Понедельник, 25.11.2024, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Бизнес » Экономика

Пример для подражания?

Пример для подражания?

Пример для подражания?
Германские автобаны. 30-е годы прошлого века

В последние несколько лет Украина безуспешно пытается выбраться из череды всевозможных кризисов. Да о чём говорить, если пока ещё не достигнут показатель ВВП (в сопоставимых ценах) 1990 года! В этой связи представляется не просто интересным, но и поучительным опыт других стран в реформировании экономики и поднятии жизненного уровня населения. Последние события в Греции показывают, куда может завести бездумная глобализация и, как следствие, деиндустриализация страны. Однако ещё в не столь далёкие времена были примеры, когда разорённая мировой войной, поставленная на колени грабительским Версальским соглашением страна буквально за несколько лет стала одной из ведущих держав мира.

Речь о Германии 30-х годов ХХ века. При этом хочу отметить, что история вопроса будет рассмотрена без соответствующих идеологических привязок. На момент прихода к власти в Германии нацистов (национал-социалистов) страна была вполне демократической, а новая власть в своих програм-мных целях ставила первоочередной задачей оздоровление немецкой экономики, поэтому и получила внушительную (но не решающую) поддержку избирателей. НСДАП последовательно ведёт свою линию. Профсоюзы разогнаны, их собственность национализирована – вместо этого промышленники и рабочие объединяются в Немецкий трудовой фронт. Забастовки запрещены: отныне все споры между работодателями и рабочими решают специальные суды. Безработица ликвидирована, начато колоссальное инфраструктурное строительство (авто– и железнодорожное), которое без остатка вбирает в себя свободные рабочие руки. Кстати, на сегодняшний день из всех магистральных автострад Германии около 60% (по протяжённости) сделаны в 30-е годы. С 1936 по 1939 год объём промышленного производства вырос на 27%, за 1939 год Германия произвела 24 млн т чугуна (22% общемирового производства), 22,3 млн т стали (24%), 333 млн т каменного угля (17%), а по производству искусственного каучука и металлообрабатывающих станков заняла первое место. Экспорт чёрных металлов Германией превысил аналогичный американский показатель почти вчетверо. Уже в 1937 году безработицы нет, есть уже дефицит трудовых ресурсов. И при этом постоянно растёт благосостояние немецких рабочих.



Германские автобаны. 30-е годы прошлого века

Заработная плата рабочего (в зависимости от квалификации) в 1938 году составляла от 300-350 до 450-500 марок в месяц. Офицер в чине лейтенанта получал около 450 марок в месяц, кадровый унтер-офицер – 240 марок. За 1 марку тогда давали 40 американских центов. Однако номинальные зарплаты еще ни о чём не говорят, говорят цены на продовольственные и промышленные товары.

Литр пива в Германии в 1938 году стоил полмарки, в пивной за него просили одну марку. Килограмм сосисок (средняя цена) стоил три-четыре марки, мужской костюм обходился в 40-60 марок, пара обуви – в 15-20 марок. автомобиль ДКВ (позже известный как «Фольксваген-жук») по заводской цене стоил бы немцу в 1939 году, если бы началось его массовое производство, 990 марок. Кстати, о проекте «народного автомобиля». В мае 1938 года Адольф Гитлер заложил первый камень в фундамент этого завода. Немецкий Трудовой Фронт инвестировал в его строительство 300 млн марок. Уже в июле 1939 года завод дал первую продукцию. Всего к 1 сентября было выпущено 630 «Жуков», затем завод перешёл на выпуск военной техники. Продавать эти машины планировалось в кредит, причём рабочие платили бы еженедельно в течение неполных 4-х лет по 5 марок. Как видите, сумма более чем скромная. В это же время Германия строит круизные лайнеры для рабочих, а если точнее, то для организации «Сила через радость» (составной части Немецкого Трудового Фронта), которая заботилась об отдыхе своих членов. Например, громадный «Вильгельм Густлофф», потопленный вместе с экипажами немецких подводных лодок нашим Александром Маринеско в январе 1945 года, строился именно как круизный лайнер для простого народа. За два предвоенных года он успел покатать по Средиземному морю более 60 тысяч немецких рабочих. А самым характерным признаком доверия населения к власти, уверенности в будущем стал бурный рост рождаемости – сравните это с нынешней демографической ситуацией в Украине.

Прекрасно помню документальные фильмы о войне, о подготовке к ней и известную фразу Гитлера «Пушки вместо масла». Вот только действительно ли вместо масла создавались пушки? Так вот: пушки в национал-социалистической Германии создавались вместе с маслом. Заслуга в этом принадлежит очень эффективному финансисту Ялмару Шахту, который нашёл несколько отличных экономических решений, которые позволили снабдить вермахт качественным оружием без снижения жизненного уровня населения. С 1934 года по 1 сентября 1939 года военные расходы Германии составили 60 млрд марок, или 59% расходов бюджета. Вроде, невероятно много? На самом деле не очень. Производительность труда в германской промышленности в это время была одной из самых высоких в мире. Теоретически немецкая экономика могла достаточно легко обеспечить армию оружием, а гражданское население – высококлассными потребительскими товарами, возможностью отдыха, квартирами, автомобилями, причём весьма быстро и в необходимых количествах.

Этот процесс был ограничен лишь финансовыми возможностями государства как заказчика вооружений и населения как покупателя потребительских товаров. Как сделать так, чтобы полностью обеспечить армию необходимым вооружением, не оставив при этом население без необходимых ему товаров и услуг и не запустив при этом инфляцию, которой немцы боялись больше всего? Ведь в памяти был 1923 год, когда в Германии была фантастическая инфляция в несколько тысяч процентов в месяц (и десятки тысяч процентов в год!), когда зарплату приходилось выплачивать по два раза в день, чтобы люди могли успеть купить хоть что-нибудь. Немецкие экономисты смогли решить эту проблему весьма эффективно. Они создали параллельные деньги, предназначенные исключительно для финансирования производства вооружений, не имеющие свободного обращения на финансовом рынке вне страны. По сути, была создана дублирующая кровеносная система немецкой экономики (как известно, деньги – кровь экономики). Сначала (в 1934-1935 годах) такими деньгами были векселя Металлургического научно-исследовательского общества. Их выпускали для оплаты вооружений фирмам-поставщикам, они гарантировались государством и были нормальным финансовым инструментом, правда, с одним «но»: они могли использоваться лишь промышленными предприятиями, которые работали на войну.

Из 101,5 млрд марок расходов немецкого бюджета в 1934-1939 годах не менее 20 млрд марок представляли из себя «металлургические» векселя, т. е. инвестиционные деньги, не имеющие хождения на рынке и в связи с этим не создающие инфляционного давления на экономику. С 1938 года вместо денег германское кредитное управление начало выплачивать фирмам-производителям вооружений «денежные переводы за поставку» со сроком погашения в шесть месяцев (своего рода товарный кредит для государства). За год таких переводов было выплачено на 6.6 млрд марок – и ни одна из них не пошла на закупку новеньких «Мерседесов» для руководства фирм или на приобретение шикарных особняков и яхт. Все были целевым образом потрачены на оружие для армии. С 1939 года 40% военных заказов стали оплачиваться так называемыми «налоговыми квитанциями», которыми производители вооружений имели право расплачиваться с поставщиками. Всего до начала войны таких квитанций было выплачено на 4,8 млрд марок.

Чтобы исключить «бегство капиталов» за границу, в 1937 году была ликвидирована независимость государственного банка и прекращался свободный обмен марки на иные валюты. А в 1939 году были вообще сняты все ограничения по предоставлению государственного кредита – потребность в параллельных деньгах отпала, отныне марка обеспечивалась втрое возросшим достоянием государства. Кроме того, чтобы ушлые бизнесмены под предлогом внешнеторговых сделок не вывозили из Германии валюту, ещё с 1934 года внешняя торговля перешла под полный госконтроль. При этом Германия старательно исключает иностранную валюту из своего внешнеторгового оборота, справедливо полагая, что главную прибыль от использования чужой валюты в своей внешней торговле получает её эмитент. Поэтому германское правительство создаёт систему клиринговых расчетов со многими странами Европы. В условиях хронического отсутствия у Венгрии, Румынии, Югославии, Болгарии и Польши иностранной валюты, предложение немцев работать по клирингу вызывает всецелую поддержку. В результате, например, экспорт Германии в Польшу в 1939 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 27%, а польский экспорт увеличился соответственно на 14%.

Денежное обращение Германии, благодаря частичному исключению военной продукции из обычного товарно-денежного оборота, оставалось монетаристским, финансирование же военных заказов руководство Германии смогло произвести путём создания инвестиционных денег, стимулируя рост производства вооружений без ущерба для благосостояния народа.

Цены на потребительские товары назначались однажды, не пересматривались и были достаточно низкими. Специально назначенный комиссар по ценам (должность существовала с 1936 года) не только контролировал, но и назначал цены, для чего производитель должен был их скрупулёзно обосновать. Чтобы избежать дефицита тех или иных товаров, были введены строгие нормы расходов этих товаров (почти карточная система). Тем не менее, изобилие товаров и продовольствия на прилавках магазинов Германии росло. Цены на многие продовольственные товары были в стране сознательно завышены (что, кстати, значительно стимулировало производство такого продовольствия), но на приобретение молока, птицы и яиц рабочие получали 1 млрд марок в год в виде специальных дотаций. К тому же, Немецкий Трудовой Фронт бесплатно выдавал своим членам специальные талоны, которые можно было использовать на определённые товары – от тканей до апельсинов, если их складские запасы были без шансов реализовать на рынке.

Для иллюстрации успешности рассматриваемой модели экономики стоит сообщить, что уровень оптовых цен с 1939 по 1944 годы возрос всего лишь на 9%, уровень жизни – на 12%, уровень зарплаты – на 11%. Невероятные цифры для страны, ведущей яростную войну со всем миром на нескольких фронтах!

В завершение статьи не хотел, как обещал, касаться идеологических вопросов, но… Именно национал-социалистическая идеология, успешность экономики и связанные с этим преференции народу обеспечили, как бы того кому не хотелось, исключительное сплочение немцев вокруг своего государства. Когда началась война, то измена военнослужащих воюющих с Германией государств была обычным делом – на сторону немцев переходили сотнями тысяч и миллионами (только советских граждан в составе вермахта и СС насчитывалось от одного миллиона до полутора!). А в сухопутных и военно-воздушных силах Германии за 5 лет войны изменили присяге всего 615 человек, и из них – ни одного офицера.

Пишу эту статью не для того, чтобы показать, как было хорошо у них и как плохо у нас, нет. Предложил этот материал и не для того, чтобы обелить или как-то оправдать фашизм. Ни в коем случае. Взял я этот яркий пример из недавнего европейского прошлого лишь для того, чтобы на реальных исторических фактах показать, что есть, и прекрасно работали, рычаги и экономические механизмы для оздоровления страны, разоренной войной и грабительским мирным договором.

Кстати, и после второй мировой войны немцы снова доказали свою способность быстро восстанавливаться и налаживать высокий уровень жизни. Но там работали уже другие факторы и обстоятельства.

И тем не менее, в XX веке немцы дважды доказали, что (и как) можно восстать из пепла и достичь результатов в кратчайшие сроки. Очень важной составляющей этих успехов являлись не только удачные экономические схемы и модели, но и подавление коррупции, а также способность государства экономически защитить рабочую массу населения. К сожалению, в Украине об этом мы можем только мечтать.

Ни в коем случае я не веду к тому, что нам в стране необходима своя НСДАП. Но современной Украине есть чему поучиться в экономическом строительстве Германии 30-х годов прошлого века.

Автор: Вадим СКОРИК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru





Другие статьи по теме:

Профсоюз против прокуратуры
Профсоюз против прокуратуры

Что такое ремонт, и как невозможно с этим бороться

КАК ВЛИЯЮТ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ НА ХОЗЯЕВ
КАК ВЛИЯЮТ ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ НА ХОЗЯЕВ

Дешевая рыбка – плохая юшка
Дешевая рыбка – плохая юшка

Не проходите мимо
Не проходите мимо

Заботы и радости – пополам
Заботы и радости – пополам

Стратегия занятости – социальное партнерство

По итогам проверки
По итогам проверки

Вниманию субъектов малого и среднего предпринимательства
Вниманию субъектов малого и среднего предпринимательства

Комплексный метод

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Экономика | Поместил: Roman (23.11.2012)
Просмотров: 690 | Комментарии: 1 | Теги: лето, государство, Экономика, Германия, строительство, население, Работа, страна | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Советы для женщин]
Лечение рака груди в Германии (0)
[Советы автомобилистам]
Что такое транспондер и какие они бывают. (0)
[Строительство и ремонт]
Разновидности и характеристики ламината (0)
[Советы автомобилистам]
Покупайте летние шины и литые диски в Санкт-Петербурге в гипермаркетах «Колесо» и на официальном сайте интернет-магазина (0)
[Полезные советы]
Частые поломки электроплит: причины и способы решения (0)
[Вредные привычки]
Преимущества Торпедо вшивания в клинике Детокс в городе Москве (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества выбора и покупки чердачной лестницы на сайте интернет-магазина ru-complect.ru (0)
[Полезные советы]
Накрутка лайков Вконтакте от сайта VIEWS.SU (0)
[Полезные советы]
Где заказывают накрутку подписчиков во "ВКонтакте"? (0)
[Строительство и ремонт]
Основные требования, выдвигаемые для пожарных водопроводов (0)
[Полезные советы]
Как быстро стать популярным на платформе Likee (0)
[Бизнес и финансы]
Средства виртуализации рабочих мест vdi от лучшего решения Termidesk (0)
[Компьютерная безопасность]
Русская ОС Astra Linux 1.8 развивается и крепнет (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества дома из клееного бруса (0)
[Отдых в России]
Для незабываемой встречи с проституткой в Москве посетите сайт moskva-kiski.com (0)
[Полезные советы]
Как выбрать адвоката для помощи в суде: особенности и важные нюансы (0)
[Здоровье]
Для излечения варикозного расширения вен в Москве обращайтесь в Центр флебологии (0)
[Строительство и ремонт]
Покупайте нерудные материалы в компании ТК АЛГОРИТМ на её официальном сайте algnm.ru (0)
[Отдых в России]
Чем интересно Еврейское кладбище в Санкт-Петербурге (0)
[Товары для дома]
Ультрасовременные ванные (0)
 


Самые читаемые статьи

Массаж шеи (0)
Диета для живота (0)
BMW X5 3.0i (0)
Иномарки станут дешевле отечественных автомобилей (0)
Неделя за неделей (0)
Отдых в России патриотизм или прагматизм (0)
СИЛЬНЕЕ ПРИВОРОТА (0)
НЛО атакуют в космосе (0)
Причины повышенного расхода топлива (0)
Секреты красоты знаменитостей (0)
10 пунктов в пользу моря: отдых на благо красоты (0)
10 Самых Полезных Напитков (0)
ВАЗ 2106 (1)
Зона S4 (0)
Миллион обещаний (0)
Почти идеал (0)
Сны про Апсны (0)
Volkswagen Bora 1.6 (0)
Требования к колёсам (0)
Где в Москве есть пункты приема старых аккумуляторов? (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024