С первых же дней своего появления Бердянск стал привлекательным для развития предпринимательства, поскольку правительство России придавало огромное значение освоению Новороссии, императорским указом освобождало всех лиц, поселившихся в этом городе, от налогов и податей на десять лет. Появилась возможность материально обеспечить себя и свои семьи в довольно-таки короткие сроки, а поэтому сюда в первые же годы стали прибывать предприимчивые люди не только из разных мест России, но и англичане, немцы, бельгийцы, итальянцы, греки, французы и др.
Здесь еще не было государственных предприятий, поэтому грабить и «прихватизировать» было нечего, благополучие своих семей можно было обеспечить только лишь за счет создания пусть и небольших, но своих предприятий, создающих конкурентоспособную продукцию, которую можно было реализовать не только в своей стране, но и за рубежом, что не вызывало затруднений, поскольку изначально Бердянск строился как город-порт.
Люди обустраивались надолго, приезжая с семьями или же создавая их уже здесь. А потому заботились о нравственном и образовательном окружении, строя храмы, церкви, учебные и культурно-просветительные заведения.
Сохранившиеся документы, память горожан, реклама в старых местных газетах свидетельствуют, что наш город в XIX веке по праву считался центром культуры и искусства Приазовья. Основу развития культуры в городе заложил Н. С. Кобозев, построивший городу Зимний театр в то время, когда в нем проживало всего лишь семь тысяч жителей. Открытие его состоялось 24 апреля 1849 года. В этот день на сцене одного из лучших театров Новороссии выступала труппа артистов под руководством режиссера Горского, показавшая три водевиля: «Новички и любовь», «Граф-литограф» и «Дочь русского актера». Кроме Зимнего театра бердянцы охотно посещали и театр «Шантеклер». Особенно когда проходили гастроли известной парижской танцовщицы Далматины. Здание, в котором находился этот театр, сохранилось. Это дом Выродова, в нем в послевоенные годы находилось общежитие завода «Дормаш» на пр. Труда.
Были в Бердянске и первый в Приазовье синематограф «Буфф», и цирк «Лампидо», размещавшиеся на месте, где сейчас расположен машиностроительный колледж.
Такое отношение к развитию культуры не могло не дать положительного результата в том плане, что наш город уже в первой половине XX столетия выдвинул на сцену таких известных мастеров, как народная артистка СССР Л. Д. Чернышева, народный артист РСФСР Л. П. Галлис и др. К их числу относится и Мария Давыдовна Синельникова.
Родилась она 10 августа 1899 года в Бердянске Таврической губернии (Российская империя). Окончив школу, в 1918 году поступает в г. Харькове на историко-филологический факультет высших женских курсов. Одновременно занимается в студии при Харьковском театре (ныне русский драматических театр), которым руководил выдающийся режиссер и педагог Синельников Николай Николаевич. При нем этот театр стал одним из лучших в дореволюционной России. В этом театре М. Синельникова и исполняла свои первые роли в качестве актрисы.
Это было время, когда после революционных событий 1917 года в Украине появилось большое количество разного направления политических партий, организаций и товариществ, начавших борьбу между собой за власть. Созданная в марте 1917 года не путем всенародных выборов, а на несколько странном собрании, в основном из членов Украинского технико-агрономического товарищества и Украинского научного товарищества, Центральная Рада практически властью не обладала, поскольку в это время на местах начала создаваться своя власть – власть Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Уже в январе 1918 года Центральная Рада, не имеющая поддержки среди населения, вынуждена была перебраться из Киева в Житомир. Для того, чтобы вернуть себе власть в стране, она пошла на сговор с Германией, и в результате в феврале-марте 1918 года Украина была оккупирована немецкими войсками. В Германию непрерывным потоком начали вывозить из Украины продовольствие и другие материальные ценности.
Поняв бессилие Центральной Рады, немцы в конце концов 29 апреля 1918 года ее разогнали и провозгласили гетманом П. Скоропадского. Но ни гетман, ни его правительство не пользовались популярностью. Скоропадский держался только на немецких штыках, поэтому, когда в ноябре 1918 Германия проиграла войну и сама стала ареной революционных событий, гетманская власть в Украине очень быстро закончилась.
И тут на арену вышли политические партии. 13 ноября 1918 года на тайном совещании представителей украинских политических партий с целью свержения П. Скоропадского была избрана Директория во главе с В. Винниченко.
Как поется в старой НЭПмановской песенке: «Не долго музыка играла, не долго фраер танцевал…» Самое большое «достижение» Директории заключалось в провозглашении 16 января 1919 года Украины в состоянии войны с Россией. Но Директория оказалась такой же нежизнеспособной, как и все предыдущие украинские правительства. Поэтому также очень быстро оказалась изгнанной. В том же году были разгромлены на территории Украины армии Деникина, Врангеля и главные силы Н. Махно. К концу 1920 года в Украине окончательно была установлена советская власть.
Все эти события, конечно же, отразились и на судьбе Марии Синельниковой. В 1920 году она была мобилизована и работала в агитпоезде на Юго-Западном фронте Красной Армии.
Осенью того же года поступила в драматическую студию Е. Б. Вахтангова в г. Москве и была одной из первых учениц этого гениального режиссера. 13 ноября 1926 года студия была преобразована в театр, который в настоящее время носит имя Е. Б. Вахтангова.
Дебют М. Синельниковой в театре состоялся в том же 1921 году исполнением роли Гостьи в спектакле «Чудо святого Антония» М. Метерлинка. Затем последовали Адельма («Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922 год); Ответственная дама («Зойкина квартира» М. Булгакова, 1926 год); Полина («Авангард» В. Катаева, 1930 год) и др.
Именно этому театру выпала миссия прорвать культурную блокаду советского государства, и в 1928 году впервые советский театр был приглашен на театральный фестиваль в Париже (Франция). В поездке участвовало легендарное первое поколение вахтанговцев – Р. Симонов, Б. Щукин, Ц. Мансурова, М. Синельникова и др.
Для творчества Марии Давыдовны Синельниковой – одной из ярких представительниц вахтанговской актерской школы – характерны острая мысль, четкая форма, строгий и точный отбор выразительных средств. Беспощадной ироничностью, сочностью красок было отмечено исполнение ею роли мадам Ксидиас в спектакле «Интервенция» Славина, 1933 год. Мягкая мудрость, сердечная теплота, доброта отличали ее Бэлу («Глубокие корни» Гоу и Д’Юссо, 1947 год), Розалию («Филумена Мартурано» Де Филиппо, 1956 год) и др. Среди лучших ролей М. Синельниковой также Химера («На крови» Мсти-славского, 1928 год), Сонька («Аристократы» Погодина, 1935 год), тетушка Мали («Флорисдорф» Вольфа, 1936 год), Фреда («Опасный поворот» Пристли, 1940 год), баронесса Штраль («Маскарад» Лермонтова, 1941 год), Клитемнестра («Электра» Софокла, 1946 год), Вера Никандровна («Первые радости», 1950 год и «Кирилл Извеков», 1951 год по К. Федину), пани Дынгальская («Дамы и гусары» Фредо, 1960 год) и др.
Участвовала она и в съемках кинофильмов. Первая роль была сыграна в 1927 году в фильме «Его превосходительство». Затем были фильмы «Последний табор» (1935 год), «Поколение победителей» (1936 год), «Черный принц» (1973 год), «Конармия» (1975 год).
Часто выступала на радио, озвучивая роли в детских сказках: в «Незнайке», «Василисе Прекрасной», «Волшебнике Изумрудного города» и др.
Почтовая карточка. Справа – М. Синельникова
Последняя роль. Фильм-спектакль «Кот в сапогах». Актрисе 80 лет
С 1928 года М. Синельникова вела педагогическую работу в театральном училище им. Б. Щукина, где вместе с нею преподавали и другие прямые наследники вахтанговского искусства: Цецилия Мансурова, Борис Захава, Нина Русинова, Рубен Симонов. Именно они были учителями Михаила Ульянова, Юрия Яковлева, Людмилы Максаковой, Василия Ланового, Владимира Этуша и других прославленных артистов.
Мария Давыдовна Синельникова была одной из талантливейших и востребованных актрис огромной страны – СССР, ее творческая судьба сложилась более чем удачно. Последнюю роль в театре она получила, когда ей было за 60 лет, а последнюю роль в кинофильме «Кот в сапогах» она получила, когда ей было 80 лет.
В 1937 году М. Синельниковой было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР», а в 1969 году – «Народная артистка РСФСР».
К сожалению, личная жизнь у нее не сложилась. В раннем возрасте умерла ее дочь Катя от первого мужа Льва Сауловича Бахмутского. Это ее как-то подломило, и в дальнейшем всю свою жизнь она посвятила театру и кино.
Умерла актриса 11 марта 1993 года и похоронена в г. Москве. Антикварная мебель из ее квартиры была завещана Пушкинскому музею, а богатейший архив оказался невостребованным. Наследников у нее не оказалось, а новые жильцы, поселившиеся в квартире, выбросили этот архив на помойку. К сожалению, такое бывает.
Приходится вновь констатировать, что и об этой знаменитой и талантливой землячке жителям города до сих пор ничего не было известно, она, как и многие другие, находится в нашем городе в забвении. Почему такое у нас происходит?
И в заключение.
Что нужно, чтобы в нашем городе появилось здание театра?
Будем ждать, когда численность населения будет доведена до семи тысяч человек? Современные предприниматели и грамотнее, и состоятельнее Н. С. Кобозева, но, по-видимому, Николай Степанович несколько по-иному любил свой город, нежели они. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru