Сразу же после избрания на пост главы государства, Владимир Путин подписал ряд новых законов и указов. Один из них касается сферы дорожного строительства. Так, новый президент дал добро на участие иностранных компаний в строительстве российских дорог. Соответствующий законопроект, по поручению президента, должно разработать правительство до 1 декабря 2012 года.
Новый законопроект должен позволить иностранным компаниям принимать участие в конкурсах и аукционах на строительство федеральных и региональных автомобильных дорог. Это, по мнению главы государства, позволит повысить качество российских дорог и конкуренцию среди строительных компаний, а также сократить стоимость предоставляемых услуг.
Иностранные строители придут на российский рынок
В числе первых поручений нового президента России, Владимира Путина, оказался допуск иностранных компаний на внутренний рынок дорожного строительства. Правительство, по поручению главы государства, до 1 декабря текущего года должно разработать законопроект, который позволит иностранным компаниям с соответствующими современными технологиями и инновациями участвовать в конкурсах и аукционах на строительство федеральных и региональных автомобильных дорог. Это должно создать здоровую конкуренцию среди отечественных и иностранных строительных компаний, повысить качество дорог и снизить стоимость предоставляемых услуг и стройматериалов.
Также глава государства внес ряд изменений в законы и акты в области дорожного строительства. Так, Владимир Путин внес изменения в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и в статью 16 Федерального закона "О государственной компании" касательно российских автомобильных дорог. Эти документы призваны создать необходимую правовую базу для заключения контрактов жизненного цикла на строительстве дорог не только с отечественными, но и с иностранными компаниями.
Согласно этим документам инвестор, в данном случае иностранная компания, обязуется нести всю ответственность, в том числе и финансовую, за состояние строительного объекта в течение всего срока действия долгосрочного контракта. Государство, в свою очередь, выступает гарантом возврата потраченных на строительство денежных средств. Таким образом, по мнению президента, создается благоприятная среда для притока иностранных инвестиций в дорожно-строительную отрасль.
Привлечение иностранных компаний на внутренний рынок страны связано с тем, что состояние дорог в России является плачевным. Президент отметил, что даже в центральных областях страны автомобильные дороги находятся в ненадлежащем состоянии, не говоря уже об отдаленных регионах. К слову отметить, что в Архангельской области около 80 процентов дорог и мостов находятся в непригодном для использования состоянии.
Вот уже на протяжении многих лет этот процент не снижается, а, наоборот, увеличивается, так как ремонт и строительство новых дорог в Архангельском регионе не финансируются. А ведь это не единственный регион в стране с запущенными автомобильными дорогами. По предварительным подсчетам, более 70 тысяч населенных пунктов страны не имеют дорог, которые бы связывали их с опорной транспортной сетью, в результате чего они оказываются отрезанными от цивилизации.
Президент страны надеется, что с созданием региональных дорожных фондов, а также с привлечением иностранных инвесторов и строительных компаний на российский рынок автомобильные дороги постепенно придут в надлежащее состояние. Это позволит также ускорить темпы дорожного строительства, которые сейчас являются недостаточными. В последние годы в стране строится около 200 км дорог, в то время как необходимое количество дорожного полотна европейского уровня должно составлять не менее 2000 км.
Поэтому на иностранные дорожно-строительные компании возлагаются большие надежды, хотя государство и не ставит перед ними задачу возводить по 20 тысяч км дорог в год, как это делают китайцы. Однако президент подчеркнул, что иностранные компании должны будут привлекать российские строительные организации на 50-70 процентов работ, чтобы те не оказались на грани банкротства. Отсутствие заказов на строительство дорог у отечественных компаний возникло в результате сокращения объемов финансирования. Иностранные инвестиции должны будут исправить сложившуюся ситуацию.
Приведут ли иностранные компании российские дороги в порядок?
Дорожно-строительная отрасль в России считается одной из самых коррупционных, так как выделяемые в больших объемах денежные средства на ремонт и строительство дорог не доходят до своего целевого назначения. В результате только что построенные дороги быстро выходят из строя и требуют постоянного ремонта. В результате себестоимость российских дорог превышает все мировые показатели. Если в Европе стоимость 1 км новой дороги составляет примерно 10 миллионов долларов США, то у нас эта цифра превышает европейский показатель в несколько десятков раз.
Европейские же дороги впечатляют своим качеством и длительным сроком службы. Кроме того, европейские дороги возводятся сравнительно быстро, да и качество при этом не страдает, а стоимость услуг остается без наценок. Так почему бы не привлечь иностранные компании к строительству российских дорог? Тем более, если в выигрыше останутся обе стороны: государство предоставляет гарантии и льготы иностранным компаниям, а через определенное время получает готовую дорогу в отличном состоянии.
Однако некоторые эксперты считают, что европейские технологии не годятся для строительства российских дорог в силу климатических условий. Они считают, что необходимо создавать отечественные технологии для строительства своих дорог и привлекать иностранные инвестиции для финансирования этих проектов. Также некоторые эксперты боятся, что с приходом на внутренний рынок иностранных строительных компаний, отечественные останутся вне конкуренции и вынуждены будут закрыться.
С другой стороны, в этом много положительных сторон. Во-первых, иностранные строительные компании смогут снизить себестоимость российских дорог. Во-вторых, на наш внутренний рынок придут новые строительные технологии, инновации и стройматериалы. В-третьих, темпы строительства автомобильных дорог возрастут в несколько раз и позволят достичь желаемого уровня в 1,5-2 тысячи км нового дорожного полотна ежегодно. Ну и в-четвертых, наконец-то российские дороги станут качественными. И, возможно, коррупцию в этом секторе удастся победить.
В общем подсчете голосов за привлечение иностранных компаний на российский строительный рынок больше за, чем против. Единственными недовольными могут остаться сами отечественные строительные компании, которым могут перекрыть кислород иностранные конкуренты. Но это уже вопрос неконкурентоспособности российских дорожно-строительных компаний. Те же отечественные компании, которые действительно стремятся расти и развиваться получат шанс зарекомендовать себя в качестве надежного партнера в сфере строительства дорог.
Монополисты же в этой сфере также могут пострадать, так как в последнее время именно устанавливали цены на стоимость слуг и стройматериалов. Теперь же, иностранные компании придут на рынок со своими расценками и строительными материалами, которые окажутся в разы дешевле и качественнее. Но ведь это и большой плюс для российских дорог.
Суммируя все выше сказанное, можно сделать вывод, что привлечение иностранных инвесторов и строительных компаний на внутренний рынок страны окажет только положительное влияние на этот сектор. Снижение себестоимости строительства и ремонта дорог, повышение качества и новые современные технологии и стройматериалы говорят в пользу участия иностранных компаний в строительстве наших дорог. Поэтому и государство, и эксперты возлагают большие надежды на иностранные компании, которые, по их мнению, должны привести российские автомобильные дороги в порядок.