В нынешнем году памятнику «Бычку-кормильцу» исполнилось 10 лет. За это время он стал одной из визитных карточек Бердянска. Но не только в этом его значение. Именно памятник
«Бычку– кормильцу» открыл вереницу оригинальных памятников города. Собственно с него и началась история обновленных проспекта Ленина и Приморской площади.
Вячеслав Мирошников – один из отцов бычка-кормильца
Лукавый бычок Вячеслава Мирошникова
Идею установки памятника бычку подал бердянский ихтиолог
Сегодня мало кто знает, что одним из авторов идеи создания памятника бычку-кормильцу в Бердянске был известный бердянский ихтиолог, старший научный сотрудник Азовского отделения Южного научно-исследовательского института морского хозяйства и океанологи Вячеслав Степанович Мирошников. Высказал он ее еще в начале 80-х годов. Вячеслав Степанович – участник многих морских экспедиций, поэтому о подводной жизни обитателей морских глубин знает не понаслышке. А еще, будучи профессиональным таксидермистом, то есть человеком, который изготавливает чучела рыб и животных, мастерски набросал и эскизы будущего памятника.
Как вспоминает его жена, Татьяна Мирошникова, у мужа было много эскизов, работал над ними он недолго. Желание поставить памятник кормильцу у Вячеслва Степановича было велико. В изначальном варианте это был бычок, охраняющий свою икру от посягательств морских сородичей. Выглядел он немного взъерошенным, с оттопыренными плавниками и открытым ртом. Муж тогда говорил, что в городе обязательно должен стоять памятник этой рыбе, потому что благодаря именно ей люди в голодовку и выжили. Старшее поколение до сих пор вспоминает, как в послевоенные голодные годы вереницей тянулся людской поток по Пролетарскому проспекту. В Бердянск к морю отовсюду стекался народ для того, чтобы хоть как-то прокормиться.
Николай Мироненко – автор памятника бычку-кормильцу
Памятник бычку-кормильцу
Справка
На Азове насчитывается около восемнадцати видов бычков. Самый распространенный из них – бычок-кругляк. Отличительной чертой этой рыбы является черное пятнышко на плавнике. Раньше на побережье это был самый распространенный вид бычка. Именно из него изготавливались знаменитые бычки в томате, которые имели большой спрос в Советском Союзе. А ранней весной на столах бердянцев появляется бычок, более, известный в народе как «серый» или «кнут». В лиманах среди травянистых зарослей водятся бычки-травяники. А в море, на песчаном дне, почти незаметные чрезвычайно вкусные бычки-песчаники.
Но в далекие 80-е годы идея создания памятника бычку осталась только на бумаге и в головах. Вернулись к ней уже в 90-х годах, и опять таки с подачи бердянского ихтиолога. Правда, Вячеслав Степанович свою мечту немного усовершенствовал, предложив увековечить не только бычка, а и тюльку, которая, наравне с бычком спасла в голодные годы от смерти многих людей, приходивших к Азовскому морю в поисках пропитания. Да и сейчас без тюльки многие бердянцы не представляют своего стола. Так что право на жизнь в городе такому памятнику было вполне обосновано. Надежда Мирошникова рассказывает, что на эскизах был изображен треугольник, похожий на знамя, окутанный сеткой, в которой застряла тюлька, причем, как отмечает вдова, над этим памятником муж работал очень долго, ведь если бычок может приобрести любую форму, то тюлька – она всегда прямая.
Муки творчества
Тогдашний мэр Бердянска Валерий Баранов идею создания скульптуры бычку поддержал и предложил ее осуществить художнику-монументалисту Николаю Мироненко, работа которого «Ушедшим в море навсегда» к тому моменту уже украсила Пролетарский проспект. Как отмечает Николай Терентьевич, времени было мало, торопились к открытию первой очереди обновленного проспекта Ленина. Мастеру была поставлена четкая задача сделать рыбу такой, чтобы на ней можно было посидеть. В этом-то и заключалась вся сложность. Во-первых, мастеру понятно было одно – на будущем кормильце должны были с комфортом сидеть люди, а уж как это будет выглядеть – до самого последнего момента было неясно. Однако Николай Мироненко, вдохновленный командой Баранова, приступил к реализации задумки. Как рассказывает автор, сначала бычок не получался. Хотелось большей достоверности, и для этого пришлось жарить рыбу. На сковородке у скульптора побывал не один десяток свежих бычков. При жарке рыба выкручивалась в разные стороны, приобретая необычные позы. Николай Мироненко не только жарил свежевыловленную рыбешку, он ее еще и засаливал. Помогали в этом скульптору друзья. Свежих бычков обсыпали солью и вываливали на солнце, под лучами которого они скручивались. Так, после долгих кулинарных экспериментов, поза наконец-то была найдена.
Работал Николай Терентьевич не только над самой скульптурой, монументалист придумал целый архитектурный ансамбль.
– Бычок должен был лежать на перевернутой вверх дном сковородке, – говорит Николай Мироненко. Сама же сковорода должна была возвышаться на мраморном основании в виде ступенек. Причем их высота была немаленькая. На ступеньках должны были бегать, кататься на велосипедах и просто играть дети. Именно по ним детвора и взрослые должны были взбираться на памятник. Однако в ходе работы от многих деталей и элементов пришлось отказаться. И первой «жертвой» стала сковорода, на которой должен был лежать будущий бычок. По причине скромного бюджета пришлось отказаться и от постамента со ступеньками.
Сам же постамент появился случайно. Валерий Баранов рассказывал, что камень, на котором возлежит бычок-кормилец, был привезен из Янцевского карьера. На его территории было много всякой некондиции, которая скопилась за много лет его существования. С разрешения директора карьера Ивана Григорьевича руководство города и забрало в Бердянск лучшее из того, что было, как подарок. А потом уже стали решать, куда же все это можно примостить. Именно оттуда и появились на набережной два мраморных шара, которые до сих пор терзают умы приезжих своей непонятной сущностью.
Пока же автор придумывал и ваял памятник в пластилине, руководство города находилось в поисках денег на металл, из которого должен был быть отлит бычок. Учитывая же время, когда все это происходило, задача была не из легких. Однако, благодаря меценату из Днепропетровска и нашим неравнодушным людям, деньги на 800 кг бронзы были найдены. С таким количеством металла памятник сделали полым, но при этом достаточно толстостенным.
Когда же все элементы бычка-кормильца были готовы, перед творческой группой встал вопрос «прописки» памятника. Возникли споры – где, а потом – и как должен был стоять бычок. Как говорится, места много, да вот поставить некуда. Кто-то даже предлагал приделать рыбке колесики и катать по всему городу.
– Изначально бычок смотрел на дома и располагался параллельно набережной, – рассказывает Валерий Баранов, – но именно при таком расположении в объективы фотокамер попадали скамейки, деревья и всякая всячина. Одним словом, выходил не очень-то удачный пейзаж. А вот при нынешнем размещении видна не только Приморская площадь, а и беседка, и море. Совсем другое дело. Правда, к моменту установки скульптуры постамент с надписью уже стоял. Если бы все это предвидели заранее, то надпись была бы с другой стороны, не сбоку, а спереди, как положено.
Что же получилось
Если Вячеслав Мирошник мечтал о сером бычке, охраняющем свою икру от посягательства морских обитателей, то бычок, созданный Николаем Мироненко, получился неопределенной породы.
– Я сам не знаю, какой породы у меня получился бычок. Ну, бычок и бычок, – говорит автор. Мироненко стремился уйти от породы. На вопрос, доволен ли он своим творением, Николай Терентьевич отвечает, что голову можно было бы сделать более выпуклой, да и отсутствующую сковороду немного жаль. Валерий же Баранов утверждает, что за анатомической достоверностью никто не гонялся. Да и перышек у этой рыбы таких не бывает. У Николая Мироненко, как утверждает бывший мэр Бердянска, вышла такая сказочная рыбка. Ведь изначально задачи сделать копию один к одному не стояла. Получилась некая аллегория. Цель была в другом – чтобы памятник был.
Азовская царь-рыба
Несмотря ни на что, бычок вышел привлекательным и симпатичным. В мае 2001 года в торжественной обстановке это творение было открыто. Как вспоминают очевидцы, архитектурная форма была укрыта рыбацкой сетью, сбросив которую, взорам горожан открылась их царь-рыба, спасшая жизнь не одному десятку тысяч людей. Вячеслав Мирошников мечтал о памятнике бычку в нашем городе, и его мечта стараниями многих людей осуществилась. Хотел он установить памятник еще одной не менее популярной в народе рыбе – тюльке. Николай Мироненко проработал и эту идею. Если все получится, в городе появится еще одно замечательное творение. Несколько лет назад Вячеслав Мирошников набросал эскизы нового памятника, где главная роль отводилась винту «Дианы» с корабля Петра Шмидта. Долгие годы Вячеслав Степанович с известным бердянским краеведом и писателем Алексеем Огульчанским стучались во все двери, чтобы поднять и доставить винт в наш город. И за несколько месяцев до смерти его идея осуществилась. Винт был поднят с морских глубин. Сегодня Татьяна Мирошникова с трепетом показывает наброски мужа. Может быть, и эта мечта когда-нибудь обретет свою форму. Ведь появился же в нашем городе такой необычный, многими любимый памятник бычку-кормильцу, о котором сегодня разве что ленивый не знает. Автор: София МОН По материалам сайта http://vesvladivostok.ru