Суббота, 23.11.2024, 11:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

Псковские хроники № 13 (32) 2001

Псковские хроники № 13 (32) 2001

Псковские хроники № 13 (32) 2001

О ЧЕМ ПИСАЛИ ПСКОВСКИЕ ГАЗЕТЫ

ЭСТОНСКИЙ ВЕЧЕР В ПСКОВЕ

Псков недаром прозван космополитическим городом. На незначительное число населения около 20 ? 25 тысяч коренных русских жителей приходится немало других национальностей: поляков, немцев, эстов и латышей, которые, живя в самых дружественных друг с другом отношениях и образуя с коренным русским населением одну общую семью горожан «псковичей», стараются по возможности не забывать совершенно и чисто личные или индивидуально-национальные интересы.

Чуждые каких бы то ни было антирусских политических стремлений, представитель других наций проявляют свои национальные идеи на мирной почве благотворительности в пользу бедных своей колонии. В таких размерах узконациональные интересы могут только вызывать сочувствие и симпатии всего общества, без содействия которого немыслимо осуществление интересов отдельных колоний.

Взаимное доверие, уважение и взаимная помощь ? вот те отличительные свойства, которые издавна были присущи населению Пскова и которые приобрели последнему космополитического в лучшем смысле слова. Доказательством могут служить все устраиваемые в течение года благотворительные вечера,базары, концерты в пользу бедных той или иной колонии, на которые собираются немало представителей других национальностей.

Таков был и вечер, устроенный во вторник, 23 января, местной эстонской колонией. Хотя большинство присутствовавших почти вовсе незнакомо с эстонским языком, тем не менее все оказались довольны как спектаклем, так, в особенности, и вокальной частью программы, представлявших массу не лишенных поэзии и глубокого музыкального смысла национальных песен, исполненных исключительно эстонским любительским хором. Вообще вечер прошел очень оживленно и, как мы слышали, дал прекрасный сбор.

Псковский городской листок, 1896, N58

ОБ ОТСУТСТВИИ ПОРЯДКА

Тротуары улиц, расположенных в Центре города, нельзя жаловаться, посыпаны песком, даже усыпан им тротуар полицейского дома. Зато на больших улицах окраин тротуары очищаются очень плохо, так, например, в части Петропавловской улицы, где находятся дома городского головы и госпожи Баскевич. У гостиного и у шелкового ряда любители всегда могут найти кучи мусора и грязи. Может быть, последние предназначены для отвоза на реку Великую, эту добрую, все на себя принимающую реку?

«Псковский городской листок», 1896, № 5

НОВОЕ ОБЩЕСТВО

Во вторник, 5 ноября, в зале «семейного кружка» происходило первое общее собрание только что утвержденного псковского велосипедного общества. В этом собрании были произведены выборы «должностных» лиц общества.

Председателем и вице-председателем общества единогласно избраны И. Н. Новосильцев и Р. А. Прейс, казначеем В. С. Седельщиков, секретарем В. М. Кацнельсон, распорядителем П. А. Адамович и врачом Э. А. Пихлау.

«Псковский городской листок», 1896, № 85

ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД В ДОМЕ ТРУДОЛЮБИЯ

Служащие в Псковском уездном земстве, почитая память Н. Ф. Фан-дер-Флита* в 9-ый день его кончины, 6 декабря, устроили поминальный обед в Доме трудолюбия на 100 человек бедным людям.

«Псковский городской листок», 1896, № 93

*Николай Федорович Фан-дер-Флит (1840-1896) благотворитель, земский деятель. С его именем связано строительство здания промышленно-художественной школы (ныне картинная галерея Псковского музея заповедника). Подробнее о нем см.: Н. Ф. Левин. «Н. Ф. Фан-дер-Фпит»//Вестник Псковского Вольного университета, т. 2, Псков, 1995.

Подготовила Т. МЕДНИКОВА, старший научный сотрудник музея-заповедника

ВОЕННЫЕ МАНЕВРЫ В ОКРЕСТНОСТЯХ ПСКОВА

Псков. 28-го сентября в 10 часов утра жители Пскова и его окрестностей были приятно развлечены происходившими около города маневрами, в коих участвовали 2-й батальон Екатеринославского Гренадерского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полка, три роты 3-го батальона Гренадерского Принца Евгения Виртембергского полка, занимавшего караулы в городе, сводный батальон бессрочно ? отпускных, собранных в Пскове, Псковский внутренний гарнизонный батальон и жандармская команда. Все эти войска были разделены на два отряда, из коих один шедший от станции Крестов должен был стараться взять Псков; другой, расположенный у Сергиевских ворот, имея свой авангард в Полковых штабах на шоссе, защищал город. Эта мнимая борьба продолжалась два часа. При равенстве почти сил успех приобретался умением пользоваться местностью и движениями стратегическими. Авангард, обойденный с правой стороны, должен был отступить после упорной защиты, неприятель же, взяв на руку, пошел быстро в колоннах к атаке, но был остановлен вылазкою Псковского гарнизона и атакою кавалерии, стрелки рассыпались и опять завязалась перестрелка; вскоре, однако,псковский отряд начал отступать, а неприятель напирал сильно. Когда же он приближаясь к городу, построился в колоннах к атаке и с музыкою и барабанным боем начал идти на штурм, то был встречен и остановлен батальонным огнем развернутого фронта защищавших город и отделенный рвом от атакованных должен был деплоировать и отвечать также беглою перестрелкою на упорную встречу защитников Пскова. Тут отбой возвестил окончание маневра, и все войска на площадке перед городскою стеною построились в общую парадную колонну и, пройдя церемониальным маршем, весело разошлись по квартирам. Время благоприятствовало маневрам. Шоссе и окрестности были наполнены экипажами с дамами и всех сословий зрителями, которые верхами и пешком пестрелись на всем пространстве от штабов до города, а древние стены Пскова, крыши окрестных строений и вновь строящееся здание Арестантской Роты и Полковые штабы были сверху донизу наполнены любопытными и народом, который толпами оставлял город и, привлеченный пальбою, спешил насладиться зрелищем, для него необыкновенным.

«Псковские губернские ведомости»,

4 октября 1844 г. Предоставила Е. КИСЕЛЕВА, Псковская областная научная библиотека.

О ТЕАТРЕ

Прибывшая труппа российских актеров под управлением г. Потоцкого в город Псков, честь имеет объявить почтеннейшей публике, что с 3-го числа декабря начнет представления в доме Дипнера, на Сергиевской улице.

«Псковские губернские ведомости», 29 ноября 1839 г.

О КОНЦЕРТЕ

В позапрошлом номере нашей газеты помещено было известие о концерте г. Абрамовича. Он был 14 декабря. Вот что пишет об нем неизвестный нам меломан.

С большим удовольствием прочитал я в Прибавлении к N 50-му Псковских губернских ведомостей, что г. Абрамович решился дать концерт. Наконец я опять услышу хорошую музыку, ? наконец прекрасная поэзия Герца, Гензельта, Лафона, Дрейшока и других пробудит мою уснувшую душу, ? думал я и с нетерпением ждал 14 декабря.

Зал гимназии, в котором назначили концерт, был почти пуст, когда я вошел в него. Медленно собирались любители музыки и едва ли было 100 человек, когда концерт заиграл прекрасную увертюру из Дампы. Это меня удивило. Неужели в Пскове так мало любят музыку? Так мало ценят ее?..

Гензельта Poeme damour сыграна была хорошо, вариаций из концертов из Fra Diavolo шел также прекрасно; но особенно меня восхищали Standchen и Erlkonig ? Листа и La clochette Дрейшока. В этих пиэсах концертист забыл публику, забыл все окружавшее его, забыл даже себя, ? он был весь музыка, -и к чести его должно сказать; он выполнил эти пиэсы превосходно. Проворство, ловкость, отчетливость в игре доведены у г. Абрамовича до высокой степени. Весьма желательно, чтобы он чаще доставлял такое удовольствие, чаще давал бы концерты. Г. Ковалевский также играл очень хорошо, особенно

Амфион Меломанов. «Псковские губернские ведомости», 2 января 1842 г.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Танцевальный учитель Игнатий Осипович Добровольский, дающий уроки танцования в пансионе Псковской губернской гимназии, извещает, что с 24 декабря 1842 года он назначает в своей квартире в доме Дипнера танцкласс, вход в который для желающих учиться этому искусству будет иметь каждое воскресенье. Г. Добровольский принимает также на себя обучение детей в частных домах и пансионах. ? Живущих же вне города Пскова и желающих пользоваться уроками танцования, он покорнейше просит адресоваться к нему после святой недели.

О числе, времени уроков и прочих условиях можно узнать от самого в доме Дипнера в квартире N 7.

«Псковские губернские ведомости», 23 декабря 1842 г.

Предоставила Е. КИСЕЛЕВА, Псковская областная научная библиотека.

НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ В XX ВЕКЕ

По материалам архива Псково-Печерского монастыря, Центра хранения современной документации и Государственного архива Российской Федерации

История Псково-Печерского монастыря в 60 ? 70-е г.г.ХХ столетия неразрывно связана с именем наместника игумена, а с 1960-го г. архимандрита, Алипия (Воронова) (15/28.07.1914 ? 12.03.1975). Художник-реставратор, метростроевец, фронтовик Иван Михайлович Воронов с 1950-го г. посвятил себя служению Богу в Троице-Сергиевой Лавре. При монашеском постриге он был наречен Алипием (Беспечальным) в честь преподобного Алипия, иконописца Киево-Печерского. Возрожденные святыни Лавры ? Троицкий, Успенский соборы, Трапезная, церковь Московской Духовной Академии ? хранят в себе частичку труда отца Алипия. Главной святыней, памятником жизни стал для него Псково-Печерский монастырь. Под руководством и при личном участии отца Алипия были возведены заново монастырские стены и башни, отреставрированы храмы обители, открыты древние фрески Успенского собора, организован иконописный класс, возвращены сокровища ризницы. Игумен Апипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря 28 июля 1959 г. До сих пор многие документы, связанные с деятельностью отца Алипия, не были опубликованы. Публикуемые впервые документы, связаны с назначением игумена Апипия наместником монастыря. Эти документы представляют интерес не только для истории Псково-Печерского монастыря, но и раскрывают некоторые стороны взаимоотношений между Московской Патриархией и Советом по делам РПЦ.

Автор выражает свою благодарность наместнику Псково-Печерского монастыря архимандриту Тихону (Секретареву) и хранителю архива монастыря игумену Феодосию (Короткову) за предоставленную возможность ознакомиться с архивными материалами.

Действующий монастырь во времена хрущевских гонений на церковь был бельмом на глазу советского коммунистического руководства. Церковно-государственные отношения начали обостряться уже в 1958 г. Решительное наступление проводилось на монастыри ? хранители православной культуры. Одним из первых ударов были принятые в октябре 1958 г. постановления Совета Министров СССР: «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». Действующие монастыри были лишены материально-технической базы и земельных угодий. Председатель Совета по делам РПЦ Г. Карпов в записке на имя секретаря ЦК КПСС Е. Фурцевой от 12 марта 1959 г. отмечал, что большинство монастырей отказалось от земли из-за высокой ставки налога. «Так, например, по Псково-Печерскому монастырю в РСФСР Совет Министров установил 40 рублей с сотки, и из 26,5 га осталось 4,4 га только внутри двора». Серьезные меры принимались Советом к закрытию монастырей и святых мест. Патриарх Алексий был вынужден согласиться на закрытие 22 монастырей и 7 скитов. Кроме этого, «Совет провел через патриарха ряд мероприятий по монастырям. Предложено на давать никаких дотаций монастырям на строительство без согласования с Советом. И второе ? чтобы прием в монахи был не раньше 30-летнего возраста». О критической ситуации, сложившейся в церкви, Патриарх Алексий говорил председателю Совета Г. Карпову: «Сейчас многие из монастырей на грани распада, т.к. у части монастырей отобраны лучшие земли и оставлены сплошь и рядом малопригодные, а большинство монастырей вообще без земли из-за слишком большого налога на землю, запрещено применение рабочей силы, что сильно ударило по тем монастырям, где большинство составляют престарелые насельники».

Особенно сильно Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС и Совет по делам РПЦ раздражал Псково-Печерский монастырь, официально имеющий статус монастыря-музея, и ею наместник игумен Августин (Судоплатов). В апреле 1959 г. Председатель Совета Г. Карпов выпустил циркулярное письмо, в котором определил недопустимость посещения Псково-Печерского монастыря экскурсантами:

«По имеющимся у нас сведениям, Псково-Печерский монастырь, которому присвоено название «монастырь-музей» и который расположен на территории Псковской области (г. Печоры), большими группами, организованно и систематически, видно еще по традиции, сложившейся в буржуазной Эстонии, посещают экскурсанты ? рабочие, служащие, студенты и прочие граждане, приезжающие из других районов, областей и республик (главным образом Ленинградской, Новгородской, Псковской областей, Эстонской, Латвийской и Литовской союзных республик).

Такое посещение монастырей в целях экскурсии, тем более, когда оно имеет организованный характер, нежелательно. Духовенство и монашество такое явление могут использовать в своих корыстных интересах. Совет предлагает вам о подобного рода фактах довести до сведения советских и партийных органов в области, республике и просить их дать соответствующее указание на прекращение всевозможных экскурсий в Псково-Печерский монастырь».

29 мая 1959 г. секретарь Псковского обкома КПСС Канунников в информационной записке для отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по РСФСР писал: «Парторганизации провели большую работу по выявлению так называемых «святых мест» и причин паломничества к ним. Установлено, что организаторами паломничества, как правило, выступают церковники, кликуши и другие сомнительные лица, использующие «святые места» в целях извлечения у легковерных граждан крупных материальных средств.

Районные комитеты партии приняли серьезные меры по уменьшению и прекращению паломничества к «святым местам». <...> в Печорском районе укреплен состав экскурсоводов в местном краеведческом музее, в городе и близлежащих колхозах прочтены лекции, разоблачающие легенды о «святых пещерах».

Несмотря на усиленное давление, Псково-Печерский монастырь закрыть не решились. Приезд в монастырь из Финляндии Валаамских старцев привлек к нему международное внимание. Наиболее оптимальным вариантом решения проблемы могло быть назначение послушного и управляемого наместника вместо игумена Августина (Судоплатова). Существовавшие настроения и возможность переговоров о смещении игумена Августина косвенным образом подтверждаются письмом протоиерея Николая Фомичева уполномоченному Совета по делам РПЦ по Псковской области А. Лузину, датированным 10 мая 1959 г.:

«Мои желания и стремления, как и я сам, Вам хорошо известны, и потому я обращаюсь к Вам с просьбой. Был бы очень рад и счастлив поработать непосредственно под Вашим руководством <курсив мой ? А.П.> в стенах древней Псково-Печерской обители, если только ее покинет игумен Августин.

Как Вы знаете я вдов, и потому согласен принять постриг и, облачившись во все черное, поработать во славу этой древней обители и нашей Родины. <...>

Я уверен, что Вы плохого мне не пожелаете, а потому я обращаюсь к Вам с просьбой, если это возможно, но только чтобы это было между нами. Таким образом, прошу Вашего ходатайства, и я Вас не посрамлю».

В Московской Патриархии было принято другое решение. Под давлением Совета игумен Августин действительно был определен в Духовную миссию в Иерусалиме. Патриарх Алексий принял только часть условий Совета, и указом от 28 июля 1959 г. наместником Псково-Печерского монастыря был назначен игумен Алипий ? ревностный поборник православия, уже отличившийся во время реставрационных работ в Троице-Сергиевой Лавре. В начале августа игумен Алипий прибыл в Псково-Печерский монастырь и согласно акту от 11 августа 1959 г. принял хозяйство и имущество монастыря от игумена Августина. 21 августа 1959 г. контейнером № 60898 со ст. Загорск на ст. Печоры были отправлены вещи, принадлежащие игумену Алипию: служебные и художественные книги, краски, эскизы для художественных работ, холст.

Совет по делам РПЦ не спешил сдавать свои позиции. 18 августа 1959 г., через семь дней после официального вступления игумена Алипия в должность, уполномоченный Совета по Псковской области А. Лузин направил письмо на имя заместителя председателя Совета П. Г. Чередняка:

«По имеющимся у меня данным по линии патриархии наместником настоятеля намечается игумен Троице-Сергиевской Лавры Олипий <так в документе ? А.П.>, в прошлом художник-реставратор, который является чрезмерно религиозным человеком и, конечно, будет возглавлять реакционную часть монашествующих.

В целях предупреждения я просил бы Вас поддержать перед патриархом кандидатуру Фомичева Николая Васильевича.

О кандидатуре Фомичева я говорил с епископом Иоанном, он не возражал, но перед отъездом в город Берлин заявил мне, что против Фомичева возражает патриарх». К письму А. Лузина прилагалось уже цитированное письмо Николая Фомичева.

После получения этого письма в Москве возобновились усиленные переговоры между представителями Совета и Патриархии. К сожалению, документы об этом нам пока не удалось обнаружить, но наличие самих переговоров и давление Совета на Патриархию неоспоримо. Только этим давлением можно объяснить, что 3 сентября 1959 г. на имя игумена Алипия поступило распоряжение за подписью Управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Никодима:

«Распоряжением Святейшего Патриарха Вы освобождены от должности наместника Псково-Печерского монастыря с возвращением в братство Троице-Сергиевой Лавры. О чем и сообщается Вашему Высокопреподобию».

Игумен Апипий и насельники монастыря не ожидали такого развития событий. Впервые за всю историю монастыря наместник отзывался через несколько дней после назначения. Такое решение можно объяснить только вескими причинами, возникшими в Патриархии под давлением Совета’. 14 сентября 1959 г. собор старцев и братия Псково-Печерского монастыря обратились с рапортом на имя Патриарха Алексия:

«Мы увидели в о. Алипии попечительного отца, мудрого советника в ведении монастырских дел,заботливого труженика о восстановлении монастырских храмов.

Но сейчас мы все крайне встревожены новой вестью, что игумен Алипии от нас отзывается обратно, и эта тревога побудила нас собрать наш Духовный собор старцев.

Мы все припадаем к Вашим стопам с искренней покорнейшей просьбою: оставьте нам вновь назначенного наместника игумена о. Алипия, который являет к нам отеческую любовь, в котором мы увидели мудрого доброго кормчего и который за короткое время пребывания у нас стяжал любовь и уважение всей братии».

Парадоксальностью и исключительностью сложившейся ситуации можно объяснить, что 22 сентября 1959 г. епископ Псковский и Порховский Иоанн, вернувшись из Берлина, подписывает Указ, подтверждающий «резолюцию Святейшего Патриарха Алексия от 28 июля 1959 г. о назначении игумена Алипия наместником Псково-Печерского монастыря». В тот же день, 22 сентября, уполномоченный Совета по Псковской области А. Лузин зарегистрировал игумена Алипия «в качестве наместника настоятеля Псково-Печерского монастыря, находящегося в г. Печоры, с правом совершения в указанном монастыре церковных служб».

Через шесть дней, 28 сентября 1959 г., игумен Алипий по акту передал хозяйство и имущество монастыря членам Духовного совета старцев и возвратился в Троице-Сергиеву Лавру. Вопрос остался открытым, новых распоряжений Московской Патриархии не поступало. Официально Псково-Печерский монастырь оказался без наместника. Патриарх Алексий отлично понимал, что, несмотря ни на что, сдавать позиции было нельзя. В сложившейся ситуации он решил идти ва-банк и отстоять свое решение.

6 октября 1959 г. в Троице-Сергиевой Лавре Святейший Патриарх Алексий подписал указ об утверждении игумена Алипия в должности наместника Псково-Печерской обители. 8 октября 1959 г. игумен Алипий, будучи уже наместником Псково-Печерского монастыря, совершил раннюю литургию в Успенском соборе Лавры в день Сергиевских торжеств. Это была последняя литургия под сенью преподобного Сергия Радонежского, после чего игумен Алипий отправился в Псково-Печерскую обитель, чтобы послужить возрождению древней святыни Северо-Запада Руси.

Андрей ПОНОМАРЕВ, г. Москва

«ВЫ ХУЖЕ БОЛЬШИВИКОВ…»

? Вы хуже большевиков. Вы только прикрываетесь именем Бога, чтобы казаться перед русским народом в облике защитников религии, а действуете так, что будто берете пример с безбожников», ? такие решительные слова были сказаны начальником православной Миссии протоиереем Кириллом Зайцем в адрес оккупационных властей на приеме у немецкого военного коменданта г. Пскова летом 1942 г., когда он выражал протест против использования церкви Казанской Божией Матери под кинозал. ? Если вы не прекратите это богохульство и не передадите Казанскую церковь для богослужения, я брошу Миссию и навсегда уеду из Пскова. На правах победителей вы, высокочтимый господин генерал, можете поступить со мною как вам угодно, но придет время, и все мы ? генералы и рядовые ? предстанем перед Господом Богом ответственными за свои действия.

Беседа о. К. Зайца с комендантом г. Пскова имела продолжительный и нелицеприятный характер. Отметим, что немецкий генерал с достоинством выслушал резкие замечания и постарался успокоить начальника Миссии тем, что он примет все зависящие от него меры, чтобы не только Казанскую, но и другие церкви Пскова передать священнослужителям, и окажет помощь в их ремонте.

О том, что немцы использовали Казанскую церковь под кинозал, мне было известно еще во время войны. Выполняя задания советских разведчиков, оставшихся в тылу врага, мне пришлось не раз посетить оккупированный немцами Псков, бывать у своих родственников, близких знакомых нашей семьи и даже смотреть немецкий кинофильм «Концерт по заявкам». Я знал, что бывший директор Пушкинского заповедника в Михайловском К.В. Афанасьев получал для музея в Казанской церкви г. Пскова антисоветскую, профашистскую литературу, он рассказывал, как в этом храме перед просмотром фильма «Триумф воли» слушал выступления известных и популярных среди немецких солдат киноактрис Ольги Чеховой и Лены Рифеншталь, а затем принимал их у себя в Михайловском.

В 1946-1947 г.г. я учился в партийной школе Пскова, постоянно проживал в общежитии ? доме купца Батова. Одним из любимых и посещаемых мест у псковичей тогда была Казанская церковь. Здесь всегда было многолюдно, люди с теплотой и сердечностью говорили о церковной службе в годы войны, с благодарностью произносили имена многих священников, вспоминали не только об их церковной, но и патриотической деятельности. Среди псковичей даже находились люди, которые уверяли, что видели в Казанской церкви немецкого генерала со свечкой в руке, а после освобождения г. Пскова в Казанскую церковь приходили ставить свечи за погибших на фронте товарищей советские генералы и полковники, в том числе ? первый военный комендант г. Пскова А. С. Гусько, командиры полков, отличившихся в боях за наш город, К. А. Шестак и А. И. Глушков, которым впоследствии было присвоено звание «Почетный гражданин города Пскова».

Когда свои личные воспоминания я старался закрепить в беседах с известными мне старожилами, то твердых, убедительных подтверждений, на которые мог бы опереться, не нашел. Из-за чего изрядно подрасстроился, затем поуспокоился: ведь с начала войны прошло 60 лет, наша память несовершенна, многое забылось. И я стал упорно искать нужные сведения в архивных материалах, в свидетельских показаниях, памятуя, что бумага, составленная в годы войны, более точна и правдива,чем впечатление,изложенное в 2001 г.

И вот теперь, после утомительных поисков, я могу сослаться на документальные материалы. В собственноручных показаниях, написанных в конце 1944 г, о работе переводчиком в управлении псковской православной Миссии Г. Радецкий (заметим, что священник Георгий Иванович Радецкий и ныне здравствует в г. Вильнюсе) перечисляет те вопросы, по которым он посещал немецкую военную комендатуру г. Пскова: «Я ходил с начальником Миссии протоиереем К. Зайцем и священником И. Легким в военную комендатуру еще и для решения такого вопроса. Немцы заняли под кинозал Казанскую церковь в г. Пскове. Миссией по этому поводу был подан протест. К. Зайц говорил, что это небывалая вещь, чтобы в храме устроить кино. В комендатуре немцев такое заявление смутило.

Но они свои действия оправдывали тем, что у народа нет других увеселительных и развлекательных возможностей, других подходящих помещений нет. В этом факте комендант ничего плохого и богохульного не видит, если русский народ посмотрит в храме какой-либо культурный фильм. Отец Кирилл Зайц ответил: «Тогда нечего смеяться над большевиками, когда они это делают, а вы в этом случае хуже большевиков». Также К. Зайц заявил, что, если эти безобразия не прекратятся, он уедет из Миссии из Пскова. Об этом случае было сообщено митрополиту Сергию, который в Риге предпринял соответствующие шаги. Результат был, что для кино и театра построили новое помещение, а церковь была передана Миссии».

На суде в январе 1945 г. о. Кирилл Зайц показал: «...первое время немцы производили впечатление, что они являются друзьями русского народа, они распустили колхозы, раздали крестьянам в единоличное пользование землю, но потом фашисты, гитлеровцы показали себя, что это зверье В начале они завуалировали свое истинное лицо, и мы были затуманены ими. Моя практическая деятельность как начальника Миссии выразилась в том,что я разъезжал по епархии, был в 1942 г. на Хохловой Горке (Порховский р-н), собрал молодежь и провел здесь религиозную беседу. Затем я выезжал на открытие Никандровой Пустыни, где был устроен крестный ход. На этом торжестве было народу не менее 10 000 человек. Когда я выезжал в районы, сотрудников СД со мною не было, я выезжал один или с певцом, или с псаломщиком...».

В ряду уже приведенных свидетельств весьма характерна заметка «Жизнь православной Миссии», опубликованная без подписи в ноябрьском 1943 г. номере журнала «Православный христианин». В ней, в частности, говорится: «Несмотря на близость фронта, на грохот орудий, верующие в освобожденных от большевиков областях спешно затягивают раны, нанесенные Церкви коммунистами. Казанский храм в городе Пскове был превращен при Советской власти (подчеркнуто мною) в кино. Текущим летом началось его восстановление. 2/9 состоялось торжество поднятия Креста. 3/9 была торжественно перенесена чудотворная икона Казанской Божией Матери из Дмитриевской церкви во вновь отремонтированную Казанскую. Жители Пскова глубоко почитают этот образ именно как чудотворный. В крестном ходе, как обычно, участвовало очень много народа.

После перенесения иконы было совершено торжественное всенощное бдение при пении объединенных хоров. На следующий день, 4 сентября, была совершена торжественная литургия.

31 октября было совершено полное освящение теплого придела Варлаамовской церкви г. Пскова во имя святого Николая Чудотворца...».

Как бы в продолжение этой заметки сошлемся на докладную православной Миссии в Псковское городское управление. В ней указывается, что «в декабре 1943 г. церковная жизнь в г. Пскове протекала нормальным порядком... в городе находились следующие священники: 1. Начальник Миссии протопресвитер Кирилл Зайц исполнял священнические обязанности при Казанской церкви...». И далее в записке называется еще 8 церквей и имена их настоятелей.

Отметим, что, когда летом 1942 г. о. К. Зайц заявлял решительные протесты против занятия оккупантами Казанской церкви под кинозал, в Пскове действовало три церкви. В статье «Возрождается религия, возрождается народ», которая была подготовлена сотрудником расквартированной в Пскове пропагандистской роты 18-й немецкой армии подполковником Герном, опубликованной 30 мая 1942 г. в «Псковском вестнике», отмечается, что «в городе сейчас происходит богослужение в трех церквях: в Дмитриевской, Варламиевской (так в тексте) и в Кафедральном Троицком соборе».

Хочу привести еще один архивный документ, ценность которого состоит в том, что в нем изложены показания священника П.И. Жаркова, уже отбывшего 10-летний срок лагерей и вновь допрошенного спустя 20 лет после начала войны ? 28 июня 1961 г.. Для меня этот документ важен и тем, что Петра Ивановича Жаркова я знал лично и несколько раз с ним имел разговор о деятельности православной Миссии, а также был очевидцем протокольной записи его показаний.

? Когда началась война, ? говорит священник П. И. Жарков, отвечая на вопрос сотрудника госбезопасности, ? я служил священником в церкви г. Саблино Ленинградской области и одновременно работал фельдшером в железнодорожной больнице. В апреле 1943 г. я был переведен в г. Псков немецким комендантом, который считал меня неблагонадежным. В Пскове я поступил в распоряжение Православной Миссии и ею был назначен священником в Бутырскую Успенскую церковь, где прослужил около одного года. Когда на Псков наступала Красная Армия,члены Православной Миссии отступили с немцами, предлагали уезжать и мне, однако я убежал в лес. С приходом Советской Армии я явился к коменданту г. Пскова, и он мне разрешил служить в Казанской церкви, где я прослужил три месяца и был арестован 31 октября 1944 г.

Вопрос: Расскажите, чем занималась псковская Православная Миссия в годы войны?

Ответ: В задачу Миссии входило удовлетворение религиозных потребностей населения. Однако в своей практической работе псковская Православная Миссия, помимо чисто духовной работы, занималась и политической работой... В силу оккупационного режима находящиеся на приходах священники, желали они или нет, вынуждены были в своих проповедях и молитвах порой восхвалять немцев...».

Как складывалась дальнейшая, послевоенная судьба Казанской церкви, свидетельствуют отчеты уполномоченного по делам религии Псковского облисполкома. «Молодой священник Казанской церкви г. Пскова М. М. Елагин, ? говорится в отчете уполномоченного за 1955 г., ? сгруппировал вокруг себя «базарных кликуш», возглавляющихся «слепым» Гришей Геровым, который является чтецом и певчим Казанской церкви. Священник Елагин всегда в гуще людей, постоянно посещает «святые места». Хорошо знает церковное богослужение, ездит служить на место бывшего Крыпецкого монастыря, «нашли могилу» святого Корнилия, на Мироносицком кладбище соорудили могилу «Василия Блаженного». Священник М. Елагин, используя патриотические чувства псковичей, служит на могилах бывших партизан, выдает себя за знатока Псковского края...».

Последняя отчетная запись о Казанской церкви, сделанная уполномоченным по делам религии в 1960 г., гласит: «Закрытая Казанская церковь в г. Пскове являлась одной из активных церквей в Псковской области. В ней служили 3 штатных священника и дьякон. Доходность церкви была самой высокой, в 1959 г. она составила 414509 рублей». По рассказам очевидцев, в 1961 г. Казанская церковь была охвачена пожаром, а вскоре полностью разрушена с помощью бульдозера. Сейчас, будто на страже, защищая место, на котором когда-то стояла Казанская церковь в городе Пскове, стоит свечной ларек, а вокруг, как и в былые времена, суетится, торгует, играет уже другая жизнь.

Вот и все. Или почти все. Мне, человеку молчаливому и замкнутому, с чувством усталости, с трудом далась эта грустная статейка, писал я ее без особого желания, в сопротивлении с собой. Завершить ее хотелось бы строчками из стихотворения Тамары Шмелинг, напечатанного в майском 1944 года журнале «Православный христианин», который полностью посвящен похоронам убиенного митрополита Сергия (Воскресенского):

Я не забуду о войне и смерти,

Но петь я стану о любви и жизни,

О дорогой, единственной Отчизне,

В которую я не могу не верить.

Как внятен мне твой тяжкий бред, Россия,

Как мне знаком твоей обиды трепет,

Твоих грехов безумные стихии,

Твоих молитв непостижимый лепет.

Ты не умрешь...

Ты выпьешь эту муку,

Которой равной мир еще не видел,

И, улыбаясь, вновь протянешь руку

Всем, кто тебя и знал, и ненавидел.

Георгий БАКУСОВ

К 60-ЛЕТИЮ ПСКОВСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ

Канун праздника Преображения (18 августа) этого года был отмечен особым юбилеем в истории земли Псковской и особенно ее церковной истории. 18 августа 1941 г. после долгого перерыва в кафедральном Свято-Троицком соборе города Пскова было совершено первое богослужение. Вечером того же дня из Риги прибыли православные миссионеры-священники и миряне (15 человек). Часть из них образовали управление «Православной Миссии в освобожденных областях России» (таково официальное название, «освобождение» подразумевалось от власти коммунистического режима), а другие разъехались по городам и селам нынешних Псковской, Новгородской, Ленинградской областей. Везде миссионеры встречали невиданный доселе духовный подъем среди населения, который объясним тем, что вера в Советской России не иссякла и при благоприятных условиях проявила себя с такой силой. Подробнее о деятельности Псковской Православной Миссии уже не раз рассказывалось в городской прессе. Наилучшим из написанного в юбилейный год оказалась публикация, подготовленная к печати М. Ф. Яковлевой, ? «Псковское содружество молодежи при Миссии». Ее автором является Ростислав Владимирович Полчанинов, преподававший в 1943 г. в церковной школе при Миссии Закон Божий, историю и проводивший среди псковской молодежи христианскую просветительскую работу. Ныне Р. Полчанинов проживает в США. Благодаря его усилиям, в январе сего года вышел в свет юбилейный номер журнала «Православная жизнь» № 1,2001 год (приложение к журналу «Православная Русь»), целиком посвященный шестидесятилетию основания Псковской Православной Миссии. Помимо вышеупомянутой статьи здесь читатели могут найти мемуары протоиерея, Георгия Тайлова -старейшего священника Латвийской православной церкви, также члена Псковской Миссии. Отец Георгий с осени 1941 г. служил в храме села Печани, а летом 1943 г. переехал в Пушкинские Горы (с июня 1943 г. отец Георгий Тайлов был назначен благочинным Пушкиногорского округа). Воспоминания живого очевидца тех уже далеких и трудных лет ценны не только для церковных историков, но и для тех, кто любит и знает историю родного края. Автор пишет и о налаживании церковной жизни, и о жизни его паствы в условиях оккупации, об отношениях с немцами, с партизанскими отрядами, с гражданскими властями. Можно почерпнуть сведения и о состоянии церкви на Псковщине накануне Великой Отечественной войны. Картину этого безрадостного прошлого отец Георгий составил по рассказам своих прихожан и тех единичных священнослужителей, уцелевших в советское время.

В публикации приводится весьма подробная библиография (свыше пятидесяти наименований), включающая в себя статьи, монографии и воспоминания на тему Псковской Православной Миссии. Работы эти выходили и зарубежом, и в России.

Первая по хронологии датируется 1942 г., последняя 2000 г. Это сокровище для исследователей церковной истории времен оккупации собрал и теперь щедро им поделился все тот же Р. Полчанинов. Нельзя не упомянуть еще две значительные работы, явившиеся вкладом в разработку полной истории Псковской Миссии накануне ее шестидесятилетия. Первая ? книга «Кровью убеленные», составленная из двух частей. Обе половинки прекрасно дополняют друг друга и хорошо сочетаются в одном издании. Их авторы ? священник А. Голиков и церковный историк С. Фомин. Особенно ценна часть книги, написанная отцом Андреем и представляющая собой «Мартиролог мучеников и исповедников Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955 гг.)». Большая часть священнослужителей и мирян, чьи биографии описаны в Мартирологе, в той или иной степени были причастны к деятельности Псковской Миссии. Несомненным достоинством является то, что автор, собирая материал для жизнеописания мучеников-исповедников, использовал как архивные документы, так и свидетельства родственников и сослуживцев псковских миссионеров. Особую живость Мартирологу придает изрядное количество фотоматериалов. Другая книга ? «Преображение России» -вышла из-под пера профессора Нижегородского университета А. А. Корнилова. Свое исследование он посвятил религиозному возрождению на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны, причем одна из глав описывает духовный всплеск в областях, окормляемых Псковской Православной Миссией. Здесь Корнилов затрагивает весьма серьезную и болезненную тему канонической принадлежности церковных образований на оккупированной территории. Однако, основное повествование профессор Корнилов посвятил описанию деятельности Псковской Миссии и признаков духовного возрождения в русском народе. Примечательно, что главной источниковой базой исследования являются материалы псковской газеты «За Родину», выходившей в период оккупации. Цитаты и факты из этого периодического и здания, комментируемые автором, и составляют главу о Псковской Миссии, в чем одновременно можно разглядеть как достоинство, так и неполноту работы. В завершении хотелось бы назвать имена тех, кто не жалея сил и самой жизни, поднимал церковь из руин, кто апостольским подвигом стяжал славу небесную и,... поношение, лагеря и вечную чужбину здесь на земле.

На июнь 1943 года в Управление Псковской Православной Миссии входили:

Протопресвитер Кирилл Зайц ? начальник Миссии/с декабря 1941 г./.

Протоиерей Николай Шенрок ? старший ревизор.

Священник Ливерий Воронов-младший ревизор.

Священник Георгий Бенигсен ? начальник «стола по распространению христианской культуры среди молодежи».

Перминов Андрей ? секретарь

Оболнев Иван ? начальник хозяйственного стола /отдела/

Кравченок Константин ? помощник начальника стола.

Радецкий Георгий ? переводчик.

В декабре 1943 года в Пскове служили:

Священник Николай Жунда ? настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора.

Священник Алексей Ионов ? настоятель Варлаамовской церкви.

Протоиерей Федор Михайлов ? настоятель и Андрей Кузьмин ? второй священник Дмитриевской церкви.

Протоиерей Николай Шенрок ? настоятель и протоиерей Михаил Гривский ? второй священник и регент Алексеевской церкви.

Протоиерей Петр Жарков ? настоятель Успенской Бутырской церкви.

Протопресвитер Кирилл Зайц ? и. о. настоятеля Казанской церкви.

Священник Владимир Толстоухов ? настоятель Михайло-Архангельской церкви.

Священники Псковского благочиния:

Священник Вознесенский Василий (Писковичи).

Священник Вознесенским Иван (Елизарово).

Протоиерей Гривский Михаил (Любятово).

Священник Донцов Сергей (Верхолино).

Священник Корлсклй Михаил (Выбуты).

Священник Назаретский Алексий (Знахлицы).

Священник Оглоблин Иван (Русски).

Протоиерей Царийский Стебан (Саввина пустынь).

Священник Смирнов Михаил (Торошино).

Священник Федоров Александр (Камно-Кривовичи).

Благочинные Псковской Православной Миссии.

Священник Георгий Бенигсен ? заместитель Гдовского и Псковского благочинного с 1 мая по июнь 1943г.

Протоиерей Николай Быстряков ? благочинный Гатчинского и Сиверского района с июля 1942г.

Священник Николай Жунда ? благочинный Псковского округа с июня 1942 по апрель 1943 г; Островского района с июля 1943 по январь 1944 г.

Протоиерей Николай Заболоцкий ? благочинный Лужского района с сентября 1942 г. по апрель 1943 г.

Священник Алексей Ионов ? благочинный Островского района с июня 1942 по май 1943 г.; Гдовского района с июня 1943 по февраль 1944 г..

Священник Иоанн Легкий ? благочинный Гдовского района с июня 1942 по апрель 1943 г.

Священник Николай Миронович ? благочинный Порховского района с апреля 1943 по август 1943 г., по Островскому району с февраля 1943 по февраль 1944 г.

Протоиерей Федор Михайлов ? благочинный по Псковскому району с августа 1943 по февраль 1944г.

Священник Яков Начис ? благочинный Лужского района с мая 1943г., по Порховскому району ? с августа 1943 по ноябрь 1943 г.

Протоиерей Василий Николаевский ? благочинный Новгородского округа с февраля 1943 г.

Протоиерей Михаил Образцов ? благочинный Лужского района с августа 1943 г.

Священник Василий Рушанов ? благочинный Порхово-Дновского округа с июля 1942 по март 1943 г.

Священник Георгий Тайлов ? заместитель благочинного Островского района с апреля 1943 г.; с июня 1943 г. ? благочинный Пушкиногорского округа.

Священник Владимир Толстоухов ? помощник Островского благочинного с декабря 1942; с апреля 1943 г. ? благочинный Порхово-Дновского района.

Протоиерей Павел Студентов ? благочинный Порховского округа с ноября 1943 г.

Протоиерей Сергий Василевский ? благочинный Дновского округа с ноября 1943 г.

К. ОБОЗНЫЙ

ГОЛУБЦЫ И БОЖНИЦЫ

Среди памятников культового зодчества, помимо соборов, церквей, особое место занимают часовни ? небольшие храмы без алтаря, с иконами и лампадой, где можно служить только часы (не литургию). Существует большое разнообразие этих миниатюрных сооружений. Первично формой храмового зодчества на Руси была «древяна-клетцка», т.е. обыкновенная бревенчатая изба, крытая на два ската, с крестом на «князьке». Писатель Н. С. Лесков описал в 1906 г. такой тип часовни, увиденный им в Выговском крае, где проживали старообрядцы Поморского согласия. «Часовня представляет собой самую обыкновенную избу, ? пишет он, ? связанную из двух клетей. У одной клети, под шатровым покрытием висит колокол ? это колокольня. На противоположном конце избы, над второй клетью, возвышается покрытие бочкою. В этой части избы происходит богослужение... Такие часовенки сохранились здесь с очень отдаленных времен».

На полях псковского церковного устава XII в. и на псковских керамических памятных плитах XVI в. встречаются изображения восьмигранных столпообразных часовен, завершающихся шатрами с главками. Церковные власти, начиная с патриарха Никона, запретили возводить шатровые храмы. Распространенными стали храмы «в византийском стиле». В этого времени известны часовни, завершающиеся луковичной главкой, шпильком или фонариком.

Среди многообразия видов часовен выделяются часовни-голубцы (голбцы). Название голубец по В. Далю -от слова голубь, а голбец (голбчик, гобец) ? слово скандинавское. Но эти названия произносят одно вместо другого. Голубцом называется могильный памятник в виде сруба с крышей.

В синодальный период голубцы были официально запрещены и сохранились в основном на старообрядческих кладбищах. Знаменитый старообрядческий писатель и начетчик М. П. Мельников так описал голубец в Нижегородской губернии: «Могильный памятник, состоящий из деревянного сруба с кровлей на два ската и с крестом на ее середине». Голубцы ставились также в виде памятника, на распутьях или над престолом бывшей церкви. П. П. Покрышкин описал и сфотографировал в 1907 г. увиденный им голубец в Озерском погосте (ныне ? деревня Озеры Псковской области). В 1843 г. в озерском погосте была разобрана за ветхостью церковь Рождества Христова, а на ее месте поставили часовню-голубец. «От построенной в 168 7 г. деревянной церкви, ? пишет П. П. Покрышкин, ? остается один лишь надалтарный срубик, «голубец», как называют его местные жители, с железной флюгаркой, на которой вырезан кентавр-стрелец». В настоящее время этот голубец утрачен и на его места стоит деревянный крест.

Голубцом (голбцом) особенно называют деревянный резной крест или столбик на могиле с двумя причелинами, т.е. досками наподобие двухскатной крыши. По письменным источникам, такие намогильные голбцы ставили на Руси еще в до-монгольский период.Голбец является условным подобием часовни. В нем делалась небольшого размера ниша, в которую помещали литую медную икону или складень или писаную икону. На Выге в среднекрестие вставляли не медную икону, а намогильник ? резную деревянную доску с голгофским крестом и орудиями страстей Христовых, с большим количеством титл. Такие часовенки-голбцы еще сохранялись в начале XX в. на заброшенном кладбище, разоренного и закрытого в 1857 г., старообрядческого Выгорецкого монастыря в Олонецкой губернии.

В 1998 г. по инициативе о. Олега Тэора возле церкви Александра Невского в Пскове, настоятелем которой он является, была поставлена часовня-голубец на «столбиках» во имя иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Ее поставили в память о временной деревянной часовне, сооруженной и разобранной в 1995 г., когда завершалась реставрация Александро-Невской церкви, и работы производились внутри храма. Часовня-голубец на «столбиках» находится также в Стругокрасненском районе, возле могилы псковского пустонножителя иеромонаха Мардария. По пути к его могиле можно видеть еще два голубца. Первый голубец на «столбиках» находится возле Кочерцкого кладбища. Второй голубец представляет собой столбики с полочкой наверху, где стоят иконки, увенчанные крестом.

В «Толковом словаре» В. Даля описывается другое культовое сооружение малой формы ? божница (божничка). Божницей В. Даль называет часовню, сооружаемую над алтарем сломанной церкви, на месте по чему-либо особо чтимом: над родником, либо на месте, где стоит кружка для подаяния, или же на распутье для освящения нечистого. В другом значении, более известном, божница ? это стекольчатый шкаф или поставец разной величины и вида, во всю стену, половинчатый либо малый, на полочке для икон, образов. Божницей также называют только полочку или угольник, потому что народ не подвешивает образов, а ставит их. На божнице хранится и святая вода, освященная верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие. Например, в доме семьи старообрядцев-поморцев П. И. и Д. Е. Ильиных в деревне Горушка Стругокрасненского района божница представляла собой полуоткрытый шкафчик-полку. В верхней открытой части стояли иконы, складень, верба, лежало пасхальное яйцо. В нижней части ? закрывающейся полки ? хранились богослужебные книги, лестовки, подручники (молитвенные коврики), свечи. Рядом висел киот ? застекленная рама-шкафчик, где находилась икона Господа Вседержителя. Перед божницей висела лампада. Божницы являлись домашними иконостасами, перед которыми верующие могли ежедневно молиться Богу.

Алексей ЕФИМОВ.

© Стерх, 2001.

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: Виктор (22.07.2016)
Просмотров: 598 | Теги: Хроники, губернатор, документы, имена, москва, город, монастырь, батальон, общество, патриархат | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Советы для женщин]
Лечение рака груди в Германии (0)
[Советы автомобилистам]
Что такое транспондер и какие они бывают. (0)
[Строительство и ремонт]
Разновидности и характеристики ламината (0)
[Советы автомобилистам]
Покупайте летние шины и литые диски в Санкт-Петербурге в гипермаркетах «Колесо» и на официальном сайте интернет-магазина (0)
[Полезные советы]
Частые поломки электроплит: причины и способы решения (0)
[Вредные привычки]
Преимущества Торпедо вшивания в клинике Детокс в городе Москве (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества выбора и покупки чердачной лестницы на сайте интернет-магазина ru-complect.ru (0)
[Полезные советы]
Накрутка лайков Вконтакте от сайта VIEWS.SU (0)
[Полезные советы]
Где заказывают накрутку подписчиков во "ВКонтакте"? (0)
[Строительство и ремонт]
Основные требования, выдвигаемые для пожарных водопроводов (0)
[Полезные советы]
Как быстро стать популярным на платформе Likee (0)
[Бизнес и финансы]
Средства виртуализации рабочих мест vdi от лучшего решения Termidesk (0)
[Компьютерная безопасность]
Русская ОС Astra Linux 1.8 развивается и крепнет (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества дома из клееного бруса (0)
[Отдых в России]
Для незабываемой встречи с проституткой в Москве посетите сайт moskva-kiski.com (0)
[Полезные советы]
Как выбрать адвоката для помощи в суде: особенности и важные нюансы (0)
[Здоровье]
Для излечения варикозного расширения вен в Москве обращайтесь в Центр флебологии (0)
[Строительство и ремонт]
Покупайте нерудные материалы в компании ТК АЛГОРИТМ на её официальном сайте algnm.ru (0)
[Отдых в России]
Чем интересно Еврейское кладбище в Санкт-Петербурге (0)
[Товары для дома]
Ультрасовременные ванные (0)
 


Самые читаемые статьи

Cекрет успеха Ларисы Долиной (0)
Псориаз - лечение и профилактика (2)
Кислый помощник (0)
Карманные календарики серии пин-ап (1)
Какие существуют классы парапланов? (0)
СИЛЬНЕЕ ПРИВОРОТА (0)
Где найти статистику чемпионатов мира по футболу? (0)
Кто кого изучает? (0)
Какие автомобили выпускает ТагАЗ? (0)
Словарь автомобильных терминов и сокращений (0)
Комплекс упражнений: (0)
НЛО и аномалии на карте Google (0)
ВСЯ ЖИЗНЬ – ИГРА (0)
Я ИДЕАЛ (0)
Хорошая фигура к следующей среде. (0)
Рецепты с гербами и вензелями (0)
История туризма и экскурсионной деятельности в России (0)
Mitsubishi Pajero 3.0i (0)
Volkswagen Passat 1.8 5V Turbo (0)
Люди в черном (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024