Многолетние наблюдения автора этих заметок (он же и переводчик предлагаемого фольклорно-эпического стихотворного текста, хотя точнее будет сказать — пересказчик, перелагатель на русский язык) дают ему право сказать, что лишь очень немногие в России и других странах знают о существовании народа, о котором пойдет речь. Даже среди людей с серьезным интересом к этнографии, к быту, фольклору и эпосу малых этносов (кажется, теперь их положено величать малочисленными?
Псков издавна прославился самобытными средневековыми памятниками архитектуры. Однако ограничить строительную историю города рамками средневековья, как это зачастую делается, означало бы вычеркнуть более двух столетий его архитектурной жизни: а именно с XVIII по XX в., когда были выстроены многие здания, которые до сих пор украшают центральные улицы Пскова. Экономический упадок Пскова, потерявшего в XVIII в. положение порубежного города, отразился и на его внешнем облике.
Кром и Довмонтов город. Осмотр стен Пскова следует начинать с берега Великой, от устья Псковы, из-под башни „Кутнего Костра». Проходя по берегу Великой от Власьевского спуска под крутою громадою известнякового берега, убеждаешься, что только на этом месте и могло возникнуть первоначальное поселение первобытного человека. Крутой,, почти отвесный берег Великой, несколько менее крутой, но достаточно высокий высокий берег Псковы, образуют треугольник, почти неприступный с запада, севера и востока.
Георгиевская ул. (Георгиевская ул., 1) Взвозами назывались во Пскове подъемы, устроенные от реки к берегу. Таких подъемов было несколько: напр., Георгиевский, у Георгиевских ворот; Плоский, у Плоских ворот; Лубянский, на Запсковье, против Кремля. У нижних Решеток были Взвозские ворота; на месте нынешней Лапиной горки была церковь св. Николая со Взвозу. Георгиевская церковь находится в 13 шагах от земляной батареи, присыпанной в 1701 г.
ПОСЕЩЕНИЕ ПСКОВА ИХ ИМПЕРАТОРСКИМИ ВЫСОЧЕСТВАМИ. Поезд с Великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами и Дмитрием и Константином Константиновичами прибыл в Псков 8 июля в 7 часов 50 минут по полудни. После торжественной встречи все направились в Троицкий Собор. Затем в резиденцию, в губернаторский дом. Во дворе выстроен почетный караул от 146 пехотного Царицынского полка. Отправились в экипажах по городу, и первое посещенное ими место ? историческая Покровская башня.
Большую часть населения составляли крестьяне, поэтому здесь преобладала традиционная культура. Поражали темпы в развитии таких сфер, как образование, медицина, научно-технические достижения. Традиционные основы в жизни народа сохранялись, но все же можно выделить ряд изменений в подходе к пище, одежде, обуви, домах людей. Если взять ко вниманию пищу, то рацион питания крестьян расширен картофелем и овощами – капустой, морковью, свеклой. В быт активно входил чай, который быстро вытеснил взвары.
В рамках издательской программы, посвященной 1100-летию Пскова вышла книга П.А.Николаева «Историческая драма в Пскове. Март 1917 года». В книге, на основании изучения большого количества документальных материалов, рассматриваются вопросы, связанные с причинами отречения Николая II от престола, показывается роль деятелей Государственной думы, свиты императора и его семьи в событиях февраля-марта 1917 года.
С конца июня в городе появляются белорусские и прибалтийские беженцы, от которых горожане и узнают первую информацию о набирающей обороты войне. Уже спустя считанные дни со 2 июля начались бомбардировки самого Пскова, за которыми последовала экстренная эвакуация населения и исторических ценностей (они были вывезены в очень малом количестве, поэтому огромная их масса была безвозвратно потеряна в военные годы).
Нарвская ул. (Леона Поземского ул., 53) Придел: Николая Чудотворца. По некоторым данным, Званицею называлась нынешняя Нарвская улица. В 1466 году здесь была поставлена однодневная Варлаамовская церковь, конечно деревянная. Поводом к ее сооружению был страшный мор, названный впоследствии Варлаамским. По-видимому, это была чума: «аще у кого явится железа, то на другий или на третий день умраше». В 1495 году сооружена нынешняя каменная.
Ведение внешней и внутренней политики Пскова возлагалось на вече, оно представляло собой совет мужского пола из свободных глав семей и дворовладельцев. Вечевая организация имела свою атрибутику. Это колокол, который созывал членов вече на собрания, и степень (возвышение) – для выступлений ораторов. Из бояр каждый год выбирался степенной посадник, который был председателем вече. Уже отслужившие посадники назначались главнокомандующими воинскими подразделениями и представителями Пскова заграницей.
На рубеже XIV-XV веков в глубоком овраге у небольшого ручья Каменец поселился первый инок – преподобный Марк. Он пришел из Киева и поселился в привычной для него пещерной обстановке – в глубине холма. В последней трети XV века на пещерной горе поселился пресвитер Иоанн, прибывший в Псковскую землю из Юрьева Ливонского (ныне – г. Тарту), спасаясь от преследования католических рыцырей-немцев. Иоанн ископал в горе первую церковь. Его жена перед смертью приняла иноческий постриг с именем Васса.
Мишарина гора (Аллейная ул., 1) Придел: святого Иоанна Воина. Против так называемого Островка вливается во Пскову маленькая речка или, вернее, ручей Милявица (Милевка), текущая у подошвы небольшой Мишариной горки. Название «Мишарина» некоторые производят от дьяка Мисюря Мунехина, жившего в 1-й половине XVI столетия и известного своею благотворительностью и усердием к церкви Божией1.
Никандрова Благовещенская пустынь была основана преп. Никандром (в миру Никоном). Никон родился 24 июля 1507 года в семье крестьян в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет он поступил в услужение к торговому человеку Филиппу во Пскове. Никон обучился грамоте и через несколько лет удалился в пустыню на реке Демьянке (между Псковом и Порховым). Спустя некоторое он поступил послушником в Крыпецкий монастырь. Никон был пострижен в монашество с именем Накандр. Вскоре преп.
903-2003 гг. От первого упоминания Пскова в Повести временных лет (ПВЛ) минуло 11 веков. Согласно Псковской летописи, город был уже в 862 г., когда «наехали князи Рюрик з братиею из Варяг в Словяне княжити...». Данные археологии увеличивают возраст Пскова до 2000 или более лет: поселения на Псковском городище ? возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы, в северной части Крома ? существовали на рубеже эр.
Еремей, церковный мастер, упоминается во второй псковской летописи под 1415 годом: «Того же лета мастер Еремеи съверши церковь камену святых мучениц Веры, Любве, Надежи и матери их Софии... а повелением купецких старост Андрея Тимофеевича и Осея, и всех купцов». В других псковских летописях событие указано под 1416 годом. В летописной записи Еремеи появился, вероятно, потому, что церковь св. Софии была избрана еще деревянной в 1357 году соборным храмом.
О РАЗГОНЕ ПСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ 14 ЯНВАРЯ 1918 ГОДА. Из протокола заседания президиума Псковского губернского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов №9. СЛУШАЛИ: Оглашена резолюция служащих городской Думы, в которой они призывают не подчиняться существующей власти, а также не уплачивать налоги и подати.
«МЫ ПРИЕХАЛИ НА ПЕПЕЛИЩЕ» Поезд миновал станцию Карамышево и, набирая скорость, идет к Пскову. Позади сотни километров, бомбежки в пути, часы томительных стоянок: состав, в котором мы едем, то и дело пропускает воинские эшелоны, идущие на запад, к фронту. … Несколько месяцев назад все было наоборот. Эшелоны с населением оккупированных областей немцы гнали на запад.
Национальная гордость псковичей – победа в войне 1812г. Нападение войска Наполеона на Русь не было неожиданностью для Александра I. Если враг принял бы решение пойти на Петербург, Псковская губерния стала бы эпицентром военных действий, осознавая это, армейское командование выполнило совокупность подготовительных мероприятий. Город Псков посетили офицеры гвардии, выполняя тем самым распоряжение Царя, для формирования гвардейских полков. На псковской земле даже воевали рекруты из Сибири.
Стенная ул. (Свердлова ул., 42) Придел: преподобного Никандра. Вблизи места, на котором стоит эта церковь, находилось в старину обширное болото, называвшееся «лужищем»; отсюда и произошло «залужье»; оттого и Сергиевские ворота звались прежде Лужскими. О построении Сергиевской церкви точных сведений не имеется. Во всяком случае, едва ли она могла появиться раньше падения Псковской независимости (1510 г.
Первое упоминание о монастыре Пантелеймона Дальнего относится к 1313 году. Находится при впадении р. Черехи в Великую, в 4 верстах от города. Нужно сесть на пароход на Плоской улице (билет 15 к.) и плыть на нем до. конечной пристани «Череха». От нее минут 5 ходу до перевозу через Череху. Лодочник может доставить прямо к монастырю (плата 5-10 коп). Обратно придется идти пешком-около 20 минут по хорошей дороге (лугом) до того же перевозу. Плата за перевоз по желанию (около 2-5 коп.).