Музыкальная школа имени Кенеля сделала очередной шаг вперед, и даже не шаг, а целый рывок, взяв штурмом два престижных конкурса в столице соседнего края.
Прошедший с 2 по 5 апреля Красноярский межрегиональный фестиваль-конкурс ансамблевой и оркестровой музыки присудил I место школьному оркестру народных инструментов и ансамблю "Экспромт", III место – фортепианному дуэту, ансамблям "Радость" (где играют хакасские народные инструменты) и "Поющие скрипки", звания дипломантов – виолончелистам из коллектива "Гармония". Месяцем позже, с 24 по 30 апреля, праздником для наших музыкантов завершился IX Красноярский международный музыкально-театральный фестиваль-конкурс "Надежда-2011". Девятилетний пианист Мурад Гаджиев стал победителем этого конкурса. Его старшая "коллега" Любовь Неволина и домристка Анастасия Ивченко заняли третьи места, а виртуозы гитары, скрипки и фортепиано получили почетные дипломы.
Чем ыых – не волынка?
Ансамбль "Радость" (по-хакасски "Орiнiс") не в первый раз "балуют" на конкурсах. Упоминаемый в "ШАНСЕ" республиканский конкурс "Бронзовый Манок" присуждал ему первое место, конкурс "Зимние звоны" не поскупился на гран-при, а известные нашим читателям доценты Новосибирской консерватории – Романов и Кугаевский – отвели им первую ступень конкурса ансамблевой музыки в Новокузнецке.
В Красноярске несущие "Радость" музыканты состязались с 16 ансамблями, которые, по большей части, представляли русские народники. Впрочем, хакасские инструменты ничуть не уступали популярным жалейкам и домрам (внешне, кстати, очень похожим на хомыс), исполняя и национальную музыку, и классику, и шведский народный танец, имитируя волынку хакасским ыыхом. Не зря экзотичный номер "Орiнiс" был включен в гала-концерт, на котором, как правило, играют победители. Руководитель ансамбля Мария Сартыкова рассказала, что кроме фольклорных песен, записанных Кенелем, в репертуаре ансамбля есть переложения композиций местных авторов – Александра Саможикова, Владислава Кученова, Георгия Челборакова и Татьяны Шалгиновой, но с грустью констатировала, что специально для ансамбля песен пока никто не пишет. Хотя...
То ли еще будет! Представляющая "Радость" хомысистка Айсили Майнагашева призналась "ШАНСУ", что не прочь создать и собственную хакасскую группу – вроде этно-рок коллектива "Irenek khan", делающего акцент именно на авторские композиции:
Мне хочется посвятить свою жизнь музыке, продолжая вместе с тем национальные традиции предков. Раньше не было хакасов, которые не играли бы на национальных инструментах и на хомысе в частности. Сегодня на хакасских инструментах играют немногие.
"В Абакане две великие домристки"
Для преподавателя первой музыкальной школы и заслуженного работника культуры Хакасии Веры Лашкиной нынешний апрель стал самым "урожайным". Она – педагог Насти Ивченко и руководитель коллективов-победителей – ансамбля "Экспромт" и оркестра русских народных инструментов, который на Красноярском межрегиональном фестивале-конкурсе для оркестровой музыки занял первое место, а на республиканском оркестровом конкурсе, который горячие аплодисменты превратили в настоящий концерт, – уже гран-при.
– Коллективное музицирование – огромный шаг в будущее, – убеждена Вера Лашкина. – Лучше всего народные инструменты раскрываются все-таки в оркестре, который звучит всегда мягко, красиво, затрагивая наши самые сокровенные струнки души. Оркестр объединяет не только ярких, но и средних исполнителей, и его победа их окрыляет. Уровень исполнения становится выше, ярче, музыкантам хочется быть вместе, чаще играть и общаться. Я считаю, что русский народный оркестр – объединяющее начало в музыкальной школе для детей народного отделения. Со временем школьных народных оркестров становится все больше, если четыре года назад на этом же конкурсе их было пять, то в этом – уже семь. Всего на конкурсе было более 1000 участников и 159 коллективов, 77 из них стали лауреатами в семи номинациях.
В Красноярском международном музыкально-театральном фестивале-конкурсе "Надежда-2011" тоже была номинация "Народные инструменты", куда вместе с Настиной домрой, занявшей на конкурсе третье место, попала далекая от народных инструментов гитара.
– Состязание этих инструментов невозможно, – уверена Вера Лашкина. – Но их все время совмещают, видимо, из-за недостатка финансирования. По этой же причине на конкурсе было мало мест, но очень много талантливых детей. В 90-е годы нашу профессию многие считали непрестижной, но в последнее время детей приводят все больше и даже не для того, чтобы профессионально их обучать, а дать хорошее образование, расширить их кругозор.
Впрочем, Настя Ивченко с профессией уже определилась и твердо решила поступать в Новосибирскую консерваторию им. Глинки. Казалось бы, домра – не характерный для девушки инструмент, но Настя бросила ради него фортепиано:
– Как только я увидела домру, мне стало интересно, какими способами на ней играют. Исполняя "флажолет", я представляю отблески хрусталя, играя аккорды – нечто торжественное и пафосное. Больше всего люблю играть Цыганкова и современного красноярского автора Кошелева.
Настя и подумать не могла, что этот композитор будет присутствовать на конкурсе и удостоит ее особым комплиментом, сказав, что "теперь в Абакане две великие домристки!".
Победа за "отвагу"
Самым большим сюрпризом для абаканской команды оказалась победа девятилетнего Мурада Гаджиева, который, впервые пробуя себя на конкурсе, обошел 12-летних соперников.
Азы искусства игры на фортепиано Мурад постигал у родной мамы (преподавателя музыкальной школы №1), а два года назад его учителем стал известный пианист и заслуженный деятель искусств Хакасии Александр Никифоров. Яркая манера игры, а может, и педагогическая школа позволили называть ребенка "вторым" Осипом Никифоровым. Но педагог Александр Иванович предпочитает воздерживаться от подобных сравнений:
– Без сомнения, мальчик способный, яркий, но пока еще маленький. Как он будет развиваться, покажет время. Профессиональное жюри не будет ставить в один ряд 12-летних и 9-летних музыкантов, у старших, как правило, и программа сложнее, к ним и претензий больше. В конкурсах отнюдь не всегда побеждают старшие, как раз, может быть, наоборот. Мурад имеет отвагу в игре, не боится играть, и это всегда подкупает. Хотя победа сама по себе ничего не значит, ее нельзя назвать выписанным билетом к дальнейшим достижениям. Самое главное – как он будет обучаться, развиваться дальше.
Сам же победитель рассказал нам о своей любви к динамичным и ярким произведениям:
– Они разнообразны по содержанию и помогают натренировать пальцы.
Скрипачи полюбили "Дорогу в Аскиз"
Ансамбль "Поющие скрипки" всегда был визитной карточкой Хакасии и тяготел к этническому репертуару, начиная от еврейской "Хавы нагилы" и заканчивая песнями хакасских композиторов Кенеля и Челборакова. И нет ничего удивительного, что коллектив скрипачей выбрал для конкурса пьесу Татьяны Шалгиновой "Дорога в Аскиз". Произведение очень яркое и необычное, состоит из трех частей, рассказывая в том числе о загадочном мире хакасских курганов. Руководитель ансамбля Татьяна Павловская рассказала, что пьесу дети быстро усвоили и полюбили, во многом благодаря визитам самой Татьяны Шалгиновой.
На кончике пальца – капелька крови
Преподаватель и заслуженный работник культуры России Галина Куц между Парижем и Красноярском, где ее ученица Люба Неволина заняла почетное третье место, принципиальной разницы не видит:
– Наша задача – продемонстрировать рост настоящих, думающих, серьезных музыкантов, которые впоследствии будут определять лицо музыкального искусства во всем мире. Мы хотим, чтобы мышление учеников, мастерство и таким образом раскрываемый талант имели цену не только в Абакане, Красноярске, но в Нью-Йорке и Париже – если и там не стыдно играть, значит, хорошо. А если стыдно – надо работать.
И для конкурса, по ее словам, была отобрана самая лучшая музыка. Исполнение Моцарта и Хачатуряна требует некоего внутреннего багажа и жизненного опыта, но педагог считает, что талантливый ребенок способен предчувствовать многие вещи:
– Я вспоминаю тувинскую художницу Надю Рушеву, которая в 14-15 лет сумела отразить в своих рисунках сложные, взрослые и очень тонкие проблемы взаимоотношений Пушкина и его супруги Натальи Александровны. Иногда дети сами создают музыкальные образы, говоря: "Когда я играю эту мелодию, у меня на кончике пальчиков как бы капелька крови". Любой ребенок фантазирует, и это качество нужно культивировать. Конечно, есть произведения, в которые не стоит погружать ребенка раньше времени – это равносильно тому, чтобы преподавать ему в начальных классах высшую математику. Музыка, кстати, имеет много общего с математикой. Каждый звук имеет высоту и частоту, выражаемую определенным числом. Звуки 440 и 880 Гц очень хорошо сочетаются, а звуки 445 и 440 Гц вместе звучат ужасно. Они также имеют разную длину. Пока Любаша играет один звук, Аня за это время должна сыграть четыре. Разве не математика? Пифагор в свое время сказал: "Музыка – это неосознанное упражнение в математике".
Любовь Неволина больше всего любит "упражняться", играя Мендельсона, который близок ей романтическим настроем, ярким эмоциональным переживанием, тонкостью и изяществом:
– В эти моменты я представляю что-то божественное, необычное и волшебное, – призналась "ШАНСУ" юная пианистка.