В начале февраля жители региона, предприятия и организации получили счета по оплате за электрическую и тепловую энергию за январь и увидели, что тарифы резко возросли в сравнении с 2008 годом. Теперь только ленивый не возмущается высокими тарифами. Недовольны жители. Органы власти, общественные организации, депутаты всех уровней проявляют активность накануне выборов, выступают против роста тарифов. Озаботилась и правящая партия «Единая Россия».
Решать проблему нужно не после ее возникновения, когда уже поздно, а тогда, когда только появляются предпосылки. Давно было известно, в том числе и по заявлениям правительства России, насколько вырастут тарифы в 2009 году. Хорошо также известно, какими темпами рост тарифов будет продолжаться и в последующие годы.
Ценовая и тарифная политика в электрической и тепловой энергетике строится на основании общей экономической стратегии в стране, а также в соответствии со структурными преобразованиями в управлении электроэнергетикой. Идеология этих преобразований исходит из концепции создания свободного рынка. В электроэнергетике процесс реформирования еще не закончен.
Государственное регулирование тарифов на оптовом рынке электроэнергии осуществляется Федеральной службой по тарифам (ФСТ) — федеральным органом исполнительной власти. Эта служба также устанавливает и предельные максимальные и минимальные уровни регулируемых тарифов по регионам на каждый год.
На 2009 год по Тверской области предельные значения тарифов для населения ФСТ установила в размере 231 — 239 копеек за киловатт-час, что соответствует росту предельных значений тарифов в сравнении с 2008 годом на 22,9 — 24,5 процента. Предельные значения тарифов для других групп потребителей на 2009 год установлены в границах 208,36 — 230,56 копейки за киловатт-час. Предельные значения тарифов в сравнении с 2008 годом выросли для них на 21,5 — 27,7 процента.
Регулирование тарифов на розничном рынке электроэнергии в пределах, установленных ФСТ, осуществляет структура исполнительной власти субъекта Федерации — Региональная энергетическая комиссия (РЭК).
Общая политика ценообразования в энергетике направлена на переход с 2011 года полностью на свободные (рыночные) цены на электроэнергию (кроме населения) и ежегодное повышение регулируемых тарифов. В 2008 году доля энергии, продаваемой по свободным тарифам, составила в общем ее потреблении примерно 25 процентов, к концу 2009 года она дойдет до 50 процентов. По уже сложившейся практике свободные тарифы могут быть выше регулируемых до 20 процентов.
Исходя из принятой идеологии реформирования электроэнергетики, такая политика образования тарифов будет проводиться и в дальнейшем. Значит, рост тарифов не прекратится. Следует ожидать увеличения платежей за электрическую и тепловую энергию для населения на 25 — 27 процентов в год, для других групп потребителей — на 20 — 25 процентов в год.
В дальнейшем, по словам идеологов реформирования, будет создана полная конкурентная среда в электроэнергетике. И в результате конкуренция будет способствовать снижению цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Несмотря на глобальный экономический кризис и выявившиеся неверные исходные положения в организации управления электроэнергетикой (о чем, кстати, многие специалисты давно предупреждали), в настоящее время никаких изменений и послаблений по отношению к потребителям не последовало.
Их, по правде говоря, при принятой системе управления электроэнергетикой и ожидать не приходится. Структура управления нацелена на неуклонный подъем тарифов. Конечно, определенные временные конъюнктурные решения по тарифам могут приниматься федеральными или региональными властями, но по существу это ничего не изменит.
Первопричина повышения тарифов заложена в экономической политике, проводимой государством в энергетике, и в бездарном реформировании этой жизненно важной отрасли. Как-то главный идеолог реформ в электроэнергетике А.Б. Чубайс, выступая по телеканалу РБК, заявил, что по темпам реформирования «мы впереди планеты всей». Нашел чем хвалиться! Реформа электроэнергетики по Чубайсу породила дезорганизацию, экономическую неэффективность, безответственность, увеличение управленческого персонала, рост тарифов.
Региональная энергетическая комиссия является исполнительным органом региональной власти и в установлении тарифов действует по нормативным документам федерального уровня. И поэтому ее возможности влияния на уровень тарифов весьма ограничены.
Несмотря на то рост тарифов определяется федеральными органами власти, тем не менее даже в имеющихся условиях необходимо искать пути оптимизации тарифов в регионе. Сравнение тарифов на электрическую и тепловую энергию в Тверской области с другими регионами Центральной России показывает, что наша область находится в лидерах. РЭК может и должна более тщательно подходить к анализу материалов, представляемых для установления тарифов регулируемым организациям, всесторонне проверять обоснованность их запросов.
Электроэнергетика является инфраструктурной отраслью, и от ее состояния и перспектив во многом зависит социально-экономическое развитие области. Поэтому наряду с отраслевым управлением электроэнергетикой региона (а находится оно в настоящее время за пределами области) необходимо и территориальное управление электроэнергетикой. Для этого в администрации области нужен орган для координации и контроля деятельности многочисленных субъектов электроэнергетики, действующих на нашей территории. Эти коммерческие организации преследуют собственные, а не региональные интересы. Определенные возможности в этой части федеральные нормативные документы предоставляют.
Следует разобраться с деятельностью многочисленных субъектов электроэнергетики, расплодившихся в результате реформирования, и их ролью в энергоснабжении. Эти фирмы созданы не для решения задачи энергоснабжения области, а для получения неправедных доходов любыми способами. Они вносят свой значительный вклад в увеличение тарифов.
Численность управленческого персонала в электроэнергетике на всех уровнях выросла в разы, но от этого управление не улучшилось, а ухудшилось. Все якобы что-то делают, но фактически вся деятельность сводится к составлению справок для головных офисов.
Никто никогда не проверял управленческую, экономическую, производственную и техническую эффективность работы энергетических структур области. Получение объективной информации об их деятельности невозможно, сведения скрываются под предлогом сохранения коммерческой тайны. Объективной информации о работе субъектов энергетики никто из органов власти и не пытался добиться. Получение отдельных справок в горячих ситуациях ничего не дает. Нужен систематический, целенаправленный, грамотный мониторинг положения дел в энергетике. Если тщательно проверить деятельность энергетических структур, можно получить весьма интересный материал, куда и на что уходят финансовые ресурсы. Здесь также скрыты немалые резервы снижения затрат, а следовательно, и уменьшения тарифов.
В рамках создаваемого электронного правительства области необходим информационный блок по электроэнергетике, который в техническом задании на проектирование не предусмотрен.
Часто наша область хочет быть впереди России всей по организационным новациям. С 2009 году, например, расчет тарифов на передачу электроэнергии выполнен на основании метода эффективности инвестированного капитала. То есть в тарифы заложено финансирование новых объектов сетевого хозяйства. Это резко повышает затраты на передачу электроэнергии (а следовательно, и тарифы). И в 2011 году эти затраты вырастут в три раза по сравнению с 2008 годом. А почему в предыдущие годы полностью не использовались амортизационные отчисления и прибыль? Куда подевались деньги? C потребителей взимается и плата за технологическое присоединение. Возникает закономерный вопрос, куда уходят и эти средства? Кстати, надо заметить, что переход расчета тарифов на передачу электроэнергии по методу эффективности инвестированного капитала в России запланирован с 2010 года, но уже высказываются соображения о переносе этих сроков.
Планируется разработка схемы строительства в городе Твери подстанций на 220 киловольт. Схема электроснабжения областного центра давно необходима, но ее разработка должна начинаться с изучения нагрузок и с сетей 6 — 10 киловольт. Тогда и выяснится (или не подтвердится) необходимость строительства подстанций на 220 киловольт. И станет ясно, нужны ли они и для каких именно потребителей. Пока же возникает вопрос: «А может быть, кто-то хочет строить нужные ему подстанции за счет повышения тарифов?»
Платежи потребителей будут повышаться, если не изменится стратегия. Иллюзий на этот счет питать не стоит. Потребители электроэнергии должны это знать и повышать эффективность и рациональность энергопотребления. Каждое предприятие в сложившейся ситуации обязано иметь четкий стратегический план энергосбережения.
Потребители также должны научиться отстаивать свои интересы при заключении договоров энергоснабжения и грамотно применять существующие системы тарифов. Это позволит многим из них снизить платежи за электроэнергию.
На стадии расчета тарифов в РЭК потребители и общественные организации должны принимать участие в заседаниях рабочих комиссий, а также участвовать в заседаниях правления РЭК при принятии решений по установлению тарифов.
Проблема роста тарифов носит системный и комплексный характер. И столь же серьезно следует этому противостоять, ведь рост тарифов не может считаться самоцелью, а стремительные темпы их повышения не могут устраивать все категории потребителей энергии.
Гарри ЛАМАКИН, доцент Тверского государственного технического университета, почетный энергетик РФ