Мария Ершова не любит слово «бизнес». Да и определение «бизнес-леди» для нее, пожалуй, слишком безлико. Наш рассказ о деловой, предприимчивой и успешной, но, прежде всего молодой женщине.
Окончив факультет иностранных языков Тверского университета, Мария, как все молодые и рьяные, отправилась в Москву — пробовать себя на прочность. Проведя несколько месяцев в Англии, язык она знала отлично, так что искать себя собиралась в сфере международных отношений. Родители предлагали присоединиться к семейному бизнесу — производство сувенирной продукции и салон красоты, — но Маша решила прокладывать свою дорогу. Ей было 22 года, когда в один момент ее жизнь изменилась — родители девушки погибли в автомобильной катастрофе, происшедшей во Франции.
Трагедия вызвала огромный шок не только у родных и близких, но и у принимающей стороны. Супруги Ершовы были людьми известными и уважаемыми в своей сфере деятельности, во Франции они как раз решали очередные деловые вопросы. Событие громко освещалось в средствах массовой информации, а в городе-побратиме Твери — Безансоне, где все и произошло, даже установили памятник двум русским предпринимателям. Процедура захоронения была связана с большими трудностями — тела родителей доставили на родину лишь через две недели. Проблемы удалось решить благодаря участию в организации российского консула во Франции.
Долго оставаться наедине со своим горем двадцатидвухлетней девушке не дал бизнес с его беспощадными законами. Кроме бабушки, у нее не осталось никого, так что выбор был не велик — пришлось принимать дела. Сегодня, спустя пять лет, она руководитель ООО «Луч» — известного не только в России, но и за рубежом завода по производству сувенирной продукции и салона красоты, который из предприятия второго плана развился в перспективный медицинский центр. Однако, признавая свои успехи в развитии семейного бизнеса, Мария непременно отмечает: она ничего не начинала с нуля, всем, что сегодня имеет, она благодарна только своим родителям.
В смутное время начала девяностых, когда годами нажитые людьми опыт, авторитет, достижения летели в тартарары, Ершовы сумели, что называется, вовремя подсуетиться, поймать момент, чтобы остаться на плаву. Так бывший военный летчик и преподаватель стали торговать матрешками, благо в ту пору традиционная русская символика пользовалась огромным спросом. Границы открылись и в страну повалили толпы иностранцев, продать которым можно было абсолютно все. Талантливыми людьми, и особенно художниками, Тверь славилась всегда. Ершовы решили организовать своеобразную артель по изготовлению сувениров. Впоследствии она выросла в предприятие «Луч», которое существует уже 16 лет. Тогда у Марии появился первый заработок — со своими одноклассниками она ездила в Москву и продавала на Красной площади плоды родительского бизнеса.
Когда нашей героине пришлось стать у руля, производство находилось не в самом лучшем состоянии. Оставшись без руководства, люди пребывали в панике — что с ними будет теперь? Началось откровенное воровство — тащили все, вплоть до компьютеров. Но самое главное — в одночасье превратиться из директорской дочки Маши в Марию Петровну оказалось очень сложно.
— Первый год оказался невероятно трудным, это была буквально круглосуточная работа, — вспоминает Ершова. — Подхватить дело, не дать ему зачахнуть, когда на душе такая трагедия, очень тяжело. Безусловно, остался некий административный костяк, который натаскивал меня первое время, помогал разобраться, что к чему. Психологически трудно было не только мне, но и работникам предприятия. Не обходилось и без конфликтов, когда своим твердым словом приходилось ставить людей на место.
Насколько авторитетным было слово молодого руководителя, можно только догадываться. Но обижаться и впадать в отчаяние было некогда. Наследница сразу задала работе очень быстрый ритм — скоро производство на «Луче» увеличилось почти в два раза. Опытным путем научилась ставить барьер: личное — работа. Оставшись без поддержки людей, от которых она ждала ее едва ли не в первую очередь, Мария поняла: дружбе и бизнесу не по пути. Это оказалось одним из главных разочарований.
— Конечно, я приветствую доброжелательную атмосферу в коллективе, всегда помогу и поддержу сотрудника. Однако все должны четко осознавать взаимную ответственность, а не перекладывать ее на кого-то «по дружбе». Здесь они прежде всего работники.
Слова, казалось бы, волчицы бизнеса. На самом деле передо мной сидит молодая женщина двадцати семи лет, невероятно обаятельная, легкая в общении. По телефону умело отдает распоряжения так, что подчиненный воспринимает это не иначе как просьбу. А о совещании договаривается почти как о свидании: «Конечно, конечно! Давайте я приду к вам со всеми документами, и мы сядем с вами и все обсудим, хорошо?» Она часто улыбается и не любит говорить о неприятностях. Голос тонкий, волос длинный — блондинка, кстати. Встретишь такую на улице и не подумаешь, что в своей сумочке она несет пачку смет.
Сегодня Мария Ершова имеет три высших образования: второе, экономическое, начала получать еще на четвертом курсе иняза, позже окончила президентскую программу по подготовке управленческих кадров. В свою работу Мария вкладывает душу, и, будь она хоть сколько-нибудь неинтересна, никогда не стала бы ею заниматься.
— Самое главное, чтобы твое дело тебе нравилось, несмотря ни на что, — убеждена Мария. — Сейчас в связи с кризисом «Луч» переживает не лучшие времена, и в какой-то момент я поняла, что не хочу им заниматься в том виде, в каком он теперь пребывает. Я ни в коем случае не сверну производство, напротив, мне интересно что-то менять в нем — провести реструктуризацию, организовать корпоративную работу, изготавливать более оригинальные современные сувениры, а не только набившие оскомину матрешки.
С продукцией ООО «Луч» знакомы самые разные города мира. Завод является членом Ассоциации художественных промыслов России, а в прошлом году сотрудничал с журналом «Vouge». Три раза сувениры из Твери побывали на крупнейшей выставке Ambiente во Франкфурте-на-Майне, экспозицию которой составляют самые разнообразные предметы, окружающие человека в быту. Сюда ежегодно съезжаются оптовики со всего мира, здесь подписываются контракты и заключаются договоры. Подобные встречи для продвижения любого бизнеса — важнейший этап. С тем большим сожалением гендиректор говорит о невозможности поехать на Ambiente в этом году: поездка за десять тысяч евро сегодня заводу не по карману.
Полно планов у нашей героини и на салон красоты — переехать в более просторное помещение, развивать дистрибьюторскую деятельность, открыть свою школу парикмахеров. Мария говорит о своих детищах очень увлеченно, и видно, что планы эти роятся в ее голове не первый день и, скорее всего, не дают ей покоя. Но она не похожа на трудоголика, да и сама признается, что кроме работы у нее есть и другая жизнь, и засыпать она предпочитает, как и любая девушка, с мыслями о любви, а не об отчетах.
Напоследок я устроила для Марии небольшой блиц-вопросы, которые помогли наиболее полно сложить образ «деловой, предприимчивой и успешной, но прежде всего — молодой женщины».
— Было ли страшно?
— Это может показаться странным, но страха перед принятием решений я не испытывала никогда. Несмотря на то что мне, недавней студентке, приходилось общаться с людьми очень высокопоставленными и влиятельными, ведь предприятие уже имело определенный статус, в том числе за рубежом. Каким бы неприятным ни был вопрос, каким бы неприступным ни казался человек, от которого зависит решение, я понимаю — мне отступать некуда, кроме меня этого никто не сделает.
— Сделала ли вас такая ответственность старше?
— Да, повзрослела я, конечно, раньше, чем это могло произойти. Хотя легкомысленной я не была никогда, родители мне всегда давали понять ценность рубля. Когда мне давали, скажем, 200 рублей и я говорила, что этого мало, отец отвечал: мало, иди работать. Видите ли, легкомысленность себе могут позволить те, у кого для этого есть время и возможности. А когда, как потопаешь, так и полопаешь, происходит переоценка всех ценностей.
— Был ли момент, когда хотелось все бросить?
— Нет, такого не было. Я вообще человек рисковый. Иногда на совещании я предлагаю какой-то проект, от которого коллеги хватаются за голову и кричат, что я авантюристка, это невозможно, мы никогда с этим не справимся! Но я настаиваю на своем, и, когда затеваю новую идею, я говорю коллегам, которые вновь хватаются за головы: вспомните, что было два года назад? У нас все получилось. Ни в коем случае я не ставлю это в заслугу только себе — конечно, это работа коллектива. Несмотря на пять лет работы, мне до сих пор иногда не хватает знаний, и я советуюсь с людьми, имеющими 15 — 20-летний опыт.
— Как вы отдыхаете?
— Один мой хороший друг всегда ругает меня, когда я беру с собой на Отдых свой «склерозник», как я называю ежедневник. Он говорит: хороший руководитель — это не тот, без которого ничего не крутится на его производстве, а тот, который на предприятии вообще может приходить только за отчетом о хорошо проделанной работе. Последнее время я склонна с ним соглашаться. Оставляю «склерозник» дома на десять дней весной и на десять дней осенью.
— Самое главное?
— Самое главное — это жить с верой в сердце, любить и быть любимым. Все просто. Я абсолютно против феминизма в любом его проявлении. Не приемлю понятия «на скаку остановит, в горящую избу войдет». Считаю, что это глупо и женщина должна оставаться женщиной. Ни в коем случае не против независимости и самостоятельности — я сама пример состоявшегося человека. Мужчина должен уважать самодостаточность женщины, но я против того, чтобы рвать рубаху и устраивать соревнования, доказывая, что не хуже любого мужика. Своему любимому человеку я никогда не дам понять, что он слабее. Всегда говорю ему: ты же умница, хочу с тобой посоветоваться, скажи, как мне поступить? Девочки, женщины, самое главное — семья и ваши близкие. Мечта моя абсолютно банальна — любимый рядом и здоровый малыш.