В феврале Надежда Бабкина со своим коллективом «Русская песня» отправилась в большую гастрольную поездку по русскому Дальнему Востоку. Их сердечно встретили в Благовещенске, в Большом Камне, Уссурийске, Находке и, конечно же, закружился в праздничном песенном вихре Владивосток. Ох, уж эта Бабкина! За короткое время сплотила вокруг себя новый коллектив. Московских артистов было всего ничего, по моим подсчётам, 11 человек, а сцена ликовала многоголосьем. Надежда подтянула уссурийских казаков, ансамбль народного танца «Алиса» (Владивосток), ансамбль народных инструментов «Озорники» (Владивосток), ансамбль народной песни «Звонница» (Владивосток) и Московский государственный музыкальный театр фольклора «Русская песня».
Сцена, как никогда, светилась красотой. За какие-то пару часов она превратилась в палехскую шкатулку. А когда вышли красивые люди в ярких нарядных костюмах, – чувство праздника переполняло зрителей, так и хотелось выскочить на сцену и во всю-то силушку развернуть свою душу. А тут ещё на сцене накрыли столы в одно мгновение. Чудо скатерти-самобранки на глазах у изумлённой публики притягивали к себе взоры.
И пошла хлебосольная, с песнями да танцами русская гуляночка. Вдруг запели пьяную песню «Шумел камыш», зал притих, зацепило душу многоголосье. Бурные аплодисменты переросли в шквал оваций. Надежда Георгиевна всё продумала до мелочей: и сцену, и костюмы, и программу. Начали выступление уважительной песней «Святый вечер добрым людям», а закончили, конечно же, разудалой «Барыней».
Приморцы не удержались, вышли на сцену, ох и натанцевались, ох и покружились! Это было настоящее волшебство – явление, которое раскрыло все потаённые уголочки русской души.
А на втором курсе Надежду Бабкину хотели выгнать за профнепригодность, точнее, за боевой характер.
На встречу с журналистами Надежда Георгиевна пришла уставшей от болезни, всю ночь её донимала температура 38, 6. Но на концерте на следующий день любимица народа блистала во всей красе. Беседовать с ней было легко и приятно, она даже опережала вопросы, догадывалась, что интересует прессу.
– Вы работаете с энергией зала. Чем энергия московской публики отличается от владивостокской?
– Ничем. Зал, он всегда зал, если артист хороший, то и энергия хорошая, если артист так себе, то и энергия так себе. Сегодня народный жанр не в чести, он не в формате. Его нет на телевидении, он не звучит на радио. Создаётся такое ощущение, что существует какая-то высокооплачиваемая программа, направленная на разрушение общечеловеческих взаимоотношений.
Моя профессия публичная, я народная артистка России, дважды награждалась орденами президента. Кричу об этом в рупор от вашего имени, родные мои, но меня не слышат те, от которых зависит будущее нашей страны.
В прошлом году в Москве прошёл фестиваль «Казачий круг» впервые в России. «Казачий круг» имел успех – 6000 зрителей, стоя, 4 часа аплодировали казакам, приехавшим из разных уголков России.
Ещё я организовала фестиваль-марафон, объединяющий национальные коллективы всей страны. И когда мы выступали, получился такой духовный пирог, что, действительно, дух захватывало. Я у Владыки попросила благословения на развитие нашей многонациональной культуры в едином духовном пространстве, и он благословил. Вот, наверное, и стало кое-что получаться.
Нашему коллективу «Русская песня» в этом году исполняется 35 лет! Кстати, можете меня поздравить. Восемь поколений в коллективе, а я всё та же! Мы востребованы независимо от формата.
Такая поездка впервые в нашей 35-летней деятельности. Раньше-то как было, сел и поехал на заказ: День города, День металлурга, День медика, День Военно-морского флота и т. д. И нам хватало таких концертов. А сейчас впервые в жизни мы поехали на концерты, которые называются кассовыми. У нас цены на билеты недорогие, понятно, что за 5000 руб. никто не купит. Это народный жанр...
– Как вас встречают за границей? Понимают?
– Ещё как! Сначала гробовая тишина, потом взрыв эмоций! А эмоция перевода не требует. Мы все плачем одинаково, радуемся одинаково, страдаем одинаково. Народная культура – это явление. И Господь нам всем дал возможность проявить себя в этом явлении, реализоваться. Я живу в явлении русской народной песни с детства.
– Вы себя реализовали в жизни?
– Конечно. Но есть ещё перспективы и планы, много чего не сделано. Господь пока меня разума не лишил.
– Когда 35 лет назад задумывали «Русскую песню», думали ли, что она будет так популярна?
– Думала, сама себе буду принадлежать. Просто петь и наслаждаться, получать комплименты, аплодисменты. Я девочка из провинции, привыкла много работать.
В 1976 году мы с девчатами поехали на Всероссийский конкурс песни в Сочи. Вот там-то и обратили на нас внимание.
Взяли в московскую концертную организацию, с тех пор я никуда не металась. Хотя было трудно, разваливался Советский Союз, рушились связи, но я сохранила коллектив.
– Вам было лучше в Советском Союзе или сейчас?
– Патриоты России – это не те, которые сваливают, а потом возвращаются. Понятно, что у нас не всё хорошо. Но мы с этим «не всё хорошо» живём и пытаемся сделать хорошо.
Спасибо за то, что вы не спросили меня про личную жизнь. Она у меня есть. Я счастливая баба! С песней я и живу, поэтому хорошо выгляжу.
Надежда Бабкина прямо на сцене провела высокопрофессиональные незабываемые мастер-классы для приморской молодежи, которая занимается русским народным творчеством. А заодно и напомнила всем своим приездом, что Дальний Восток – это русская земля.