На улочках старинных городов, чья история исчисляется столетиями, очень часто можно увидеть места, где, кажется, до сих пор обитает прошлое. Но немногие из сохранившихся до нашего времени старинных зданий и сооружений становятся ухоженными музейными комплексами. Чаще всего разрушаются за ненадобностью, сносятся бульдозерами или перестраиваются, утрачивая свои архитектурные особенности. Но даже и после этого продолжают хранить память о минувшей эпохе, сохранившейся порой лишь в названии улицы или старой легенде, которую местные жители еще какое-то время будут рассказывать детям перед сном.
В своем новом проекте наш корреспондент решил отыскать такие свидетельства прошлого, запечатлеть их и разузнать побольше об их истории, хозяевах и событиях, современниками которых они являются. В своих публикациях ведущая проекта Татьяна КОРНЕВА расскажет о старинных постройках, которые ей удалось обнаружить на территории нашего региона. Цель, которую мы преследовали, задумывая данный проект, – привлечь внимание общественности к историческим архитектурным памятникам и еще раз напомнить о необходимости бережного отношения к ним.
Эклектика
глухой провинции
Сибирь – край уникальный во многом, а если говорить об архитектурных памятниках, которые дожили до наших времен, то их уникальность заключается в немыслимой местной эклектике – смешении архитектурных стилей. А еще в том, что очень мало сохранилось на нашей территории таких памятников старины. Несмотря на то, что эти бескрайние просторы были открыты и объявлены русскими землями еще при царе Иоанне Грозном, время освоения сибирских территорий, активного строительства и промышленного освоения здешних территорий русскими приходится в основном на конец XVIII-XIX века. Так что антиквариата особого здесь не сыщешь и древнехристианской каменной архитектуры не обнаружишь. Из настоящей старины тут только курганы да наскальные рисунки. Тем ценнее вдруг наткнуться в какой-нибудь старинной сибирской деревеньке на полуразрушенное каменное кружево церквушки или монолитную постройку старинного укрепления. Да и деревенские почерневшие пятистенки с обломанной резьбой наличников хранят воспоминания о пролетевших веках.
Надо сказать, смелое стилистическое смешение разных архитектурных направлений – основная особенность сибирского строителя XIX столетия.
Между прочим, стиль для архитектора – святое. Каждое из направлений предполагает определенную конфигурацию постройки, определенные элементы наружной отделки и соответствующее оформление отделки внутренней. Вольности в архитектуре стали позволять себе только очень известные московские архитекторы (Ф.О. Шехтель, С.У. Соловьев) лишь в начале XX века, да и то с большой осторожностью. Вспомните, как отреагировала мать московского купца и мецената Саввы Морозова – дама весьма влиятельная и образованная – на новый дом своего сына. Выстроил его себе купец на Арбате (это здание сейчас красуется возле станции метро "Арбатская"). По настоянию эксцентричного заказчика для оформления фасада использовались все понравившиеся ему элементы классицизма, барокко, рококо и модерна. "Раньше только родня знала, какой ты дурак, а теперь вся Москва увидит!" – не сдержала своего раздражения строгая матушка.
Так вот, здесь, вдали от Москвы и Петербурга, сибирские промышленники могли позволить себе многие стилистические вольности. И позволяли.
Дом для управляющего
Одной из таких стилистических вольностей можно назвать усадьбу управляющего винокуренным заводом в селе Знаменка Минусинского района. Неподалеку от самого завода, на горке, из бруса, обшитого облицовочной доской (похожей на современную вагонку), красуется старый двухэтажный дом с высокими потолками. Правильная геометрическая форма постройки напоминает одновременно и римскую базилику, и деревенский дом на каменном основании. От балконов сегодня остались только прочные кованые кронштейны, своими модерновыми формами повторяющие растительные изгибы. Крышу венчают башенки, выполненные не то в псевдорусском стиле, не то в стиле модерн, а может быть, повторяют образы средневековых романских замков. Сейчас об этом судить сложно. Теперь в старинном здании располагается детский сад, а саму постройку за последние полтора века не раз успели реконструировать, пристроить сени, широкую лестницу, наверняка меняли кровлю, а в довершение покрасили вековое дерево (скорее всего, лиственницу, которая и без того очень прочный материал) в зеленый цвет... Тем не менее, затейливое мастерство сибирских зодчих постепенно открывается внимательному взгляду. Неизвестный умелец профилировал несущие столбы углублениями. Они плавно закручиваются вокруг столба, который от этого выглядит уже не как простой столб, а как затейливая рокальная колонна, спиралью взбираются под крышу, а там... резьба, которой в деревенских избах принято украшать карнизы и наличники. Вот тебе и стилистика, вот и архитектура вкупе с деревянным зодчеством! Подобное, наверное, больше нигде вам не встретится – только здесь, на горке, в селе Знаменка.
Завод у реки
А под горой, у речки Лугавки, притулился крохотный заводик. Сначала, говорят, был он медноделательным. Построили его еще в 1737 году. Потом забросили и сталеплавильное производство, и деревню, но в 1884 году купец Данилов открыл здесь винокуренный завод. По соседству со стеклоделательным заводом и мельницей купца и золотопромышленника Гусева.
Про сибирских купцов той поры вообще можно долго рассказывать. Они тоже уникальные, под стать своей недвижимости. Потому что развернуться было где. Например, Виктор Александрович Данилов – отец владельца Знаменской винокурни – родился в Ачинске в 1843 году. Действительный статский советник, преуспевающий предприниматель, общественный деятель и щедрый меценат. Яркая, неординарная личность. Его знали не только в Сибири и обеих столицах Российской империи, но и в Европе. Кроме недвижимости в Енисейске, в собственности Даниловых значились огромный каменный дом на Воскресенской улице в Красноярске и несколько загородных резиденций. К 1888 году братья Даниловы имели во всех волостях Минусинского округа пять спиртовых складов и 58 питейных заведений. Младший Александр брал миллионный подряд на строительство Средне-Сибирской части Транссибирской ж/д магистрали. Как и большинство богатых сибирских купцов, Даниловы занимались золотодобычей. Им принадлежали прииски под Ачинском и в северной системе Енисейского округа. Можете себе представить такую предпринимательскую активность, география которой включала в себя территории от Енисейска до Минусинска здесь, в Сибири, простиралась до российских административных центров и далее в Европу!
Мельница сгорела в 1920 году, стеклоделательного завода тоже уже нет, а вот винокуренный остался. В 1958 году пристроили к нему контору пролетарского спиртового завода, а в начале этого века работало здесь производство компании "Минал", которая пристроила еще и проходную с новым забором. Теперь тут никто не работает, а из-за проходной и нового забора сфотографировать можно только кусочек старой постройки. Хорошо, что листва еще не распустилась – просматриваются монолитная оштукатуренная кладка стен, классический фигурный фронтон центрального фасада и кирпичная арка. Подобные арки встречаются на многих промышленных предприятиях – заводах, фабриках, мануфактурах, цехах и гильдиях – выстроенных в XVIII-XIX веках. Я видела похожие и в Кемеровской области, и в Самаре, и в Нижнем Новгороде... Особенность Знаменской каменной арки – в том, что она повыше, пошире, поаккуратнее, а внизу украшена розеткой какой-то неизвестной конфигурации. Не то романской, не то опять же модерновой – рассмотреть бы поближе, только металлические ворота заперты, а вокруг – ни души!
Вот такие диковинки сохранились в деревне Знаменка. Усадьба управляющего сейчас является особо охраняемым памятником и входит в состав культурного наследия Минусинского района, правда, находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта. А здание старинного завода входит в состав имущественного комплекса, признанного в 2007 году банкротом акционерного общества "Минал" и приобретенного в июне 2010 года ОАО "Байкалфарм", которое весной 2011 года планирует возобновить здесь производство алкогольной продукции...