«Бизнес, в самом деле, любит тишину и стабильность, но это не должна быть тишина и стабильность болота»
Кризис больно ударил не только по пенсионерам и широкой массе различных категорий наемных рабочих. Во всех проявлениях его чувствуют и предприниматели. Как выживает мелкий и средний бизнес? Об этом наш разговор сегодня с частным предпринимателем Александром Хлесткиным.
– Александр, скажите откровенно, предприниматели чувствуют на себе кризис?
– Безусловно. Если кризис больно ударил по крупным корпорациям и крупным промышленным предприятиям, то тем более его ощущает мелкий и средний бизнес. У меня на предприятии до октября 2008 года работало 20 человек. Сейчас вполовину меньше, кроме того, мы вынуждены были отказаться от половины арендуемых ранее площадей. Но самое главное – это потеря ритмичности в работе. Если раньше могли что-то планировать и на что-то рассчитывать, то сегодня работа появляется периодически. Интересно, что даже после лета бердянцы были не очень активны в заказах.
– Ваше предприятие занимается производством мебели, насколько я знаю…
– Да, предприятие называется «Мебель МТК». В этом направлении мы работаем уже более четырех лет.
– В Бердянске много производителей мебели. Конкуренция у вас между собой жесткая, как рынок делите?
– До кризиса конкуренции мы вообще не замечали. Я вам скажу, что система кредитования позволила многим купить и заказать то, что люди хотели. Это, конечно же, касается и мебели. Тогда была одна проблема – сроки. Некоторые готовы были заплатить выше цен, которые мы давали, лишь бы сделали к желаемому клиентом сроку. В период кризиса конкуренция, конечно, стала ощущаться. Но я вам скажу, что все равно не так. Потому что у каждого предприятия уже сформировалась своя группа клиентов. То есть человек заказал у нас кухню или что-либо другое. Мы выполнили заказ. Затем к этому человеку приходят друзья или знакомые. Им нравится наша работа, и потом уже эти люди идут к нам. Поэтому и сегодня главная беда – это не конкуренция, а отсутствие денег у людей. Что же касается кризиса, то украинский предприниматель уже закаленный этим явлением. Кризис мы переживаем не первый раз. Это вообще постоянное состояние нашей страны, за исключением непродолжительных периодов незначительного подъема. Так что нам не впервой, было такое, что и виды деятельности приходилось менять.
– А чем Вы занимались раньше?
– После службы в армии и окончания Донецкого института физкультуры и спорта я работал в строительстве. Позже открыл свое строительное предприятие «Олимп». Но когда в середине 1990-х в отрасли начался упадок, я занялся торговой деятельностью. Было такое предприятие «Межрегиональная торговая компания» – «МТК». Оно занималось поставкой оборудования для элеваторов и производителей хлеба. Так что перестраиваться в условиях очередного кризиса приходилось уже не раз. Но, если честно, мне всегда хотелось заниматься производством. Свою мечту я реализовал в 2006 году – открыл предприятие «Мебель–МТК».
– И какую мебель Вы выпускаете?
– Мы работаем под заказ. Делаем как типовую мебель, так и индивидуального плана. В основном корпусную мебель, а поначалу была и мягкая. Сегодня из-за кризиса производство мягкой мебели мы пока свернули, но оборудование осталось. Надеюсь, к этой теме мы еще вернемся.
– Помимо кризиса, с какими сложностями Вам приходится сталкиваться?
– Одна из главных проблем – это кадры. Проблематично найти даже спецов среднего уровня. Они либо уже работают где-то, либо спецы, но непорядочные люди, либо – просто не спецы. Особенно, если речь идет о конструкторе-дизайнере или операторе форматно-раскроечного станка.
У нас утрачено у людей понимание «надо работать». Все хотят получать деньги, но мало кто хочет прикладывать к этому усилия. Это проблема общества, и касается она абсолютно всех сфер деятельности.
– На Ваш взгляд, в нынешних сложных условиях как может посодействовать развитию предпринимательства городская власть?
– Я считаю, что тут два важных направления. Первое – это привлечение инвестиций и содействие развитию города. Под инвестициями я понимаю не только реализацию каких-то строительных планов, но и привлечение курортных, внедрение каких-то проектов, которые бы делали Бердянск интересным. Привлечение работы и доходов в город означает приток средств в семейные бюджеты горожан. Это повышает жизненный уровень людей и позволяет развиваться предпринимателям. Потому что если у людей стабильный и растущий доход, они могут позволить себе и покупку мебели, бытовой техники, и пользование какими-либо услугами, и отдых. Одним словом, жизнь оживает – и это выгодно всем.
Второе направление – это создание равных условий для всех без исключения предпринимателей. Приведу пример. В 2008 году я как предприниматель обратился в исполком с заявлением о выделении в коммерческое пользование участка земли в районе АКЗ. Мне отказали под тем предлогом, что даже выделение земли должно проходить через конкурс. В принципе, я готов был поучаствовать и в конкурсе. Но конкурс не объявляли, а потом я смотрю: на том месте, которое я просил, уже строится объект другого предпринимателя. Так как же так?! Я понял, что в наш исполком бесполезно обращаться. Ни открытости, ни прозрачности, по каким правилам выделяется земля – остается только предполагать.
– Репутация и имидж города, как Вы считаете, сказываются на развитии предпринимательской инициативы?
– Естественно, самым непосредственным образом. Скажите, много людей пожелает приехать в Бердянск и создать здесь свой бизнес, или хотя бы побывать у нас на отдыхе, если на протяжении двух лет город постоянно сотрясают какие-то скандалы, если город отключают от днепровской воды? Конечно же, нет. Если Бердянск звучит в негативе на коллегии МВД, и эта информация проходит накануне курортного сезона, если руководство Бердянска подвергается неоднократной жесткой критике областного руководства – это что, может привлечь людей в город? Нет…
Кроме того, я считаю, что власть должна вести постоянный диалог с представителями бизнеса. Мы все прекрасно понимаем, что денег в городской казне не хватает, и их будет не хватать всегда. В то же время есть целый ряд социальных проблем. Так почему власти не собрать предпринимателей и не поговорить о совместном участии в решении каких-то задач? Взяла б и сказала власть, мол, мы для вас, для предпринимателей, сделаем то-то и то-то, а вы там поучаствуйте в ремонте больницы, там – в благоустройстве территории, там – возьмите на попечение одинокого ветерана или инвалида.
Уверен, большинство предпринимателей с пониманием бы отнеслись к таким просьбам, и особенно, если бы видели усердие властей в приложении сил к развитию города. Вы вспомните 1998 год, приход на должность мэра Валерия Баранова. В городе сразу жизнь ожила. Уже в первый год при нем была сделана реконструкция поликлиники и первая очередь проспекта. Это при том, что долги города превышали городской бюджет. А все почему? Он смог зажечь людей и поднять их на работу во благо родного города. И ведь вспомните: большая часть из того, что делалось при Баранове, начинная от поликлиники и проспекта и заканчивая художественным музеем и Дворцом спорта, – все это делалось главным образом за счет привлечения инвестиционных средств. Доля бюджета составляла меньшую часть. Часто бюджет не привлекался вообще.
А откуда брались эти деньги? Их давали предприниматели, предприятия. Взамен в городе росла деловая активность, количество приезжих увеличилось раз в 15.
А сейчас, скажите, как рекламируется город в плане привлечения приезжих, кто из инвесторов пришел в город в последние два года, сколько предприятий открылось?
– Впору говорить о том, сколько закрылось. Но давайте не забывать о кризисе…
– Да не нужно все списывать на кризис. Тем более, в кризисное время власть должна работать активнее, представлять город с максимально выгодных сторон.
– А как же утверждение «Пусть власть бизнесу не помогает, лишь бы не мешала», или типа: «Бизнес любит тишину»?
– Бизнес, в самом деле, любит тишину и стабильность, но это не должна быть тишина и стабильность болота. Конечно, никому из предпринимателей не нужно, чтобы к ним приходили и рассказывали, как нужно работать. Но условия для работы должна создавать власть. И работать в условиях, когда население города теряет заработки, – это одно, а работать в развивающемся городе, о котором говорят много хорошего, куда едут, – это другое.
Вот почему лично я вошел в Блок Баранова. Валерий Баранов занимался тем, что создавал условия для развития города. А это было выгодно и промышленникам, и предпринимателям, и горожанам, которые зарабатывают на жизнь, устраиваясь на работу. Поймите, власть не должна быть статистом и просто фиксировать ту ситуацию, которая складывается. Власть должна делать все, чтобы влиять на ситуацию и влиять, конечно же, так, чтобы ситуация улучшалась, а не ухудшалась. Автор: Владимир ПЕТРОВ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru