Чего греха таить, среди наших читателей немало тех, кто не только не знаком с творчеством заслуженного художника России Николая Дочкина, но даже имя его сейчас читает впервые. Вот именно таких незнаек я и знакомлю каждую пятницу с разными людьми, стараясь представить их для начала как своих добрых приятелей. Итак, сегодня мы пришли в мастерскую художника.
За дверью мастерской
До сих пор я не была лично знакома с Николаем Викторовичем и, как перед всякой встречей с новым человеком, гадала: какие трудности меня ждут при общении? Но первой и единственной проблемой оказалось найти приют художника. В доме на Серебряной, совершенно неотличимом от обычной двухэтажки, в самом уголке двора есть укромная дверь. Среди множества подписей к звонкам нахожу нужную: «Николай Дочкин». Звоню. В мастерской какого-либо художника я не была ни разу, поэтому, имея тягу к рисованию, я испытала некий трепет при виде полок, снизу доверху заставленных картинами, расставленного мольберта, прикрытого тканью (картина еще не готова), множества кистей и прочего, прочего, прочего... Здесь есть основной набор обычной квартиры — телефон, плитка, телевизор, диван. Зачастую Николай Викторович остается в мастерской на ночь, а то и не на одну — пишет, готовит холсты, занимается оформлением готовых работ.
— Ну вот она, моя автономия, проходите, — говорит хозяин. — Тут у меня, что называется, творческий беспорядок, хотя для меня это именно порядок — я знаю, что где лежит. Беспорядок начинается, когда кто-то приходит и просит показать им мои работы. Я начинаю все разгребать, перекладывать с места на место, а потом долго не могу найти, что куда положил.
В это утро я устроила в мастерской Дочкина небольшой беспорядок, так как не могла, придя к нему в гости, не посмотреть его картин.
Первооткрыватель
Свою самую первую картину Дочкин не помнит. В памяти остались только солдаты, которых рисовал на всем, что под руку попадется, да как писал мелом на асфальте «Победа!». В шесть лет увидел, как соседский мальчишка рисует животных.
— Это детское восхищение его незатейливыми рисунками я помню до сих пор, — говорит художник. — Тогда мне казалось, что лучше него животных не рисует никто! Мне так понравилось, что я, конечно, захотел и сам уметь так же. Когда узнал о существовании детской художественной школы, то заявил отцу: не отдашь меня в художку — не буду ходить в общеобразовательную! Он отвел, что ему оставалось делать. С тех пор я своей мечте ни разу не изменил.
Кто такой художник, какова его задача и польза от него человечеству, будущий мастер не задумывался. Его безумно волновал сам процесс. Желание рисовать выглядело еще более первобытным, если учесть, что Николай на тот момент не видел ни одной живой работы художника, никогда не был ни в одной галерее и слыхом не слыхивал о Третьяковке. Когда мальчишкой впервые попал в Москву, то просто обалдел от количества людей, высоких домов и архитектуры.
— В той поездке я сделал очень много открытий, — вспоминает Дочкин. — И чем их больше, тем интереснее было жить. Этот интерес и ведет меня по всей жизни. Каждое, даже самое маленькое, открытие я всегда стремился запечатлеть на холсте. Видишь, сколько их, моих открытий?
Когда начинающий художник узнал о существовании живописи во всем ее многообразии, она захватила его полностью. После уроков в художественной школе бегал в салон на Урицкого, где торговали полотнами, в картинную галерею, которая была тогда на углу Советской и Трехсвятской. Дальше: Елецкое художественное училище в Липецкой области, армия, Московское художественное училище. В 1960 году, еще будучи студентом, подготовил первую персональную выставку в зале Калининской организации Союза художников. Только тогда, по словам моего героя, он по-настоящему почувствовал в себе какие-то способности. Мастера от живописи заприметили молодой талант, и через четыре года Дочкин становится кандидатом в члены Союза, а еще через четыре — его полноправным членом.
— Что интересно, я очень долго стеснялся показывать свои работы родителям, — говорит Дочкин. — Я стремился, но еще не считал себя настоящим художником. Потом, конечно, они гордились моими успехами, но это уже когда началось регулярное участие в выставках, в моей жизни появились телевидение и пресса. А до того мать, бывало, приезжала, оглядывала мое пристанище и говорила: «А на что ж тебе столько помазков-то?» Это она кисти так называла. Она привыкла, что в огороде ей нужны три лопаты, одни вилы, двое грабель — разные инструменты, а зачем столько кисточек, никак не могла понять! В общем, увлечения моего они не разделяли.
Что говорят
Ни на одной персональной выставке я не слышала, чтобы о художнике говорили: он отличается редкой заурядностью, его картины особенно поверхностны, его образы крайне пусты. Любой, и тем более признанный, художник всегда оригинален, его сюжеты глубоки, а образы — живописны. Мой герой не исключение, но это не есть его недостаток, это лишь подтверждает его принадлежность к числу лучших. Пожалуй лучше меня о нем скажут его коллеги. Е. Зверьков, вице-президент Российской академии художеств: «Творчество известного мастера живописи Николая Дочкина — интересное явление в истории отечественного искусства... Дар художника заключается в удивительном умении видеть и передать в своих работах ясность, трепетность, неповторимость мира... Именно в светоносной пейзажной живописи, исполненной тишины и гармонии, проявляется художественная индивидуальность Николая Викторовича». Геннадий Самойлов, художник: «Когда в его новых работах появляется экспрессия, свойственная амбициозной молодежи, возраст не воспринимается как величина физическая. Тем более что за внешней раскрепощенностью всегда стоит мощный профессионализм с сотнями метров исписанного холста...» Марина Волощенко, искусствовед: «Пейзажи Дочкина завораживают, обнимают морозной свежестью и теплом поздней осени... Но ни одну работу художника нельзя пересказать словами».
Что есть живопись?
Именно, обнаружив скудость своего словарного запаса, я попросила моего героя попробовать самому описать — что такое есть его творчество?
— Живопись сродни поэзии. Краски ложатся на холст, как поэт складывает в рифму слова. Я очень люблю в этом смысле Есенина. «Вот оно, глупое счастье,/ С белыми окнами в сад!/ По пруду лебедем красным/ Плавает тихий закат». Вы только представьте этого лебедя... Художник изображает зрителю увиденный им образ, который как эхо запал ему в душу, и зритель должен суметь его разглядеть. Или, например, балет — ведь люди не ходят так, как артисты на сцене, но этими движениями с помощью образов рассказывается целая судьба. А музыка? Вот ты идешь — и вдруг заиграл марш. И невольно твой шаг обретает ритм, музыка подхватывает тебя, придает сил и бодрости! Это же должно происходить и с тем, кто смотрит на работу художника.
Он никогда не ездит в отпуск без этюдника. Впрочем, и отпуска как такового у него никогда не было. Два-три дня отдыха — и руки сами тянутся к кистям. То, что сделано вчера, уже не должно повторяться в творчестве сегодня, и потому Дочкин до сих пор (помните ту поездку в Москву?) открывает для себя что-то новое. Такому неисчерпаемому запасу фантазии можно только позавидовать!
— Художник учится всю свою жизнь, — говорит Николай Викторович. — Ты не думай, что я окончил несколько учебных заведений и мне сразу стало все ясно. В таком случае я просто не смог бы работать. Новые познания позволяют выразить на холсте пережитые только тобой впечатления. Но как бы хороша ни была картина, она не всегда может понравиться простому посетителю выставки, иногда ее могут оценить лишь профессионалы.
В качестве примера Дочкин указал на одну из картин, которую я сразу выделила из всех, что он мне показал. «Значит, ты умеешь видеть главное», — сказал мастер. Я с надеждой подумала: «Наверное, из меня получится художник!»
Лучше поздно, чем никогда
Мой герой утверждает: чем раньше человек определяется с тем, что он хочет от жизни, тем более цельная личность из него получится. И ни профессия, ни обстоятельства не имеют значения. Это, конечно, не значит, что, если стремление достичь чего-то пришло в зрелом возрасте, на нем нужно ставить крест. Но сил приложить придется куда более. Вот я, например, переросла уже все художественные школы, а самостоятельно, даже с самым хорошим самоучителем, мастерства не достигнешь. Тут без консультанта не обойтись! И на прощание у меня хватило наглости спросить:
— Николай Викторович, будете моим консультантом?
— Да с удовольствием. Приноси свои рисунки, а чем рисовать, уж у меня найдется. Встретимся в конце сентября!