестр, хор, миманс, постановочная часть и все хозяйственные службы. Это огромный творческий организм, который должен работать, как часы, четко, слаженно и не отставать ни на секунду. Иначе не будет оперного или балетного спектакля.
Мне довелось в юности, во время учебы и жизни в Саратове, подрабатывать артистом миманса в Саратовском театре оперы и балета не один год. Саратовский театр оперы и балета – один из старейших оперных театров России. В шестидесятые года его перестроили, но интересным методом. Строили новый, а старый оставался внутри и работал. В нём пели великие певцы XIX и XX веков.
Вот об этом мне и хотелось бы поделиться своими мыслями.
Хотел бы начать с того, что раньше в СССР театр оперы и балета по СНИПу градостроительства мог иметь город с населением не менее 1 миллиона человек. И это было обосновано. Театр работает и существует для народа. А чтобы зритель шел в театр, его, прежде всего, должно заинтересовать местоположение театра, его репертуар и мастерство исполнителей.
Тогда я еще учился и работал в нынешней Академии искусств. Институту не хватало помещений для постановок театрального факультета и только что созданной в институте оперной кафедры. Встал вопрос: «Что делать?» Мы вместе с архитектором Богомоловым Б. Ф. (автором проекта здания института) предложили строительство учебного театра недалеко от общежития института. Но строительство не осуществилось из-за отсутствия средств и неподходящего места для строительства театра.
Меня посетила мысль о строительстве театра оперы и балета, но за счет средств жителей города. Изготовить облигации и продавать. На эти деньги строить театр, а облигации впоследствии стали бы билетами на спектакли с учетом стоимости билетов. Место я облюбовал в районе фабрики «Заря». Зная, что город Владивосток не будет расширяться в океан, как Япония, а будет строиться в сторону севера, т. е. в сторону Артема, Надеждинского района, аэропорта, то центром Владивостока будет не старый город, а именно район фабрики «Заря».
У фабрики «Заря» справа по выезду из города есть очень хорошее место для театра с прилегающим к нему лесопарком. Ну а кто же будет ездить в театр оперы и балета на Чуркин? Потому вот выбранный район, мне кажется, не до конца продуман и просчитан архитекторами. Во-первых, сам этот район не перспективен для будущей жилой застройки.
Во-вторых, не все зрители будут ездить в театр на авто. Поэтому необходимо наличие большого количества маршрутов для развозки зрителя по городу. И представьте, в будущем зрителю нужно ехать на Угольную, или в Надеждинское, как он это сделает? Если привлекать все маршруты городские к концу спектакля, то какая же нужна площадь перед театром, и где ее на Чуркине взять?
В третьих, если не учитывать удобства зрителя в посещении театра, пусть думает сам, как ему добираться, тогда надо подумать, а где будет жить творческий состав, где его местная власть и руководство театра поселет, чтобы ему было удобно добираться на работу и обратно. Надо учесть адский труд артистов оперы и балета и оркестра чтобы понимать, где и как должен жить артист. Мне бы хотелось знать мнение деятелей искусств и зрителей Владивостока по вопросу местоположения театра.
И четвертое: к самому понятию «опера и балет», на мой взгляд, не подходят и не ассоциируются с этим понятием фасады проектируемого здания. Это больше подходит к зданию филармонии, концертному залу, гипермаркету и т. д. А театр оперы и балета должен быть благородным, фундаментальным, в старинном стиле и с органичным смешением с современной архитектурой.
Я понимаю, время идет, стили меняются, но опера и балет как вид искусства не меняются и меняться не будут. Иначе это уже будет не опера и не балет, а новый вид искусства.
По поводу творческих вопросов. Я живу и работаю во Владивостоке уже 50 лет. И за эти годы изучил все творческие и хозяйственные возможности и отношение местных властей к искусству и культуре.
Приходит новое руководство, думаю, ну вот теперь будут изменения на культурном фронте. Нет. Всё так же.
Это же позор, в симфоническом оркестре нет всех необходимых инструментов. Что интересно? Любые марки новейших авто для чиновников достанут и привезут из любой точки планеты, а музыкальных инструментов найти не могут, и денег нет. А как же будут содержать власти театр оперы и балета, как будут обеспечивать творческий состав жильем, как будут финансировать все постановочные работы спектаклей?
Рассчитывать на местные творческие силы в оперном и балетном искусстве невозможно. Не надо забывать, что институт искусств – Академия искусств работает во Владивостоке всего с 1962 года. Большое количество выпускников уезжали в центр России, потому что им здесь не было ни жилья, ни работы, и творческого роста не предвиделось. Да и первые выпускники уже имеют почтенный возраст, а новых одаренных и способных к исполнению оперных партий мы из выпускников сможем иметь, ну 2 человека в выпуске, и это будет счастье.
Поэтому к открытию театра нужно иметь жилье для расселения всех приглашенных артистов и деньги на достойную зарплату. А работать только на гастрольных спектаклях – это будет стоить дороже, чем иметь всё своё! Есть вариант быть филиалом одного из ведущих оперных театров страны. Но этот вопрос нужно решать в правительстве и министерстве культуры.
На футбольную команду есть деньги проводить сборы в Турции, а на искусство нет денег?!
Я благодарен всем людям, которые принимают участие в судьбе нарождающегося театра оперы и балета. Высшее благо для жителей города – иметь возможность окунуться в неповторимый мир человеческого создания – оперы. Но надо не забывать мудрую русскую пословицу: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».