Он не знаменитость — он обычный обаятельный парень.
Он не подросток — он взрослый человек.
Это все о Михаиле Казакове, нашем земляке, молодом человеке, запомнившимся телезрителям еще в детстве толстяком-двоечником из «Ералаша».
Годы шли, а имидж практически не менялся. Следующий «выстрел» молодого актера — сериал «Папины дочки», роль оболтуса Полежайкина, возлюбленного умницы Галины Сергеевны.
Мечты сбываются. Я ровно год пыталась раздобыть телефон Михаила, и ровно год у меня ничего не получалось. А тут, в канун зимних праздников, он как-то взял и практически сам образовался в моей жизни. Образовался и с удовольствием согласился составить мне компанию в совместном «кофепитии» с целью пообщаться обо всем.
Была изрядно удивлена адекватностью моего «визави». Я слишком часто сталкивалась с актерами, зараженными «звездной болезнью» (кстати сказать, чем моложе «звезда», тем больше она подвержена заболеванию). Всему виной юношеский максимализм. Лица, постоянно мелькающие на экранах, быстро запоминаются. «Звездочек» распирает от собственной значимости, от того, что каждый зазывает их к своему столу выпить на брудершафт.
Как хлестко выразился относительно мордалов (мордальный — то есть узнаваемый), Николай Сванидзе (в то время, когда возглавил российский телеканал и убрал примелькавшиеся лица), если даже задницу долго показывать на экранах, то и она станет известной и будет иметь успех.
Михаила страшный вирус обошел стороной. Он не только не приписывает себе лишних заслуг, он даже от того, что есть, отмахивается.
— Почему ты настаиваешь на том, что ты не актер?
— Потому что я финансист-международник. У меня есть диплом и знания в этой профессии. А актером можно назвать любого человека. Шекспир был прав, утверждая, что весь мир — театр.
— Как же любого человека? Все же люди учатся театральному мастерству годами. Существует множество книг…
— Никогда не собирался поступать на актерский факультет. Наверное, потому, что уже лет с семи стал сознательным человеком.
Оглянись вокруг — кофейня, спокойная обстановка, негромкая музыка, мягкий диван. Вкусный кофе. А теперь проследи за собой. Как ты сидишь, поправляешь волосы, куришь.
Как смотришь, как меняется твой тембр голоса в зависимости от значимости вопроса. От твоей заинтересованности в ответе.
Здесь и сейчас, в данных обстоятельствах. В данном месте, с данным человеком — ты такая. Поменяй хоть что-то, достаточно прибавить громкость музыки, как сменится твое внутреннее состояние, а от него и внешнее. Мы носим маски. Мы подстраиваемся под окружение. Вот сейчас: ты Алина — журналистка. Вечером ты Алина — любящая девушка, с родителями Алина — дочь. Всегда разная, всегда изменяющаяся. Ну чем не театр?
Так же и персонаж. Он наделен какими-то чертами характерами, а его поведение все равно меняется в зависимости от ситуации, в которую он попадает. Главное правило: прежде чем что-то передать, нужно это почувствовать…
Но разве можно учиться этому пять лет, а потом утверждать, что ты получил высшее образование?
У меня как-то был забавный случай. Мы с одним из актеров сериала «Папины дочки» беседовали в перерыве между съемками. Я скорбно заметил, что все артисты здесь с нормальным образованием. На что он заметил: «Нет, Миша, как раз с нормальным образованием здесь один ты».
— То есть актерская карьера вовсе не мечта детства, а череда случайностей?
— Скорее череда закономерностей. Все началось с анекдотов. Я в детстве знал их тысячи и очень любил рассказывать. Нравилось, когда людям весело. Вот тогда все знакомые и начали транслировать моей маме, что нужно везти меня в «Ералаш». Мама сдалась не сразу. Последней каплей стало мое посещение травмы.
— Смешно подрался?
— Не совсем. Мы живем в частном доме, нужно было завести во двор машину. Я открывал ворота и чуть не сломал себе палец. Повезли на рентген. Мама ждет в коридоре. Выходит врач и замогильным голосом спрашивает: «Миша Козаков ваш сын?»
Мама в панике. Думала, что случилось серьезное. Но вдруг врач начинает смеяться так, что не остановишь. А сквозь смех всхлипывает: «Отвезите… его… в Москву… в «Ералаш»…
— Сразу прошел кастинг?
— Да. Это и кастингом-то назвать нельзя. Посмотрели, взяли.
— А после «Ералаша» было еще много кастингов?
— Кастингов не было. Это бессмысленный процесс. У Булгакова есть «Никогда ни о чем не просите. Сами придут и сами все предложат».
Я на кастинги никогда не ходил. Один раз всего был на Мосфильме. Если ты нужен, тебя из-под земли достанут. А если нет, то хоть закидай всех режиссеров фотографиями, все равно ничего не выйдет.
— Ты ведь какое-то время не снимался, да?
— Был перерыв длиною в два года. Честно, не страдал. Занимался другими делами. Мир многогранен, в нем столько всего интересного. А те люди, которые запирают свое существо в тесные рамки, рано или поздно перестают развиваться. Для актера, кстати, важно видеть разнообразие мира.
— А потом из ниоткуда, без всяких кастингов пригласили в «Папины дочки»?
— Именно так. Одна из ассистентов по актерам просто вспомнила обо мне. Начала разыскивать фотографии. Нашла. Позвонила. Я согласился. Сейчас у меня опять перерыв. Закончились съемки «Стройбата» (ради которых Михаил отрезал длинные волосы), и вот уже два месяца, как я не снимаюсь. Совсем не исключаю возможность того, что кино навсегда уйдет из моей жизни. Знаю точно, что без этого не умру.
— А как же версия о том, что театр и кино — это наркотик?
— Кино — это производство. А театр… Да, в этом что-то есть. Обмен энергетикой со зрителем, но… Я служил в театре Станиславского и могу точно сказать: кайф ловишь первые пять спектаклей, а потом живое Искусство превращается в производство. Как и любое дело, которое предается. Недаром актерское мастерство называют ремеслом.
Может быть, все дело в том, что я не привержен зависимости. Я Водолей. Поэтому могу абстрагироваться от всего в этом мире.
— Веришь в гороскопы?
— Я верю в то, во что мне нравится верить. Если гороскоп плохой — не верю, дабы себя не программировать.
— Что-то сплошной негатив льется на служащих Мельпомены. А что хорошего дал тебе актерский опыт?
— Навык управлять собой. Возможность считывать людей. Любой актер — психолог. А лучшее сочетание, когда актер еще и математик. Я считаю, что любой математик — актер.
— Ты, как математик, планируешь свою жизнь?
— Не планирую. Скорее фантазирую. Планировать невозможно. Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.
— Любишь Тверь?
— Конечно. Тверь и Кашин. Города детства. Но я не страдаю ностальгией. Мне здесь комфортно, как и в любом другом городе, просто тут роднее, что ли…
— Игорь Тальков исполнял песню «Чистые пруды» о месте, куда он всегда возвращается. А у тебя есть центр твоего мироздания?
— Недалеко от Кашина есть деревушка Мяльцево. До сих пор приезжаю туда. Волшебное место, где за пару часов можно выспаться на годы вперед. А еще там стоит божественная тишина и покой. Ну а воздух… хочется дышать большими глотками.
— Часто разочаровываешься в людях?
— Обычно предвижу это разочарование заранее, а потому практически всегда к нему готов.
— Что ценишь?
— Честность и доброту. Доброту даже больше, чем честность. А еще логику. Не понимаю, как можно бравировать тем, что у тебя тараканы в голове. Если ты даже свои мысли не можешь в порядок привести, как можно с тобой иметь общие дела?
Это если о людях. А по жизни для меня самое ценное — семья. Это даже не ценность — это святое.
— Ты любишь Новый год?
— Увы, не люблю два главных праздника. День рождения и Новый год.
— Почему? Много работы?
— Дело даже не в этом. Подарки. В канун Нового года я расстраиваюсь, потому что не всегда могу подарить своим близким то, что им действительно нужно, то, чего они действительно заслуживают. В вопросах подарков я максималист.
А с днем рождения обратный вариант. Мне всегда кажется, что я достоин большего, чем то, что мне дарят. Не угадывают, в общем (смеется).
— Значит, любимое время года не зима?
— Почему же? Люблю зиму, весну и лето. А вот осень… хмурая пора. Не понимаю, что в ней Пушкин находил. Да и Пушкина самого не понимаю.
— Смело…
— Думаю, что всему свое время. Пушкин был актуален в девятнадцатом веке. Сейчас мир поменялся, он требует других поэтов, других гениев. Это нормально. Ведь после появления двд-плейера я не буду пользоваться видеомагнитофоном.
— Никто из классиков тебе не близок?
— Разве что Булгаков. Я играл в спектакле «Мастер и Маргарита».
— Кота Бегемота, естественно?
— Какая проницательность.
— Ты принципиальный человек?
— Не верю я в принципы. Бывают ситуации, в которых ты пожертвуешь всем, любыми принципами. Наступая, нельзя забывать об отступлении. Ух ты, как я завернул! Теперь эта фраза станет моим жизненным девизом. Спасибо, благодаря твоим вопросам придумал.