Жизнь порою выписывает на своих страницах такие узоры, что не сравнится ни с какой гжелью и хохломой. Все на свете просто вопрос выбора, не более того. Не существует никаких заданностей, предопределенностей, недостижимых вершин. Ты сам себе гвоздь в сапоге и дурная примета. Каждый сам выбирает: быть жалким, никчемным и одиноким или счастливым и нужным. Никто это за тебя не решает, никто не способен решить. Мы живем в мире, где люди покоряют Эвересты, записывают мультиплатиновые диски, берут осадой самых неприступных красавиц и превращаются из водителя трамвая в талантливого, пылкого художника. Да, для этого нужно иметь волю, но это возможно — нужно всего-то выбрать и быть верным своему выбору до конца, только-то. Вселенная гибкий и чуткий материал…
Название выставки «Тверские мотивы» говорит само за себя. Она о Твери и для Твери. На картинах места, известные любому жителю города, и далекие, заброшенные дворики, куда забредают совсем не многие. В пейзажах некая тайна, недосказанность, хочется заглянуть чуть дальше, за пределы картины. В цветах, спокойствие и глубина. На работах Александра Королькова действительно изображена Тверь, такая, какой она является на самом деле. Спокойный, плавный, изящный и слегка понурый город. Так передать характер улиц в красках может только человек, проживший на них всю жизнь, впитавший ногами каждую трещинку — линию жизни асфальта. Кажущая обыкновенность, обыденность города становится под кистью мастера произведением искусства, мгновением, которое хочется продлить…
Александр улыбчив и прямодушен. Он явно не привык к излишнему вниманию, а потому держится довольно скромно, даже не понимая, как нужно себя вести. Никаких тебе белых шарфов и фиолетовых беретов. Обычный человек в хорошем сером костюме. Встретила бы на улице, никогда бы и не подумала, что художник. Но это все по первому плану, если в душу не заглядывать и краски в палитре не перемешивать…
— Ваша любимая картина на этой выставке?
— Двор детства. Когда-то жил на Гаражном проезде, теперь это улица Терещенко. Многое изменилось с тех пор, но дом, в котором мы жили (его строила моя мама), до сих пор стоит. Конечно, я в него не захожу, там давно другие люди, однако мне нравится просто туда приходить, чувствовать энергетику прошлого.
— Вы родились художником или решение сменить профессию стало спонтанным?
— Я довольно долго искал себя. До 25 лет перепробовал много профессий. Был и печатником полиграфической продукции, и художником-оформителем, и даже водителем трамвая.
— Ого, интересная перемена.
— Она происходила плавно. Я учился сам, ходил на выставки, вдохновлялся, пробовал, искал. В вольное плавание ушел не сразу, не в один день.
— А как давно?
— 20 лет, как живу без трудовой книжки.
— «Тверские мотивы» стала вашей второй персональной выставкой. Что ожидаете?
— Не испытываю особых иллюзий по этому поводу. Увы, но тверской зритель нечасто посещает художественные выставки. Я бывал на многих экспозициях замечательных художников. Пустой зал, бродишь один, только для тебя включают свет, народа никого. Грустно становится. Ведь какими бы ни были замечательными картины, они создаются для того, чтобы делиться своим духовным, глубоким со зрителем.
— Как же привлечь внимание зрителя к своим произведениям?
— Думаю, что, если бы я позвал все тверское СМИ, достал пистолет и начал стрелять, зритель бы обязательно пошел. Еще можно рисовать портреты гостей свеклой и дарить пиво.
— То есть без эпатажа никуда?
— Увы. Сейчас заинтересовать большую часть публики можно только этим. Ну или ждать признания после смерти. Но я не готов к таким жертвам. Хочется хорошо жить уже сейчас, оттого и стою периодически на Трехсвятской, предлагая свои картины.
— Некоторые художники считают этот вид заработка зазорным…
— Рисовать на заказ, на потребу публике действительно не приносит огромного удовольствия. Это напоминает производство горячих пирожков. Не люблю, но приходится. Я обычный человек, у меня есть семья, мне нужно выживать
— Менее успешные коллеги-профессионалы не ропщут на вас, не обвиняют в дилетантстве?
— Не хочу никого поливать грязью. Ваш вопрос не требует ответа. Вы же сами прекрасно понимаете, что это часто происходит в творческой среде.
— Ваш любимый жанр?
— Пейзаж. Особенно зимний. И еще люблю рисовать портреты своих дочерей, у меня их две. Лена и Люба.
— Они пошли по стопам отца?
— Младшая пишет картины. Но мне бы не хотелось, чтобы это стало ее профессией. Женщине сложно быть художником. Это тяжкий труд, требующий полного в себя погружения и массу времени. А женщине в наше время нужно выполнять слишком много обязанностей. Вести дом, воспитывать детей. Впрочем, будет так, как будет. Главное, чтобы счастливой была.
— Есть какие-то качества характера, которые свойственны всем художникам?
— Хороших художников? Божья искра и трудолюбие. Потому что даже если божья искра в тебя попала, но ты не развиваешься, не работаешь, не растешь, ничего не выйдет… И любовь конечно. Любовь необходима.
— Как выглядит ваша мастерская?
— Она на лоджии. Там моя территория, все неприкосновенно. Холсты в рамах и без рам. Повсюду. Вообще в квартире катастрофически мало места. Хочется рисовать картины большего масштаба. Но не могу себе этого позволить. Потому что их просто негде хранить.
— Вы прихотливы в быту?
— Мне важен комфорт. Но в принципе, со мной рядом несложно, если привыкнешь.
— Творчество каких живописцев вдохновляет вас больше всего?
— Поленов. Моне. Мне близка философия Эдуарда Дробинского.
Согласен с тем, что в картине должна быть недосказанность. Художник — это преступник. Он преступает законы живописи, выходит за грань. Там и появляется рождение искусства. Но для того, чтобы преступить, необходимо знать все законы, уметь ими пользоваться. Только тогда ты имеешь право не преступление. На поиск и создание чего-то нового, уникального, только своего. Тогда ты не ремесленник. Тогда художник.
Художник, преступник и обычный человек Корольков Александр любит жизнь. Она его главная муза, о ней каждая работа этого мастера. Поэтому и картины не похожи друг на друга. В желтеющем рассвете город выглядит так, а в бордовом зареве заката по-другому. И живет, и дышит совсем иначе. Задача настоящего творца — увидеть состояние, настроение и суметь передать его холсту с помощью кисти и нескольких красок в палитре. Задача художника-преступника — расширить границы этого города, уловить его трепет, характер, трогательность, помочь зрителю увидеть то, о чем не расскажешь словами. Потому что нет таких слов. Потому, что когда видишь такие картины, говорить не хочется. Хочется молчать. Всматриваться, проникать, запоминать ракурс этого индивидуального взгляда, чтобы потом вернуться на эту улицу и увидеть такие знакомые очертания иначе.
Уводить за грань. В этом и есть преступление. В этом и есть талант.